Разделы презентаций


Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать,

Содержание

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ(1711 - 1765)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше

сказать, сам был первый наш университет.
А.С.Пушкин
«ЛОМОНОСОВ – НАШ

ПЕРВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первый наш университет.

Слайд 2МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 - 1765)

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ(1711 - 1765)

Слайд 3И.Глазунов. Русский Север

И.Глазунов. Русский Север

Слайд 4Деревня, в которой родился Ломоносов

Деревня, в которой родился Ломоносов

Слайд 5Скульптор А.А.Иванов.
Отрок Ломоносов на берегу моря
М. В. Ломоносов родился

8 (19) ноября 1711 года в Архангельской губернии Холмогорского уезда

деревне Мишанинской. Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны. С 10 лет мальчик ходил с отцом на промысел в море, в далекие плавания по Белому, Северному морям, а иногда и Ледовитому океану.
Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моряМ. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в Архангельской

Слайд 6Василий Дорофеевич Ломоносов был известен всей округе. Он одним из

первых приобрел морское судно с двумя мачтами - гукор. Он

оснастил судно так, как это делали голландские моряки.
Василий Дорофеевич Ломоносов был известен всей округе. Он одним из первых приобрел морское судно с двумя мачтами

Слайд 7Белое море

Белое море

Слайд 8Учиться грамоте Михайло стал поздно, лет в 12. Первыми книгами

Ломоносова были «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого,
«Псалтырь» Семиона Полоцкого.
«Грамматика» Смотрицкого
«Арифметика» Магницкого

Учиться грамоте Михайло стал поздно, лет в 12. Первыми книгами Ломоносова были «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого,«Псалтырь» Семиона

Слайд 9
Михайлу тянуло к книгам, что в семье, особенно со стороны

мачехи, вызывало крайнее недовольство. Позднее он писал: «Имеючи отца, хотя

по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанном, и злую, завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод»
Михайлу тянуло к книгам, что в семье, особенно со стороны мачехи, вызывало крайнее недовольство. Позднее он писал:

Слайд 10Н.И.Кисляков.
Юный Ломоносов на пути в Москву
В декабре 1730 года,

когда ему было уже 19 лет, Михайло Ломоносов ушел с

рыбным обозом в Москву. На дорогу он занял у соседа тулуп и три рубля. Обоз с мороженой рыбой шел из Холмогор в Москву около трех недель. В конце декабря пришли в Москву…
Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в МосквуВ декабре 1730 года, когда ему было уже 19 лет, Михайло

Слайд 11Москва. Гравюра XVII в.

Москва. Гравюра XVII в.

Слайд 12Здание церкви бывшей
Славяно-греко-латинской академии
В Москве М. Ломоносов поступает в

лучшее по тем временам учебное заведение – Московскую Славяно-греко-латинскую академию

(или Спасские школы). Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: выдать себя за сына священника, скрыв свое крестьянское происхождение. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучение латинского языка. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет!
Здание церкви бывшей Славяно-греко-латинской академииВ Москве М. Ломоносов поступает в лучшее по тем временам учебное заведение –

Слайд 13 Время обучения в Славяно-греко-латинской академии было очень тяжелым временем для

М. Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «…Несказанная бедность: имел один алтын

(3 копейки) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил». Так и жил М. Ломоносов, получая в день три копейки, в месяц 90 копеек, в в год имея жалование 10 рублей.

Ученический рисунок М. В. Ломоносова

Время обучения в Славяно-греко-латинской академии было очень тяжелым временем для М. Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «…Несказанная бедность:

Слайд 14 В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ

отправить 20 наиболее способных у наукам учеников в Петербург –

для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов.
В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу.
В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ отправить 20 наиболее способных у наукам учеников

Слайд 15В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где

он прослушал курс по физике, математике, химии и философии.

Паспорт,

выданный М. Ломоносову в Марбурге

Дом в Марбурге, в котором жил М. Ломоносов

В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии

Слайд 16В июле 1739 года Михайло Ломоносов с товарищами был отправлен

в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В

общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 учебным дисциплинам.

Студент немецкого университета. XVII в.

В июле 1739 года Михайло Ломоносов с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили

Слайд 17 В 1742 году М. В. Ломоносов возвращается в Петербург

и поступает на службу в Академию наук. Ломоносову присвоено звание

адъюнкта (помощника профессора). Но работать было очень сложно. Так как в Академии было засилие иностранцев. Целая группа профессоров-иностранцев во главе в руководителем академии Шумахером ополчилась на Ломоносова: они не могли простить крестьянскому сыну его гордости, независимости, гениальности. Они не выплачивали вовремя жалование, а однажды даже посадили Ломоносова на 8 месяцев под домашний арест. В другой раз Шумахер так рассердился на Ломоносова, что заявил: «Я тебя отставлю от Академии». На что Михаил Васильевич ответил: «Нет. Скорее Академию отставят от меня».
Многое сделал Ломоносов для русской науки: добился, чтобы обучение велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде; ввел множество научных терминов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и т. д.

В 1742 году М. В. Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию наук.

Слайд 18 М. В. Ломоносов был энциклопедическим ученым: например, он знал

31 язык и 11 из них – в совершенстве. «Трудно

назвать какую-либо отрасль из существовавших в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время», - сказал академик Келдыш.
Совершая новые открытия, Ломоносов не забывал и о старом: он возродил древнерусское искусство мозаики.
М. В. Ломоносов был энциклопедическим ученым: например, он знал 31 язык и 11 из них –

Слайд 19Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления. Репродукция полотна А.Д. Кившенко.

