Слайд 1МАСТЕР- КЛАСС
«Музыкальный эксперимент в детском
саду»
подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Ефимова Н.А.
Слайд 2Что такое эксперимент?
Эксперимент (с греческого) - проба, опыт, метод исследования.
Эксперимент
является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Какую роль играет экспериментирование
в развитии ребёнка дошкольника?
Что такое звук?
Звук - это вибрация, которая оказывает
влияние
на любой предмет, живой организм, в том
числе и человеческий.
Какие существуют звуки?
Слайд 3
Разделим все окружающие нас звуки на две важные группы:
звуки шумовые
(от слова шум, шуметь)
звуки музыкальные (от слова музыка)
А Вы используете
в своей деятельности эксперименты со звуком?
Практическая часть.
«Звучащий мир вокруг нас»
Цель: формирование навыков исследовательской
деятельности.
Слайд 41. Как звучат камни
Материалы для исследования:
—камешки разных размеров, разной
формы.
—деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.
Описание исследования:
Рассматриваетм камешки и выбираем те
экземпляры, которые больше понравились.
Почему именно на определенных экземплярах вы остановили свой выбор?
Предлагаю вам постучать большими камнями громко, маленькими камнями - тихо, побренчать в
ладошках, потереть друг о друга, катать в
коробочках.
Слайд 5
2. Как звучит пластмасса
Материалы для исследования:
разнообразные по тембру звучания пластмассовые
погремушки,
большие и маленькие пластмассовые емкости, заполненные различными сыпучими веществами (мелкими
камешками, крупным или мелким песком, горохом, крупой).
Описание исследования:
Послушайте, сравните и обсудите,
как звучат погремушки.
Расскажите о своих впечатлениях.
Слайд 63.Как звучит металл
Материалы для исследования:
- металлофоны,
-треугольники,
- колокольчики различных видов и
размеров,
-бубенчики
Описание исследования:
Рассматреть музыкальные инструменты и придумать различные способы звукоизвлечения (постукивание
тихое или громкое, в разном темпе, импровизация ритмических рисунков,скользящие движения — глиссандо).
Пошумели!? А теперь предлагаю послушать
тишину.
Слайд 7
4.Как звучит бумага
Материалы для исследования:
- Газетная бумага, картон, в
том числе рифленый, набор бумаги разной толщины
-банки,с натянутой сверху бумагой,
картоном.
Описание исследования:
Выбираем бумагу. Мнем её, трясем ею и т. д. Вслушиваемся в особенности шуршания-звучания и качества бумаги.
Постукиваем по коробкам, по бумаге на банках, проводим по рифленому картону палочкой.
Как звучит бумага?
Слайд 8
5. Как звучит дерево
Материалы для исследования:
кастаньеты, коробочки, ложки, трещотка, ксилофон.
-
различные деревянные предметы
Описание исследования:
музыкальные инструменты и предметы, сделанные
из дерева,
звучат очень
своеобразно, они могут трещать и стучать.
Исследовать свойства звучания деревянных
музыкальных инструментов и
предметов.
Предлагаю вам озвучить сказки с помощью
предметов
и инструментов.
Слайд 9
Сказка «Репка»
Дедка репку посадил, он старался, что есть сил. КУБИКИ
Репка
выросла большая, видно, сладкая такая!
Вышел Дедка к огороду и тут
же взялся за работу. МАРАКАСЫ
Тянет, тянет репку Дедка, не даётся Дедке репка. МЕТАЛЛОФОН (глиссандо вверх)
Дедка Бабушку зовёт, к репке Бабушка идёт. ТАРЕЛКИ
Тянут, тянут Репку – ох, засела репка крепко! БАРАБАН(один удар)
Бабка Внученьку зовёт, та приходит в огород. СТУК ЛОЖЕК
Тянут, тянут репку, не даётся репка! БАРАБАН (один удар)
Внучка Жучку подзывает, та бежит, хвостом виляет. БУБЕН
Внучку за подол берёт – репка тоже не идёт…БАРАБАН (один удар)
Жучка подзывает Кошку: «Помоги-ка мне, немножко!» БУБЕН
С печки спрыгивает Кошка: «Ладно, помогу немножко!» КОЛОКОЛЬЧИК
Не даётся всё же репка, ох, засела в грядке крепко…БАРАБАН(один удар)
Кошка Мышку подзывает, та её за хвост хватает. ТРЕУГОЛЬНИК
Вытянули всей семьёй – то – то будет пир горой! МЕТАЛЛОФОН (глиссандо вверх)
Слайд 10
Сказка «Три поросенка»
Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.
Наступила осень, и
стал часто идти дождь. ТРЕУГОЛЬНИК
Старший брат стал себе строить домик
из тяжёлых камней. БАРАБАН
Средний брат построил себе домик из дощечек. КСИЛОФОН
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. ЦЕЛЛОФАН
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка. ГОЛОС В КАРТОННУЮ ТРУБКУ
Волку захотелось есть, и он побежал к соломенному домику и застучал в дверь. БАРАБАН
Волк подул! ДУТЬ В КОРОБОЧКУ
И соломенный домик разлетелся!
Поросёнок бросился бежать, БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь! УДАР В БУБЕН
Волк подбежал к дому и в дверь застучал. БАРАБАН
Волк подул!! ДУТЬ
И деревянный домик развалился! КСИЛОФОН (глиссандо вниз)
Поросята бросились бежать, а волк за ними! БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ
Поросята вбежали в дом старшего брата. Волк подбежал к дому и в дверь застучал, БАРАБАН
волк подул! ДУТЬ
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней. ДУТЬ
Но дом даже не покачнулся. Волк полез на крышу. БУБЕН
В котле грелся суп. ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз! КСИЛОФОН (глиссандо вниз)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом! ТАРЕЛКА
Волк выпрыгнул из котла и убежал в лес! БАРАБАН (стук пальцами)