Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
Блж. Иероним: «В родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех».
Христианский ученый Юлий Африкан объясняет эти разночтения ветхозаветным законом ужичества: «Первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор 25:5-6). То есть указывается не биологический отец, а фактический.
Иаков и Илий были сводными братьями. Отцы у них были разные, но мать одна, Эста. Таким образом, когда Илий умер, Иаков, взяв за себя его жену, восстановил род брата, зачав Иосифа. Отсюда и вышло разногласие, так как св. Лука ведет род Иосифа через Рисая, сына Зоровавеля, и Илия, а св. Матфей – через Авиуда, другого сына Зоровавеля, и Иакова.
55
41
Ирод, сын Антипатра, согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия правил в Иудее с 714 по 750 гг. от основания Рима (5 г. до Р. Х.)
Захария был священником из Авиевой чреды, одной из 24, которая еженедельно сменяла друг друга согласно установлению царя Давида. Распределение служение внутри чреды между священниками происходило путем бросания жребия.
Имя Захария в перев. с евр. означает «тот, о ком вспомнил Яхве» или «память Яхве»
Имя Елизавета в перев. с евр. означает «клятва Божия», («покой Божий»)
Блж. Феофилакт: «Часто некоторые бывают праведны, но не пред Богом, а по видимости и пред людьми. Захария же и Елисавета были праведны пред Богом».
Блж. Феофилакт: «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного».
«Однажды» - согласно исследованию библейской хронологии явление Ангела Захарии случилось во втором полугодии 748 г. по основании Рима (6 г. до Р.Х.);
«войти в храм Господень для каждения» - имеется ввиду святилище, где стоял кадильный алтарь.
Правая сторона считалась у евреев счастливою, поэтому явление по правую сторону жертвенника свидетельствует о благой цели посещения Ангела;
Но Захария все-равно испугался, так как увидеть Ангела в Ветхом Завете означает увидеть Самого Бога, а «лица Моего не можно тебе увидеть» - говорит Господь, - «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20).
Блж. Феофилакт: «услышана молитва твоя об отпущении грехов народа, ибо ты родишь сына, чрез которого будет отпущение грехов»
А в качестве доказательства истинности слов «знамение: Елисавета родит тебе сына» не смотря на свой возраст
Иоанн с евр. – «Бог милостив»
будет велик пред Господом
будет назореем на всю свою жизнь
Будет исполнен дарами Святого Духа еще во чреве матери
В своей пламенной ревности, строгой подвижнической жизни, проповеди покаяния и обличения нечестия уподобится пророку Илии
Его главная цель - подготовить народ иудейский к пришествию Мессии, к учению Иисуса Христа о «царстве не от мира сего»
«возвратить сердца отцов детям»
1) обратить евреев к апостолам, ибо иудеи были отцы, а апостолы - дети их; 2) возвратить сердцам родителей любовь к детям; 3) Свт. Игнатий Кавказский: «Что должен был вернуть Иоанн? Сердечные чувствования родоначальников израильтян, Авраама и святых рода израильского».
Блж. Феофлакт: «Пришел он "в духе Илии", потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия - предтеча второго пришествия, так Иоанн – первого... пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия».
Гавриил с евр. значит «сила Божия» или «сильный Божий»
Захария наказывается немотой и глухотой за неверие
Своим неверием Захария предызобразил иудейский народ
Прп. Ефрем Сирин: «Когда, стараясь говорить, Захария испытал, что говорить не может, тогда и уразумел, что заключивший отверстые уста может отверзнуть заключенную утробу. Став немым, хорошо познал, сколь неправо говорил. Захария, погрешивший словом, посредством слова был наказан, дабы вкусить плод праведного воздаяния. Лишен был слова, потому что
подумал, что то слово, которое ему возвещалось, не будет исполнено».
Блж. Феофилакт:
«Ибо как он, старый и бесплодный, и неповеривший, родил сына, большего пророков, так и церковь иудейская и иерархия, хотя застарела и была бесплодна и неверна, и преслушна, однако же, родила во плоти Слово Божие, Владыку пророков».
Таение Елисаветы - особая сосредоточенность Елисаветы на том, что происходило в ней
Мария с евр. «госпожа» («сильная», «прекрасная»)
месяц «шестой», считая от времени зачатия Иоанна
«Радуйся» – обычное приветствие при встрече на Востоке
«Благодатная», то есть удостоившаяся особых милостей от Бога
Дева смущается не от неверия и сомнения, а, как Дева в высшей степени смиренная, смущается только чрезвычайностью похвалы, какой удостоилась от Ангела
Иисус с евр. «Господь спасает» («спасение от Бога»)
«Дом Иакова» все уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов
Мессия как царь должен быть потомком царя Давида по плоти
Господь принял духовное царствование, которое будет вечным
Блж. Феофилакт: «Как же говорится, что Он воссел на престоле Давидовом? Слушай. Давид был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении как любящий есть и пить вино, и сын плотника, и в бесчестии даже у Своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, - сказано, - не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давид, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давид победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, приняв крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давидовом?».