1895 г.

Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления. Репродукция полотна А.Д. Кившенко. 1895 г.

Слайд 20М. В. Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. Фрагмент

М. В. Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. Фрагмент

Слайд 21В 1755 году М. В. Ломоносов добился открытия первого российского

университета, который сейчас носит его имя
Старый вид Московского университета

В 1755 году М. В. Ломоносов добился открытия первого российского университета, который сейчас носит его имяСтарый вид

Слайд 22Огромный вклад внес М. В. Ломоносов в развитие русского языка

и литературы.
Он заложил основы современного русского разговорного языка. Два

его сочинения «Русская грамматика» и «Краткое руководство к риторике» имели большое значение для развития русского языка, многие поколения русских людей учились по этим учебникам.
в 1739 году одой «На взятие Хотина» он совершает переворот в русской системе стихосложения, введя новую силлабо-тоническую систему, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках.
Огромный вклад внес М. В. Ломоносов в развитие русского языка и литературы. Он заложил основы современного русского

Слайд 23М. В. Ломоносов. Неизвестный автор XIX в. Резная кость
В

1755 году

М. В. Ломоносов добился открытия Московского университета, который сейчас носит его имя.
С марта 1764 года Ломоносов тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он говорил своему другу академику Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества…»
4 (15) апреля 1765 года М. В. Ломоносов скончался.
М. В. Ломоносов. Неизвестный автор XIX в. Резная кость	 В  1755  году

Слайд 24 «В память

славному мужу Михаилу Ломоносову, родившемуся в Колмогорах в 1711 году, бывшему статскому советнику, Ст-Петербурской Академии наук профессору, Стокгольмской и Болонской члену, разумом и науками превосходному, знатным украшением отечеству послужившему, красноречия, стихотворств, гистории российской учителю. Мусии первому в России без руководства изобретателю, преждевременно смертию от Муз и отечества на днях святыя Пасхи 1765 году похищенному…»

Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре. На памятнике из каррского мрамора две надписи: по-латыни и на русском:

«В память

Слайд 25МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 - 1765)

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ(1711 - 1765)

Слайд 26 Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком

(«высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием,

выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы.

Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед

Слайд 27
У древних греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов,

героев, знаменитых граждан.
Правила, которым следовали западноевропейские поэты - одописцы XVII

в., требовали:
а) чтобы ода посвящалась только важным предметам;
б) чтобы она выражала восторженное чувство ее создателя;
в) чтобы в построении оды царил «лирический беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись обязательные части: приступ, изложение, заключение;
г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и римских богов и героев, словами «пою», «лира» и т. п.


У древних греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев, знаменитых граждан.Правила, которым следовали западноевропейские поэты

Слайд 28М. Ломоносов.
«Вечернее размышление

о
Божием Величестве…»
Трудно ли стихотворение для восприятия?

Какое явление описывает

поэт?

М. Ломоносов.       «Вечернее размышление о Божием Величестве…»Трудно ли стихотворение для восприятия?

Слайд 29М. Ломоносов.
«Вечернее размышление

о
Божием Величестве…»
Анализ строф 1 - 2.
О какой бездне

пишет Ломоносов?
Какую оценку человеку он дает?
В каких отношениях, по его мнению, находятся человек и
Вселенная?
Какие слова отличаются от современного языка и норм
речи?
Какую стилистическую окраску они придают тексту?


М. Ломоносов.       «Вечернее размышление о Божием Величестве…»Анализ строф 1 - 2.

Слайд 30М. Ломоносов.
«Вечернее размышление

о
Божием Величестве…»
Анализ строф 3 - 4.

Прокомментируйте слова и

выражения:
множество светов,
несчетны солнца,
круг веков,
натура,
с полночных стран.
В чем состоит закон устройства природной жизни?
Какие чувства вызывает у автора это Божественное мироустройство?



М. Ломоносов.       «Вечернее размышление о Божием Величестве…»Анализ строф 3 - 4.

Слайд 31М. Ломоносов.
«Вечернее размышление

о
Божием Величестве…»
Анализ строф 5 - 6.

Прокомментируйте слова и

выражения:
зрак,
книга вечных прав,
естества устав,
мятёт.
Какие вопросы и с какой целью задает поэт?
Как он выражает свое восхищение величием Бога?
Почему перед могуществом Вселенной он испытывает и
восторг, и ужас?


М. Ломоносов.       «Вечернее размышление о Божием Величестве…»Анализ строф 5 - 6.

Слайд 32М. Ломоносов.
«Вечернее размышление

о
Божием Величестве…»
Анализ строф 7 - 8.

Прокомментируйте слова и

выражения:
спорит жирна мгла с водой,
верьхи,
эфир,
окрест,
несведом тварей вам конец.
Какие философские выводы делает автор?
Докажите, что оду можно воспринимать как гимн
человеку. Обоснуйте свой ответ.




М. Ломоносов.       «Вечернее размышление о Божием Величестве…»Анализ строф 7 - 8.

Слайд 33М. Ломоносов.
«Вечернее размышление

о
Божием Величестве…»
Практическая работа.
Подберите цитаты к данному плану оды «Вечернее

размышление…»




М. Ломоносов.       «Вечернее размышление о Божием Величестве…»Практическая работа.Подберите цитаты к данному

Слайд 34ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заполните таблицу, подобрав цитаты из оды «Вечернее размышление…».




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕЗаполните таблицу, подобрав цитаты из оды «Вечернее размышление…».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика