Слайд 1Лекция 1.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Автор – к.ф.н., доцент Толстикова И.И.
Санкт-Петербург
2015
Слайд 2План лекции
1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.
Основные понятия культурологии
2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления и
современное значение.
2.1. Функции культуры в обществе.
3.Культура и цивилизация
4.Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
4.1. Культурные ценности и нормы.
4.2. Искусство, религия, миф в культуре.
5. Типология культуры
5.1.Типология культуры по этническому и национальному принципу
5.2.Виды и формы культуры
Слайд 31. Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология как наука. Предмет
культурологии
Культурология – важная составляющая гуманитарного знания.
Традиционно выделялись два типа знаний:
- о природе (естествознание, медицина, экономика и т.п. – наука (scitnce) и
о культуре и человеке - гуманистка (humanities).
Термин «культурология» был предложен американским исследователем Лесли Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949 г.)
Слайд 4Культурология носит междисциплинарный характер.
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания
на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография,
искусствоведение, психология.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – (лат. CULTURA + греч. LOGOS) – область гуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности,способах постижения, закономерностей функционирования и развития культуры.
Предметом культурологии является культура или мир культуры как более-менее целостная система.
Функции культурологии: познавательная, воспитательная, мировоззренческая.
Цель культурологического исследования – понимание как своей, так и иной культуры, понимание культуры как диалога - диалога культур.
Слайд 5 Основные понятия культурологии
2. Понятие «культура», его происхождение, история употребления
и современное значение
КУЛЬТУРА – (лат. Cultura, CULTIO - возделывание, обработка,
почитание, поклонение от глагола - coler - от него же произошло и слово "культ".
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) римский писатель и государственный деятель написал трактат о земледелии где употребил термин - агрикультура - наука о возделывании земли, почвы.
В философии термин «культура» понимался как обработка и образование ума.
Цицерон ( 106-43г. до н.э.) римский философ и оратор - говорил о философии как культуре души (“cultura anima philosophia est” – культура души есть философия).
В Древней Греции для определения аналогичного культуре явления использовался термин пайдейя (от греч. pais– ребенок), то есть образованность, гармоничное, телесное и духовное воспитание человека, реализующее все его способности и возможности.
Слайд 6
Культурное и природное состояние человека
Начиная с эпохи античности возникло понимание
того, что Человек существует не только в природе или обществе,
но и в культуре. Противоположность культурного и природного (натурального, естественного) состояния человека.
Во второй половине XVII в. – утверждается идея о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек:
естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и
культурном состоянии (status culturalis).
Культурное состояние - более высокая ступень человеческого развития по сравнению с природным бытием – низшей ступенью человеческого развития.
Постепенно сложилось представление, что культура существует в одной-единственной форме – европейской. Весь мир, кроме Европы, таким образом, представлялся живущим во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. Этот взгляд, по сути, стал оправданием колониальной экспансии и культурной миссии европейцев.
Слайд 7Специфичность культуры как особой формы бытия
Отличительная особенность культуры состоит в
том, что она создана деятельностью человека.
Предметы культуры отличаются от
природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть ценностями.
Главное назначение культурной деятельности человека заключается в том, что он создает особый мир, отличный от природного. Конкретные элементы этого мира – артефакты, деятельность по их созданию – артеакты. (От лат. Arte- искусственный).
Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего нет в природе, и что не могло возникнуть по ее собственным законам.
Культурная деятельность – в первую очередь творческая деятельность, создание нового.
Субъектом культуры является человек (или группа людей) – Человек культурный.
Характерная особенность культурной деятельности человека (субъекта) – свобода, свобода выбора.
Слайд 8Культуру можно рассматривать
в разных смыслах
1. Совокупность материальных и духовных
ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
2.
Духовное измерение всякой человеческой деятельности, в которой формируются ее ценности, принципы, правила, цели и смыслы.
3. Сфера духовной жизнедеятельности общества, объединяющая искусство, религию, науку, систему образования, воспитания, духовного творчества.
4. Уровень овладения той или иной областью знаний, умственной или физической деятельности (политическая культура, экономическая культура … - информационная культура и т.д.
Слайд 9Культуру можно рассматривать в разных смыслах
5. Просвещенность, образованность, начитанность, воспитанность,
гуманизм.
6. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания, образования,
познаний в духовной сфере, искусстве – степень культурности (культурный человек).
