Слайд 1Методика, способы и приемы экономического анализа
Методология экономического анализа как основа
методики
Методика экономического анализа
Способы обработки информации в экономической анализе
Слайд 2Вопрос 1. Методология экономического анализа как основа методики
Методология экономического анализа
состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной
методики как совокупности специальных приемов (методов), применяемых для обработки и анализа экономической информации.
Слайд 3
Метод экономического анализа базируется на материалистической диалектике, которая определяет основные
принципы его проведения:
1) единство анализа и синтеза;
2) изучение экономических явлений
в развитии, динамике;
3) изучение экономических явлений в их взаимосвязи;
4) изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления или процесса.
Слайд 4Особенности метода экономического анализа:
использование системы показателей и факторов хозяйственной деятельности;
выбор
измерителей и оценка зависимости от особенностей анализируемых явлений;
изучение причин изменения
показателей;
выявление влияния факторов на результативный показатель с использованием приемов математики, статистики и хозяйственного учета.
Слайд 52. Методика экономического анализа
Методика экономического анализа
–
это совокупность специальных приемов и
способов, применяемых для обработки
экономической информации
при
исследовании хозяйственных процессов и
их результатов.
Слайд 6Методика экономического анализа подразделяется на общую и частную.
Общая методика применяется
при изучении различных хозяйственных процессов, исследовании деятельности разных организаций, а
также состояния любых отраслей народного хозяйства.
Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства.
Слайд 7Общая методика экономического
анализа включает в себя способы
обработки экономической информации
и
правила проведения аналитической
работы.
Слайд 8Этапы проведения аналитической работы:
определение объекта, цели и задач анализа, составление
плана аналитической работы;
разработка системы показателей, характеризующих объект анализа;
сбор и подготовка
к анализу необходимой информации (проверяется достоверность, сопоставимость и т.д.);
сравнение фактических результатов с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов и т.д.;
Слайд 9Этапы проведения аналитической работы:
изучение факторов и количественное определение их влияния
на результаты деятельности предприятия;
выявление неиспользованных возможностей и перспективных резервов повышения
эффективности производства;
оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разработка мероприятий по их использованию.
Слайд 113. Способы обработки информации в экономическом анализе
3.1. Использование абсолютных, относительных
и средних величин
Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах
меры, веса, объема, протяженности, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Слайд 12Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо
другого явления или с величиной этого явления, но взятой за
другое время или по другому объекту.
Они получаются в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.
Слайд 13 Изменение (отклонение) абсолютных величин рассчитывается как разница между
фактическим значением показателя отчетного периода (Афакт) и базисным значением показателя.
В качестве базисного значения показателя могут приниматься данные за предыдущий период (Апрош) или плановые значения (Апл.).
Слайд 14Относительная величина пространственного сравнения
представляет собой отношение уровней показателей, относящихся к
различным объектам, взятым за один и тот же период или
на один и тот же момент времени.
Слайд 15Относительная величина выполнения планового задания (процент выполнения плана)
– это отношение
фактического уровня показателя к плановому в отчетном периоде, выраженное в
процентах:
Слайд 16 Относительные величины динамики
(темпы роста) характеризуют
изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют.
Темпы роста определяют
путем деления
величины показателя текущего периода на его
уровень в предыдущем периоде.
Слайд 17Базисный способ
Каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом.
где Аi
- показатель i-го динамического ряда (года);
Ао - значение показателя взятого
за базу сравнения.
Слайд 18Цепной способ
Каждый следующий год относится к предыдущему.
Слайд 19Темп роста показывает, насколько процентов увеличилась (уменьшилась) величина исследуемого показателя
относительно его базисного уровня.
Слайд 22Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в
общем, выраженная в процентах или коэффициентах.
Слайд 23
Относительные величины координации – это соотношение частей целого
между собой.
Слайд 24
Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления
в определенной среде.
Слайд 25
Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или
затратами.
Слайд 26 Средние величины в экономическом анализе используются для обобщенной количественной
характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом
характеризуют всю совокупность объектов.
Слайд 273. Способы обработки информации в экономической анализе
3.1. Способ сравнения в
анализе хозяйственной деятельности
Сравнение – это сопоставление однородных объектов с целью
выявления черт сходства либо различий между ними.
