Слайд 1Лекция 9
Адаптация персонала
Слайд 2ВОПРОСЫ:
Сущность процесса адаптации персонала
Виды и стадии адаптации
Цели адаптации
Стадии адаптации
Программа адаптации
Слайд 31. Адаптация
Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков,
а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к
своей работе.
Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.
Слайд 4Наиболее важные характеристики адаптации:
1) Адаптация представляет собой процесс. Это означает,
что она занимает определенный период жизни работника – от нескольких
месяцев до нескольких лет;
2) Возникает вследствие противоречий, сущность которых заключается в том, что изменяются роль, статус человека, его обязанности и возможности, отношения с другими людьми, нормы и ценности коллектива.
3) Адаптация – вынужденный процесс, так как субъект адаптируется к условиям окружения не по своей воле, а по необходимости;
Слайд 5 4) Адаптация – двусторонний процесс, который предполагает
как изменение человеком самого себя под воздействием новой реальности, так
и преобразование условий окружающей среды в зависимости от собственных потребностей.
5) Адаптация – субъективный процесс: согласно теории отражения субъект действует в соответствии с собственным видением картины мира.
6) Адаптация – непрерывный процесс; он никогда не бывает законченным, так как условия окружающей среды меняются постоянно.
Наиболее важные характеристики адаптации:
Слайд 72. Виды адаптации
Первичная адаптация -
это приспособление молодых сотрудников, не
имеющих опыта профессиональной деятельности
(как правило, в
данном случае речь идет о
выпускниках учебных заведений).
Вторичная адаптация –
это приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности
(как правило, меняющих
объект деятельности или профессиональную роль, например, при
переходе в ранг руководителя).
Слайд 8Виды адаптации
Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для
него производственную сферу,
усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления
и расширения
взаимосвязей между работником и производственной средой.
Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма
управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание
собственной роли в производственном процессе.
Слайд 9Виды адаптации
Экономическая адаптация. Каждая профессия отличается особыми способами
материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и
организацией. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.
Психофизиологическая адаптация – привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим
нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды,
особенностям организации режима питания и отдыха.
Слайд 10Виды адаптации
Социально-психологическая адаптация – приспособление к новой социальной
среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение
новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.
Профессиональная адаптация – приспособление уже имеющегося проф. опыта и стиля проф. деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.
Слайд 113. Цель адаптации работника
со стороны работодателя:
– Во-первых, желание получить лояльного,
максимально
управляемого сотрудника;
– Во-вторых, максимально полное, быстрое и
эффективное его приспособление к
организации и
выполняемой работе.
со стороны работника –
Это максимально полное, быстрое и эффективное
приспособление к организации, создание в
максимально короткие сроки имиджа профессионала,
желание в течение длительного времени оставаться
сотрудником организации.
Слайд 12Задачи адаптации сотрудников с точки
зрения работодателя:
– Повышение эффективности организации, рост ее прибыли;
– Повышение эффективности
трудовой деятельности сотрудника;
– Снижение возможности его увольнения;
– Формирование у сотрудника лояльности к организации;
– Снижение у него уровня стресса, тревожности;
– Формирование у сотрудника чувства удовлетворенности работой;
– Обеспечение работника теоретическими и практическими знаниями об организации и выполняемой работе;
– Установление у работника оптимальных для деятельности организации партнерских отношений в коллективе.
Слайд 13Задачи адаптации с точки зрения работника:
– Получение знаний об
организации, организационной культуре, информационных потоках, формальных и неформальных связях;
– Знакомство
со стилем управления;
– Получение теоретических и практических знаний о специфике работы;
– Снижение уровня стресса, тревожности;
– Продолжение трудовых отношений с организацией;
– Установление партнерских отношений с коллегами;
– Формирование и рост чувства удовлетворенности от работы в организации.
Слайд 14Задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией:
1. Организация семинаров, курсов
по вопросам адаптации;
2. Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым
сотрудником;
3. Прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;
4. Прохождение специальных курсов подготовки наставников;
5. Использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
6. Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
7. Подготовка замены при ротации кадров;
8. Проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Слайд 154. СТАДИИ АДАПТАЦИИ
Приспо-собление
Идентифи-кация
Ознаком-ление
Ассимиля-ция
Слайд 16Стадии адаптации
1. Стадия ознакомления
На этой стадии новый специалист узнает цели
и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями,
ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять — подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.
2. Стадия приспособления
Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться» в коллектив.
Слайд 17Стадии адаптации
Стадия ассимиляции предусматривает приспособление к среде, принятие ее традиций,
норм, системы ценностей. Происходит постепенная интеграция работника в организацию.
На стадии
идентификации работник полностью отождествляет личные цели с целями коллектива и организации в целом. В зависимости от характера идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Полностью идентифицированные работники – «ядро» любой организации, они являются наиболее добросовестными и преданными
Слайд 18Программа адаптации - регулирует процесс адаптации сотрудника в организации.
