Слайд 1
Мастер пейзажной живописи Архип Куинджи
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система
города Ельца»
Центральная городская библиотека им. М. Горького
16+
Медиазнакомство
2020
Слайд 2 Архип Иванович Куинджи – русский художник происхождением из греков
северного Причерноморья, мастер пейзажной живописи.
27.01. 1942 – 24.07. 1910
Слайд 3«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного
ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света».
Репин И.Е.
Слайд 4 Архип Иванович Куинджи родился 27 января 1842 года
на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи
была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.
Слайд 5Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем
занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него
в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств.
Слайд 6 Но не сразу ему удалось стать учеником Академии:
слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды держал экзамены и оба
раза безрезультатно. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
Слайд 7 Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит
с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с
И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников.
Слайд 8Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в
1872 году картина «Осенняя распутица» (ГРМ) своей реалистической направленностью была
близка картинам художников-передвижников. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.
Слайд 9Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове
Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872, ГРМ), «На
острове Валааме» (1873, ГТГ).
Слайд 10В 1874 году Куинджи пишет картину «Забытая деревня»(ГТГ), которая по
остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась
с картинами передвижников.
Слайд 11Совсем иные по настроению картины «Степь вечером» и «Степь в
цвету». Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой
солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Слайд 12В 1875 году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с
цилиндром. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с
дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую полюбил ещё юношей. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Слайд 13В 1876 г. он показал картину «Украинская ночь», в которой
сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для
своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму. Этому, несомненно, способствовали его поездки в Западную Европу и знакомство с последними достижениями живописи.
Слайд 14Картина «Украинская ночь» стала сенсационным событием художественной жизни, а за
нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: «Березовая
роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Днепр утром» (1881) и др.
Слайд 15Наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща».
Толпы
людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце
проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.
Слайд 16В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул.
Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина – «Лунная
ночь на Днепре» (ГРМ). Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.
Слайд 18На долгие годы потом Куинджи отдает свой талант воспеванию природы
южной и средней полосы России. Полон жизни, движения, ощущения свежести
омытой дождем природы пейзаж «После грозы» (1879).
Слайд 19Выставка 1882 года была последней для художника.
В зените славы
Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои
произведения. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть..».
Слайд 20 Куинджи продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким
людям.
Став состоятельным человеком, он мог теперь работать так, как ему
хотелось, - не спеша и вволю экспериментируя. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903) и др., но и совершенно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы («Лунные пятна на снегу», «Цветник» и пр.).
Слайд 23«Ночное» – одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины
Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое
отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту.
«Ночное» (1905 – 1908)
Слайд 24Куинджи не стал затворником. В 1894 г. он охотно принял
предложение быть профессором пейзажной мастерской в Академии художеств, только что
радикально реформированной. За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха.
Слайд 25К сожалению, его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г.
он был отстранен от службы за то, что общался с
участниками студенческих волнений. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу. Немного позже он пожертвовал Академии художеств капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам.
Слайд 26Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества
имени Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150
000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия.
Слайд 27Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам
на выздоровление, болезнь прогрессировала – сказалось больное сердце.
Умер Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Слайд 28День прощания с Архипом Куинджи.
Слайд 29На могиле установили бронзовый бюст и надгробие – гранитный портал
с мозаичным панно, изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт
гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 30Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://www.liveinternet.ru/users/2496320/post354642765
Слайд 31Спасибо за внимание!
Медиазнакомство подготовила
заведующая отделом обслуживания
ЦГБ им. М.
Горького Клочкова Е.А.