7. Определение исторических эпох (культура античности), конкретных обществ, народностей и наций (культура египетская, русская, финская).
Слайд 10Определения культуры
Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура, Критический
обзор определений» (1952) подсчитали и проанализировали определения культуры с 1871
по 1950 г.
К середине XX в. их было 250, затем их число значительно увеличилось.
Первое определение культуры дано английским ученым Эдуардом Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 г.
«Культура или цивилизация… слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственных законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенным человеком как членом общества».
Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Слайд 11Определения культуры
«Культура означает все то, что создано человеком в отличие
от того, что создано природой» Р.Ф. Итс – (Введение в
этнографию: Учеб. пос. Л.,1974. С.40).
«Культура человека есть в совокупности все то, что он не может забыть». Марилен Мид (1901-1978), американский антрополог, автор книги «Культура и мир детства» (М.,1988).
«Истинная образованность – это то, что остается, когда все выученное забыто». Немецкий культуролог – Фон Лауэ.
Слайд 122.1.Функции культуры в обществе
Функции культуры это совокупность ролей, которые выполняет
культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих её
в своих интересах.
Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей.
Основные функции культуры в обществе
Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура формирует миропонимание человека, воспитывает его.
Информационная - культура как форма трансляции социального опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и сохранение информации.
Познавательная (гносиологическая) функция культуры.
Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – условие и результат общения людей.
Нормативная (регулятивная), обеспечивающая соблюдение законов морали, этикета, традиционных форм поведения, принятых в обществе (конкретном).
Слайд 13Функции культуры в обществе
Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человека к
окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше
его зависимость
от культуры. Адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности.
Ценностная (аксиологическая) – определяющая значимость, ценность явлений материально-духовной сферы.
Потребительская - разрядки психологических напряжений, антистрессовая.
Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры.
Знаковая (семиотическая от гр. Semioos – знак).
Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение – семиотическая функция.
Слайд 14Социализация и инкультурация
Инкультурация – усвоение культурных норм и ценностей родной
культуры (или иной культуры – ценности которой человек должен усвоить).
Инкультурация – вхождение человека в культуру.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта - норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, т.д., а также результат воздействия на личность воспитания, формального обучения, и стихийного воздействия жизненных обстоятельств.
Социализация – вхождение человека в общество.
Слайд 15Аккультурация, ассимиляция
Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура
одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа.
Ассимиляция
— процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Слайд 163. Культура и цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский,
государственный, городской).
Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ как и культура также имеет много
смыслов (многозначно).
- Как синоним культуры.
- Как ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство - цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс).
- Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация, западноевропейская цивилизация).
В некоторых культурологических теориях – эпоха деградации и упадка культуры , последняя стадия развития каждого типа культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби).
Высшая стадия развития культуры.
Слайд 17Черты цивилизации и кризис культуры
В XX в. выявились противоречия в
понимании сущности культуры и цивилизации, осознание кризиса культуры.
Их пытались
объяснить О. Шпенглер, Н. Бердяев, Ф. Ницше и другие мыслители.
Исторические изменения во взаимоотношениях культуры и цивилизации.
Понятие «культура» – явление более древнее, она сопровождает всю историю существования людского рода, термин «цивилизация – определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.
Цивилизация – зарождается в городах, связана с разделением труда, развитием государственности (правители, чиновничество, жречество), знания и науки, образования, армии и т.п. Постепенно появляется новый исторический тип культуры, названный впоследствии цивилизацией.
Цивилизация – предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов.
В цивилизованном обществе – гражданское общество сближается с буржуазным;
граждане объединяются по интересам; гражданское общество создает основу буржуазной демократии.
Слайд 18
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
(по М.С.Кагану)
Цивилизация определяет место и
роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития,
в
которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.
Слайд 19Типология цивилизаций
Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и
техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия
определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Слайд 204. Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
Культуру можно структурировать по
разным основаниям.
Как некую культурную совокупность (пирамиду):
от мировой до
семейной и личной.
Мировая, государственная, национальная, городская, сельская, семейная, личная.
Рассматривать как самостоятельные важнейшие элементы культуры: язык, религию, мифологию, мораль, право, науку, искусство, философию.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. К ним относятся мифология, религия, искусство, наука, право.