Является управленческим
документом
5. Программа адаптации
Информа-ционная часть
Структура
программы адаптации
Организа-ционная часть
Социально-психологи-ческая часть
Слайд 19Информационная составляющая
Программы адаптации
социальные программы
Функции сотрудников
Стандарты поведения
Направления деятельности
Орг-струк-тура
История
организации
миссия и стратегия
Слайд 20Структура
Программы адаптации
Саморазвитие сотрудника
Уровень коммуникативных умений
Стандарты работы с документацией
Владение общими и
специальными умениями
Степень готовности к работе
Изучепние профессионального уровня
Изучение трудностей в работе
Слайд 21Организационная составляющая
Программы адаптации
Участие во внешних профессиоальных мероприятиях
Участие в
профессиональной
деятельности компании
Активное ведение профессиональной деятельности
Прикрепление к консультанту
Прикрепление к наставнику
Слайд 22Социально-психологическая составляющая
Программы адаптации
Неформальное общение с сотрудниками
Участие в корпоративных мероприятиях
Участие
во внерабочей жизни коллектива
Знакомство с сотрудниками
Представление коллективу
Слайд 23Время адаптационного периода
может составлять от 1 месяца до 2-3
лет
Полная адаптация характеризуется следующими моментами:
высоким уровнем владения специальностью,
полным
освоением работы с устойчивыми положительными результатами,
достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Слайд 24
Этапы процедуры адаптации
1 - оформление сотрудника;
2 - первичное знакомство;
3 -
стажировка (испытательный срок);
4 - обратная связь
Слайд 25
1 - ОФОРМЛЕНИЕ СОТРУДНИКА
Первый рабочий день
заполнение внутренней анкеты;
написание
заявления о приеме на работу;
подписание трудового договора и должностной
инструкции;
ознакомление с локальными нормативными актами;
копирование необходимых документов;
оформление трудовой книжки;
инструктаж по технике безопасности
Итогом этапа является официальное оформление сотрудника с проведением его по кадровому и бухгалтерскому учету
Ответственное лицо - инспектор/менеджер по кадрам/менеджер по персоналу
Слайд 262 – ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО
Первый рабочий день
Ознакомительная информация о компании, порядке
и условиях работы:
история;
продукция / услуги;
структура управления (включая имена ключевых руководителей,
расположение отдельных подразделений);
условия работы - рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;
традиции, элементы корпоративной культуры (система парковки личного транспорта, праздники...);
этический кодекс;
основные документы;
процедуры безопасности, конфиденциальность информации;
постановка целей;
создание мотивации - возможности роста заработной платы, повышения квалификации, должностного роста;
экскурсия по офису;
вручение справочника работника (путеводитель-справочник новичка, лоцманская карта и т.д.).
Ответственное лицо - менеджер по персоналу/менеджер по обучению/развитию персонала
Слайд 27 3 - СТАЖИРОВКА
Второй рабочий день
Ознакомительная информация о взаимодействие с
подразделениями компании:
перечень отделов, с которыми придется взаимодействовать в процессе
работы;
технология взаимодействия между подразделениями - письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки;
возможные сложности производственного процесса;
механизмы решения проблем;
прецеденты.
Ответственное лицо - руководитель подразделения
Третий день - до 2,5 месяцев
Работа по «Плану работы сотрудника на время испытательного срока», интеграция в структуру компании.
Ответственное лицо - наставник
Слайд 28Функции наставника
Предоставление подробной информации по содержанию работы
Прояснение заданий
Формирование личных и деловых качеств, необходимых для сотрудника
Контроль выполняемых
стажером работ
Оценка знаний и навыков после обучения
Оказание помощи в налаживании отношений с сотрудниками
Помощь в ориентации в помещениях компании
Поощрение за старание и первые профессиональные достижения
Помощь в определении приоритетов в работе и общении
Сопровождение на первые обеды
Итогом стажировки является готовность сотрудника к исполнению функциональных обязанностей и его интеграция в рабочий процесс подразделения
Слайд 294 – ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В течение испытательного срока проводятся одна или
несколько встреч с новыми сотрудниками с целью получения обратной связи
о процедуре адаптации:
для коррекции поведения сотрудника;
дополнительного информирования;
оптимизации процедуры наставничества
Ответственное лицо - менеджер по персоналу, наставник
Слайд 30Причины, мешающие адаптации сотрудника
q различные ценности и приоритеты компании и
сотрудника
q обманутые ожидания (не соответствие требований)
q не сложившиеся взаимоотношения с
коллективом
q условия труда (эргономика офиса, количество заданий)
Сроки адаптации
Испытательный срок по ТК РФ - до 3 месяцев
Профессиональная адаптация - от 1 недели до 2,5 месяцев
Социальная адаптация - от 1 до 6 месяцев
Слайд 31Матрица адаптации
Этапы
Мероприятия
Ответственное лицо
Сроки выполнения
Отметка о
выполнении
Подпись ответственного лица
Примечание
Задание на семинар:
Разработать матрицу адаптации
для конкретной должности и компании. Например, матрица адаптации офис-менеджера компании "Стоматологическая клиника zubov.net", или матрица адаптации специалиста экономического отдела Администрации края. Должность и компанию выбираем самостоятельно…
Слайд 32Матрица адаптации
Суть матрицы в ответе на 4 вопроса:
1. Кого адаптируем
(категории сотрудников: рядовые сотрудники, специалисты, молодые сотрудники, линейные руководители, руководители
высшего звена, сотрудники удаленных офисов);
2. Когда адаптируем (периоды: до выхода на работу, 1-й день, 1-я неделя, основной период, за 3 дня до окончания ИС, окончание ИС);
3. Кто адаптирует (участники адаптации: служба персонала, наставники, руководители);
4. Как адаптируем (инструменты и мероприятия по адаптации: welcome-тренинг, книга сотрудника, комплект новичка и т.д. и т.п.).