Слайд 1Лекция 11
Адаптация выпускников на рабочем месте: основные понятия и характеристики
Роли
других – твои.
Приди, возьми и стань лучше
Фриц Перлз
Слайд 2Виды адаптации, основные задачи работника в период адаптации, критерии успешной
адаптации
Производственная адаптация. Обычно в структуру производственной адаптации включают два
компонента: профессиональный и социально-психологический.
Профессиональная адаптация понимается приспособление к самой профессии, условиям труда, режиму, выполнению возложенных на работника функций (должностных обязанностей), требований.
Социально-психологическая адаптация - это процесс вхождения новичка в новый коллектив, включения его в систему отношений, приспособления к установившимся групповым нормам. Успешная адаптация проявляется в установлении дружеских отношений с членами коллектива, принятии существующих норм и ценностей.
Производственная адаптация может быть полной, когда достаточно высокий уровень овладения профессией или специальностью сопровождается успешной социально-психологической адаптацией. Если, овладев профессией, человек не смог занять благоприятную позицию в новой группе или наоборот, — адаптация считается неполной. Обострение проблем в том или другом аспекте ведет к снижению уровня производственной адаптации или к дезадаптации.
Слайд 3Основные задачи работника в период адаптации
Показать себя отличным работником (профессиональная
адаптация).
Произвести благоприятное впечатление на руководство и коллектив (социально-психологическая адаптация).
Слайд 6Правильное поведение в первые дни и месяцы работы
Именно в первые
два-три месяца работы, пока идет освоение функциональных (должностных) обязанностей на
новом рабочем месте, вхождение в коллектив, нужно тщательно продумывать свои действия и анализировать реальное поведение. Это позволит минимизировать ошибки, связанные с недостаточными знаниями и пониманием особенностей организационной культуры новой организации (предприятия). Не случайно продолжительность испытательного срока для вновь принятых сотрудников составляет обычно три месяца.
Новичку необходимо помнить: работодатель предложил работу, чтобы решить собственные проблемы, а не для того, чтобы оказать услугу выпускнику.
Слайд 7Подготовка к первому рабочему дню
Для успешного вхождения в организацию (на
предприятие) выпускникам следует проявить инициативу и познакомиться с тремя группами
вопросов:
1. Знакомство с должностью (профессией, специальностью).
2. Знакомство с подразделением.
3. Знакомство с организацией (предприятием).
Слайд 81. Знакомство с должностью (профессией) предполагает рассмотрение следующих вопросов:
функциональные обязанности (должностная
инструкция) и план работы новичка (плановые показатели) на ближайший период;
содержание
заданий, которые предстоит выполнять в первые 2-3 месяца работы (период испытательного срока);
требования, предъявляемые к вашей работе (качество, производительность, степень ответственности);
роль ответственного (куратора) в обучении вновь принятого в подразделение;
значение (роль и место в технологической цепочке) работы, которую предстоит выполнять для успеха подразделения;
коллеги по работе и их функциональные обязанности;
время начала и окончания работы, обеденного перерыва;
размер заработной платы, сроки выплаты заработной платы, в т.ч. первой;
место хранения личных вещей.
Слайд 92. Знакомство с подразделением предполагает рассмотрение вопросов:
структура данного подразделения;
реализуемые
функции и задачи (Положение о подразделении);
содержание деятельности;
план работы данного подразделения;
состав
сотрудников.
Слайд 103. Знакомство с организацией включает изучение вопросов:
структура организации, ее учредительные документы
(Устав или Положение);
политика; перспективы развития;
внутренние нормативные документы (локальные
акты): регламент работы и дисциплинарные требования; система стимулирования, льготы;
перспективы карьерного роста и повышения квалификации;
организационная (корпоративная) культура: нормы, правила, ценности, установки и т.п.
Слайд 11Ошибки и затруднения в период адаптации, способы их преодоления
Часто затруднения
выпускников связаны с их неадекватными ожиданиями и представлениями в отношении
работодателя (непосредственного руководителя), сотрудников, представлений о своей работе. Одновременно у работодателя и коллег есть свои ожидания и планы на новичка. Некоторые выпускники, не имея реального трудового опыта, переносят те отношения, которые были во время производственной практики, на трудовые отношения в коллективе. Поэтому весьма часто эти взаимные ожидания и представления не совпадают.
Смотри таблицу 1 в другом документе
Слайд 12Саморегуляция. Управление поведением в напряженных (стрессовых) ситуациях
Подумайте, а как
вы начинаете свой день?
Насколько позднее пробуждение и спешка влияют
на состояние и успехи дня?
Как вы справляетесь с ситуациями напряжения, стресса?
Какие способы снижения (снятия) напряжения и восстановления внутреннего равновесия используете?