Слайд 28Виды сравнений:
1) сравнение отчетных показателей с плановыми;
2) сравнение плановых показателей
с показателями предыдущего года;
3) сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих
периодов;
4) межхозяйственные сравнения;
5) сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов;
6) сравнение со среднеотраслевыми данными;
7) сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики;
8) сравнение с лучшими результатами.
Слайд 29Основные виды сравнительного анализа:
горизонтальный сравнительный анализ;
вертикальный сравнительный анализ;
трендовый анализ.
Слайд 30Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных и относительных отклонений
фактического уровня исследуемых показателей от базового.
Слайд 31Анализ выполнения плана по перевозкам, тыс.тонн.
Слайд 32Анализ выполнения плана в 2010 г.
Слайд 33Анализ динамики перевозок за 2004-2005 гг., тыс.тонн
Слайд 34Вертикальный сравнительный анализ используется для изучения структуры экономических явлений.
Слайд 36Плановая и фактическая структура перевозок в 2005 году,%
Слайд 37Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста
показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при
исследовании рядов динамики.
Слайд 38Необходимое условие для проведения сравнения – это сопоставимость сравниваемых показателей.
Слайд 39
Основные причины несопоставимости:
разный уровень цен;
разный объем деятельности;
структурные изменения;
географические условия;
различия в
методики расчета показателей;
неодинаковые календарные периоды и пр.
Слайд 40Сопоставимость достигается
путем приведения сравниваемых показателей к единой базе по
уровню вышеперечисленных факторов;
если вместо абсолютных величин применить средние или относительные
величины.
Слайд 413.3. Группировка и детализация
Группировка – выделение среди изучаемых явлений
характерных групп по тем или иным признакам.
Детализация – это последовательное
расчленение сводных показателей на составные элементы, комплексных факторов на первичные по разным признакам: по времени совершения операций, месту их совершения, составным частям, по факторам, обусловившим достигнутые результаты.
Слайд 42Группировка судов балансового флота ОАО «Новошип» по возрастному составу
Возрастной состав
судов балансового флота ОАО «Новошип»
Слайд 43Возрастной состав балансового флота ОАО «Новошип» в 2002 году
Слайд 453.4. Способ балансовой увязки
Балансовая увязка – это сопоставление 2-х групп
взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны равняться друг
другу. Отсутствие равенства свидетельствует о нарушениях.
Слайд 463.5. Прием элиминирования
Элиминирование – это логический прием, при помощи которого
исключается (устраняется) влияние ряда факторов и выделяется один из них.
Прием элиминирования позволяет количественно измерить влияние каждого фактора на изменение результативного показателя в отдельности при устранении влияния отдельных факторов.
Слайд 473.6. Графический метод
Графики представляют собой масштабное изображение величин показателей с
помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов и т.д.).
Виды графиков:
•
графики динамики - для характеристики изменений показателя во времени и развития во времени различных взаимосвязанных показателей, графики динамики строятся в абсолютных или относительных показателях;
• столбиковые и ленточные диаграммы - для характеристики и сравнения структуры производственных подразделений и экономических явлений;
• графики распределения - для ранжирования показателей или характеристик явления по определенному признаку;
• диаграммы - для сравнения структуры сравниваемых объектов или представления динамики структуры анализируемого объекта во времени. Диаграммы могут быть круговые, секторные, квадратные, кубические, столбиковые;
• графики сопоставления - для сравнения эффективности работы анализируемых объектов, сравнения их затрат и результатов.
Слайд 48Динамика изменения финансового результата за 1996-2001 гг., тыс.руб.
Слайд 49Динамика возрастной структуры персонала,%
Слайд 503.7. Способы табличного представления аналитических данных
Таблицы являются наиболее рациональным и
удобным средством для восприятия аналитической информации.
Аналитическая таблица представляет собой
систему данных и расчетных показателей, расположенных в более логической и последовательной форме.
С помощью таблиц легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Слайд 513.8. Эвристические методы
Эвристические методы относятся к неформальным методам решения
экономических задач.
Они используются для прогнозирования состояния объекта в условиях неопределенности
и основываются на научной интуиции ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса.
Это метод экспертных оценок, социологическое обследование, теория игр и пр.