Слайд 1
Лекция 1
Тема: Педагогика начального образования как наука
о воспитании,
образовании
и развитии младших школьников
Слайд 21. Как исторически формировалась теория и практика начального образования?
Слайд 3
История начального образования
за рубежом
Начальное образование
в первобытном обществе
Слайд 4Начальное образование
в первобытном обществе
Слайд 5Начальное образование
в первобытном обществе
Слайд 6Начальное образование
в рабовладельческом обществе
Древний Восток
Слайд 7СПАРТА
(воспитание осуществляет государство)
Цель – подготовка воинов.
Девочки
Мальчики
Слайд 8Афины
Девочки
Мальчики
Цель – всестороннее гармоническое
формирование личности
Слайд 9Система образования в Древнем Риме
Цель – воспитание верноподданной массы и
чиновников.
Слайд 10Начальное образование
в эпоху Средневековья
(IV – V – IVX
– XV вв.)
Слайд 11Начальное образование в эпоху Возрождения и Реформации
Слайд 12Начальное образование
в государствах Западной Европы
в эпоху Нового времени
Слайд 131. Ребенок – совершенное творение природы. Школа как мастерская гуманности.
2.
Начальное образование - школа детства.
3. Обучение азбуке, чтению, письму,
рассказы о мире и человеческой душе, грамматике и музыке.
Слайд 15Методика первоначального обучения детей счету, измерению и речи.
2. Расширение содержания
начального обучения: элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастика.
Слайд 18Начальное образование
в конце XIX в. – начале XX в.
Реформаторская
педагогика – новое воспитание:
Слайд 19Ребенок - солнце, вокруг которого вращаются средства образования; он -
центр, вокруг которого они организуются.
2. Направленность образования на развитие природных
дарований детей.
3. Обучение посредством делания. Метод проектов.
Джон Дьюи (1859—1952)
Слайд 23
История начального образования
в России
Начальное образование
в Киевской Руси
и Русском государстве (до конца XVII века)
Цель образования: передача опыта
от старшего поколения младшему; трудовое воспитание и нравственное развитие детей.
Слайд 24Девочки
Мальчики
Киевская Русь (VI – X вв.)
Слайд 25Киевская Русь (XI – XIII вв.)
Начальное образование – с 7
лет
Слайд 28Начальное образование
в период правления Петра I
Слайд 29Начальное образование
в период правления Екатерины II
Слайд 301786 г. - Устав народным училищам в Российской империи
Народные училища
для непривилегированного сословия
Содержание образования:
Чтение и письмо, катехизис, чтение книги
«О должностях человека и гражданина», арифметика, грамматика, чистописание, рисование.
Слайд 31Начальное образование в XIX веке
Слайд 32Народные училища
1804 г. – Устав о системе народного образования
Слайд 331828 г. - 2-й Устав о системе народного образования:
Слайд 35В середине XIX в. - общественно-педагогическое движение:
3. Управление начальными школами
– уездные
и губернские советы.
Слайд 36В 1864 г. - Положение о начальных училищах
Двухклассные народные училища
с 5- и 6-летними сроками обучения
Слайд 37К.Д. Ушинский (1824—1870)
1. Новаторская концепция содержания образования в народной
школе:
родной язык, родная литература, отечественная история, отечественная география, математика и
новейшие языки.
2. Создание книг для первоначального классного чтения «Родное слово» и «Детский мир».
Слайд 38Л.Н. Толстой (1828—1910)
1. Свобода ребенка в обучении и воспитании.
2.
Опора в обучении и воспитании на личностный опыт ребенка.
3. Индивидуализация
обучения.
4. Развитие творческих способностей детей.
Слайд 39Яснополянская школа
Л.Н. Толстого
Слайд 401897 г. - Положение
о начальных народных училищах
1. Министерские «образцовые»
начальные училища
Содержание образования:
Закон Божий, русский язык и чистописание, чтение,
арифметика, история, география (в Министерских и Церковно-приходских).
Слайд 41Начальное образование в СССР
в 20-е г. XXв.
Слайд 42Начальное образование в СССР
в 30-е г. XXв.
Слайд 43Начальное образование в СССР
40 – 70 годы XX в.
Слайд 44Начальное образование в СССР
40 – 70 годы XX в.
Слайд 45В.А. Сухомлинский(1918—1970)
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
Слайд 46Начальное образование в СССР
40 – 70 годы XX в.
Слайд 47Начальное образование в СССР
80 – 90 годы XX в.
Слайд 48Ш.А. Амонашвили
«Учитель – это стекло, через которое
ребенок смотрит
на мир».
Слайд 49Ш.А. Амонашвили
«Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель
его любит, любит искренне и бескорыстно».
Слайд 50С.Н. Лысенкова
Перспективно-опережающее обучение
Слайд 522. В чем заключается сущность педагогики начального образования?
Каковы ее цель
и задачи?
Слайд 53Предмет-
в образовательном
процессе начальной школы
Слайд 573. Каковы актуальные проблемы педагогики начального образования?
Слайд 58
Преемственность образовательного процесса: преемственность дошкольного и начального образования, начального и
основного общего образования.
Реализация здоровьесберегающих технологий
в обучении и воспитании младших
школьников.
Слайд 59Управление качеством образования.
Реализация компетентностного и деятельностного подходов в начальном образовании.
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Слайд 60Внедрение информационных технологий
в практику начального образования.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Психолого-педагогическое
просвещение родителей.