Слайд 21Духовная и материальная культура
ДУХОВНАЯ культура - наука, мораль, право, религия,
искусство и литература, образование, институты культуры.
Это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская,
нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей: межличностных, в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности и т.п.
МАТЕРИАЛЬНАЯ - орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье, физическая культура и спорт, мода и т.д.
Слайд 22Материально-духовный характер духовной культуры
Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том,
что многие творения духовной культуры имеют материальное воплощение – театр,
архитектура, литература, музыкальные инструменты и др., когда трудно разделить духовную и материальную составляющие культуры
Материально-духовные виды культуры:
экономическая культура;
политическая культура;
правовая культура;
экологическая культура;
эстетическая культура;
художественная культура.
Слайд 234.1.Ценности и нормы культуры
Структура ценностей духовной культуры
Предметы культуры отличаются от
природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть
ценностями.
Понятия ценность, полезность, стоимость – неоднозначны.
Ценность – характеристика отношения человека к объекту.
Существуют различные варианты типологии ценностей.
Виды ценностей
Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние т . д.
Социальные – семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.
Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.
Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.
Эстетические – красота, стиль, гармония.
Слайд 24Культурные регулятивы и нормы
Культура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль. Она
реализуется в следующих формах:
обычаи, нормы, правила и образцы поведения
человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;
нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение.
«Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения, «ненормальное» – отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное (от лат. Deviatio – отклонение).
Культурные нормы – передаются от поколения к поколению и превращаются в обычаи, традиции, которые могут сохраняться веками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения.
Смена норм сопровождается чаще всего различными трудностями и беспорядками и приводит к аномии.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Слайд 25
Исторические формы культурных норм. Обычаи, традиции, современные нормы. Плюрализм норм.
Толерантность
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Табу появляется в первобытном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма, оскорбление чувств верующих. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
Обычай — привычный, мало подвергаемый осознанию целостный образец поведения. Это установившийся порядок, который основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений, обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.
Слайд 26
Развитие нормативной культуры
Постепенно в духовной культуре появились нормы, которые выделились
из обычаев и приобрели самостоятельное существование или были разработаны для
случаев специализированного поведения человека.
В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным.
В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.
Толерантность (лат.tolerantia – терпение) – снисходительность, терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в современном мире.
«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хочешь себе. (Заратустра, Конфуций, Будда. Иисус Христос, И. Кант и т.д.)
Слайд 27Уровни действия культурных норм
Общекультурные нормы – правила поведения в публичных
местах, правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности, установленные законом;
этикет, отношения между мужчинами и женщинами и т.п.
Групповые нормы – социального класса (рыцарство), военных, корпорации, вуза, болельщиков футбольной команды
Ролевые нормы – отца, сына, чиновника, преподавателя …
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины, все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(У. Шекспир)
Чем выше уровень духовной культуры, тем сложнее система регулятивов. Большее значение приобретают ценности.
Слайд 284.2. Искусство, религия и мифология в культуре
Культура и искусство
Искусство
– процесс и результат человеческой деятельности, связанный с творчеством и
фантазией… выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни.
В узком смысле искусство – изобразительное искусство.
Искусство – «зеркало» культуры.
Художник воплощает в своих творениях индивидуальный духовный мир и духовный мир других людей, эпохи.
Искусство - самосознание культуры.
История искусства – это история человечества:
от первобытности до XXI вв.
Слайд 29Культура и религия
РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять).
Понятие
"религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий
из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт.
Слайд 30Миф
МИФ, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся
в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях.
В разных культурах создавались собственные мифологические комплексы и ритуальные обряды.
Миф, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
Создание мифов, вера в них является одной из особенностей человеческой природы.
Слайд 31 5. Типология культуры
ТИПОЛОГИЯ – (греч. tipos – форма, образ)
– классификация по существенным признакам.
Тип культуры – отсутствует в
объективной реальности, не дан в жизненном опыте. Он является идеальным типом – теоретическим построением.
Слайд 32Характерные черты традиционной культуры:
распространена в таких обществах, где изменения незаметны
для жизни одного поколения – прошлое взрослых оказывается будущим их
детей;
в обществе царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколение в поколение традиция;
общество ориентировано на сохранение самобытности, культурного своеобразия;
старшее поколение является источником знаний и умений, его авторитет непререкаем;
люди органично взаимодействуют с природой, едины с ней;
культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней – сельское хозяйство;
время движется либо вспять - от начала Сотворения мира к его концу (эсхатологическое восприятие времени), либо по кругу - годичный круговорот времени, повторяющий циклы сельскохозяйственных работ, где нет ни прошлого, ни будущего; значение имеет только настоящее.