Вопрос Девы не из-за неверия, как у Захарии, а из желания узнать , каким образом совершится сказанное Ангелом, ведь Она дала обет девства на всю жизнь
Рождение Иисуса Христа происходит сверхъестественным образом, действием
Святого Духа
Блж. Феофилакт: «Дева сказала: «кaк будет это» не потому, что она как бы не поверила, но потому, что она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события, ибо ничего подобного не было прежде сего и ни после сего не будет. Поэтому и Ангел прощает Ей и не осуждает как Захарию, но еще объясняет образ события».
Блж. Феофилакт: ««Дух Святый, - говорит, - найдет на Тебя», устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. «И сила Всевышнего, - Сын Божий, ибо Христос есть сила Божия (1 Кор. 1, 24), - осенит Тебя», то есть покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно».
Прп. Иоанн Дамаскин: «Сын Божий, говорит святой Иоанн Дамаскин, из пречистых и девственных кровей образовал Себе начаток нашего естества, плоть, оживленную душой словесной и разумной, но образовал не из семени, а творчески»
Доказательство истинности слов Ангела – разрешение от неплодства Елисаветы
Елисавета и Мария были двоюродными сестрами
Согласие Пресвятой Девы на благовестие Ангела – момент зачатия Иисуса Христа, момент Боговоплощения
Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой (Лк. 1,39-56)
По Преданию, город Иудин, в котором жили Захария и Елисавета, был город Иута, близ священнического города Хеврон
«С поспешность» - не по неверию, спешит удостоверится в истинности знамения, а радуясь за свою родственницу спешит поздравить ее
Блж. Феофилакт: «Иоанн Креститель пророчествовал устами Елисаветы , почувствовав уже во чреве матери, близость Того, к Чьему появлению в мире он должен будет подготовить человечество».
Исполнение пророчества об Иоанне Предтечи архангела Гавриила
«Спасителе моём» – спаситель от греха
«призрел на смирение» - не добродетель смирения, а низкое, бедное положение, которое занимала Дева в иудейском народе
«ублажать все роды» - прославлять и почитать во всем мире как Матерь Божию, Царицу Небесную
Песнь Анны Пророчицы
(1 Цар. 2, 1)
потому что сотворил для меня величайшее, неслыханное дело: удостоил стать Матерью Бога по Своему Милосердию
«Свято имя Господне» - по ветхозаветному богословию, Имя Божие есть откровение существа и силы Божией, это Сам Господь в Своем проявлении пред человечеством.
51 стих: «явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их»
Показал Свою Силу; «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих и послав одних в бездну, а других - в свиней. Так же можно разуметь и об иудеях, которых Господь рассеял по всей земле после 70 г. по Р.Х..
«Смиренные» - люди или язычники, которых смирил грех, Христос вознес, даровав им сыноположение. Так же как и алчущих, то есть тех же язычников, исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, лишил всякого блага.
Господь вступился за народ Израильский и осуществляет все Свои обетования относительно милостей, какие должен был получить народ еврейский.
«Дева удаляется ради множества имеющих собраться к рождению» (блж. Феофилакт). Удаляется в «дом Свой», то есть Пресвятая Дева еще не жила в доме Иосифа
Елизавета выступает как пророчица (блаж. Феофилакт) и по откровению от Духа Святого, (Е. Зигабен), объявляет свое желание, чтобы сын ее был назван Иоанном.
«Иоанн - значит благодать Божия»
Пророческая песнь Захария (Лк. 1, 67-79)
«рог спасения» - как в Ветхом Завете преступники спасались от мстителей, прибегая к жертвеннику всесожжения и хватаясь за его рог, и считались неприкосновенными (3 Цар. 2, 28), так и весь род человеческий, преследуемый грехами, находит себе спасение в Иисусе Христе
Спасение Христово будет не в избавлении от политических врагов, а в даровании истинным верующим возможности служить Богу «в святости и правде»
«Посетил», т. е. воззрел, обратил Свой милостивый взор.
Воздвиг «рог спасения», т. е. силу спасения или приносящую спасение - Мессию Спасителя
Мессия придет для того, чтобы просветить тех, кто пребывают в тяжких бедствиях, как духовных так и телесных и направить их на путь к мирной жизни
Одни толкователи разумеют под «Востоком» Бога, другие - Мессию
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть