Слайд 1Лекция 1
МЕТОДИКА
преподавания иностранных языков как наука
Слайд 2Три аспекта рассмотрения методики
1. Методика как учебная дисциплина
2. Методика
как научная дисциплина
3. Методика как практическая дисциплина
Слайд 31. Методика как учебная дисциплина
дает теоретическую и практическую подготовку будущим
преподавателям по обучению иностранным языкам.
Реализуется в форме лекций, практических и
лабораторных занятий, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ.
Объем и содержание определяются соответствующими программами
Слайд 4Разделы курса методики как учебной дисциплины
1. Лингводидактические основы обучения.
2. Методические основы
обучения языковым средствам общения.
3. Методические основы обучения речевой деятельности.
4. Организация
и обеспечение процесса обучения. Этапы, уровни и профили обучения иностранному языку.
5. Содержание профессиограммы преподавателя иностранного языка.
6. Основные этапы развития методики преподавания иностранных языков.
Слайд 52. Методика как научная дисциплина
педагогическая наука, частная дидактика –
теория обучения конкретному учебному предмету.
Методика преподавания иностранных языков – это
наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка.
Слайд 63. Методика как практическая дисциплина
дает представление о совокупности приемов
работы учителя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения.
Это технология обучения,
или научная организация труда.
Слайд 7Является ли методика наукой?
Есть ли у методики преподавания иностранных языков
свой объект исследования?
Есть ли предмет исследования?
Есть ли система понятий?
Есть ли
система методов исследования?
Слайд 8
Различные точки зрения на статус методики
Слайд 9Методика – прикладной аспект лингвистики
Она опирается на данные языкознания и
обосновывается, исходя из анализа понятия «язык» в разных его аспектах.
Методика – «приложение» к различным областям общего языкознания.
Л.В. Щерба (1880-1944) «Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики» (1947 г.).
Сторонники (1940-50-е гг.): И.В. Рахманов,
В.Д. Аракин, О.С. Ахманова, Л. Блумфилд и др.
Слайд 10Методика – прикладная область психологии
В основе научной разработки методов обучения
языку лежат данные психологии.
Б.В. Беляев (автор концепции сознательно-практического метода)
«Очерки по психологии обучения иностранным языкам» (1965)
Сторонники этой точки зрения:
В.А. Артемов, Б.А. Бенедиктов, Г.В. Карпов.
Слайд 11Методика – раздел педагогики (дидактики)
Методика опирается на дидактические принципы,
разрабатываемые
в этой области знаний.
Ю.К. Бабанский, А.В. Текучев, B.C. Цетлин,
Э.П. Шубин
Слайд 12Современное понимание методики
Методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других
наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики, следует считать
лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.
Слайд 13Объект исследования методики
Процесс обучения иностранному языку и воспитания посредством иностранного
языка
Слайд 14Аспекты объекта методики:
Обучающая деятельность учителя по преподаванию ИЯ
Учебная деятельность учащегося
по овладению ИЯ
Содержание предмета «Иностранный язык»
Слайд 15Предмет методики
совокупность знаний об объекте методики в виде различных теорий,
методов обучения.
Предмет исследования в методике реализуется в методиках и
методических рекомендациях по преподаванию языка.
Слайд 16Понятийный аппарат методики
– система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний.
Основные категории служат базой и в то же время показателем
самостоятельности и уровня развития науки.
Словари методических терминов свидетельствуют о богатстве ее понятийного аппарата и широте терминологического состава (Миньяр-Белоручев,1996 – около 800 терминов; Азимов, Щукин, 1999 – около 2000
терминов).
Слайд 17Основные понятия:
метод обучения
система целенаправленных действий учителя, организующая познавательную и
практическую деятельность учащегося, обеспечивающая усвоение им содержания образования и тем
самым достижение целей обучения (М.И. Скаткин)
Слайд 18Основные понятия:
методический прием
элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной
задачи обучения на определенном этапе
(М.В. Ляховицкий)
Слайд 19Основные понятия:
упражнение
специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) операций или
действий с целью формирования или совершенствования речевых навыков или развития
речевых умений
Слайд 20Основные понятия:
система упражнений
совокупность типов и видов упражнений, учитывающая закономерности
формирования навыков и развития умений в различных видах речевой деятельности
Слайд 21Основные понятия:
средство обучения
серия учебных пособий от раздаточного материала до
видео- и компьютерных программ, способствующих достижению целей обучения иностранным языкам.
Слайд 22Методика –
наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения
иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также
изучающая способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.
Слайд 23Методика (частная дидактика)
характеризует процесс обучения языку в конкретных условиях его
преподавания (частная методика)
либо
раскрывает закономерности обучения языку вне конкретных условий
его изучения (общая методика).
Слайд 24Методы исследования
– это способы познания явлений действительности, их закономерностей.
В
методике используются следующие эмпирические методы: анализ научной литературы, наблюдение и
обобщение педагогического опыта, беседа, опытное обучение, эксперимент, анкетирование, тестирование, хронометраж, методы статистического анализа.
Слайд 25КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС 1
– В каких трех аспектах рассматривается сегодня
методика?
۷ Как учебная, научная и практическая дисциплина.
Слайд 26КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС 2
– Как определяется методика – учебная дисциплина?
۷ Как
совокупность сведений по теории и практике обучения иностранному языку, преподаваемая
в соответствии с утвержденной программой
Слайд 27КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС 3
– Как определяется методика – научная дисциплина?
۷
Как теория обучения языку, или лингводидактика
Слайд 28КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС 4
– Как определяется методика – практическая дисциплина?
۷ Как
технология обучения, представляющая собой совокупность приемов работы учителя.
Слайд 29КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС 5
– Приведите аргументы в пользу утверждения, что методика
является самостоятельной наукой.
۷ Наличие у методики своего понятийного аппарата, своего
объекта и предмета исследования, системы методов исследования.
Слайд 30Литература:
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и
методика. М, 2004.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе /
Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.К. Фоломкина, А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов. М., 1982.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Учеб. пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006.