Слайд 33Специфика и основные черты техногенной цивилизации (западноевропейской культуры):
представление о природе
как поле приложения сил человека;
абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать
мир;
деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека;
технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
быстрое изменение предметного мира, доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д;
постепенная глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.
По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
Слайд 345.1.Типология культуры по этническому и национальному принципу
Культура этническая и национальная
Народ
– скрепленная исторической памятью и общностью исторической жизни, сохраняющаяся в
социальной памяти общность.
Народ цементируется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре).
Важная часть этой памяти – самоназвание – «Мы» - сознание принадлежности к этому «Мы».
Слайд 35Этнос, этническая общность
(от гр. ethnos – племя, народ) -
это
исторически сложившаяся устойчивая совокупность группировки людей: племя, народность, нация.
Обязательные
условия возникновения этноса: общность территории и языка.
Характерные черты:
1) самоназвание (этноним), которое может восходить к наименованию территории (топоним);
2) территориальная целостность как условие формирования этноса; 3) расовые (антропологические) признаки;
4) особенности культуры (орудия труда, жилища, одежда, пища, язык, народное искусство).
Слайд 36Этническая (народная) культура
Этническая (народная) культура возникает вместе с этносами. Первая
форма – племенная культура. Этническая культура основана на традициях предков,
включает в себя главным образом сферу труда и быта, ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслах, народной медицины и т.д. Обычно культура устная, с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.
Специфика (особенности) этнической культуры в значительной мере обуславливаются природной средой.
Рациональный опыт ведения хозяйства. Этническая культура в настоящее время сохраняется в большей мере в деревне, чем в городе.
Слайд 37Нация
Нация – исторически возникшая форма этносоциальной общности людей, формируется в
основном в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Нации свойственны
общность территории и хозяйственной жизни, языка, некоторые черты психического и духовного склада, проявляющиеся в своеобразии культуры. Национальное самосознание.
Национальная культура – включает этническую - народную (одного или нескольких этносов) культуру – наиболее древний пласт культуры.
Слайд 38Национальная культура включает этническую культуру
И культуру, основанную на письменности, образовании,
развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом
и технологическом развитии общества. Достижения национальной культуры творчество наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Центром национальной культуры является не деревня, а город – театры, музеи, библиотеки, учебные заведения; заводы и фабрики, и т.п.
Этническая культура базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии – от древности и богатства этнической культуры зависит во многом от своеобразия и неповторимости любой национальной культуры.
Слайд 39 Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда
очень противоречивые.
Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не
отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды перемены и новшества;
тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому; стремиться сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.
Национальная – полна движения и изменений, живет созиданием нового;
по мере своего развития все более открывается для контактов с другими культурами, становится богаче; в национальной культуре этнические различия нивелируются, постепенно исчезают.
Слайд 405.2.Виды и формы культуры
Виды культуры - совокупность правил, норм и
моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
Доминирующая (общенациональная) культура
включает:
национальную и этническую.
В культуре можно выделить следующие составляющие:
а) субкультуры и контркультуры;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную (повседневную) и специализированную культуры
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы:
- элитарную;
- народную;
- массовую
Слайд 41Элитарная, народная и массовая культуры
Элитарная – высокая культура,
создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Она включает
изящное искусство, классическую музыку и литературу, как правило, трудное для восприятия неподготовленного человека. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия средне- образованного человека.
Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».
Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной (этнической) культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, песни, танцы народа , а фольклорная – его прошлое, историческое наследие.
В народной культуре можно выделить два уровня – высокий, связанный с фольклором (народные предания, эпос, сказки, мифы и др. и сниженный, ограниченный, так называемой, поп-культурой. Высокая (фольклорная) народная культура создается анонимными авторами, но это высокохудожественные произведения.
Слайд 42Массовая культура
Массовая культура – возникает в сер. XX в.
Массовая культура является авторской, у нее широкая аудитория, она отвечает
на сиюминутные запросы людей, реагирует на новые события. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды.