Слайд 1Международно-правовая охрана изобретений, промышленных образцов, полезных моделей
Шмыкова Нелли, Мартышева Юлия,
Жолобова Александра, Краева Елизавета, Плотников Алексей, Махмадов Комрон
46 группа
Слайд 2Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. в редакции
Стокгольмского акта 1967 г.
Данный договор является фундаментом всей системы международной
охраны промышленной собственности. В соответствии со ст. 1 данной Конвенции создан Союз по охране промышленной собственности.
Парижская конвенция прямо устанавливает принцип независимости регистрации и охранных документов, который означает, что права на объект промышленной собственности существуют отдельно и независимо друг от друга в разных государствах мира. Регистрация объекта, отмена регистрации, признание ее недействительной в одном государстве никак не влияют на права в отношении данного объекта в другом государстве.
Слайд 3Конвенция содержит ряд правил, имеющих основополагающее значение для международной охраны
любых объектов промышленной собственности:
Во-первых, в основе международно-правовой охраны объектов промышленной
собственности лежит правило национального режима, сформулированное в ст. 2 Конвенции, согласно которому граждане и юридические лица стран Союза пользуются на территории любого государства-члена национальным режимом плюс правами, специально предусмотренными Конвенцией. Национальный режим включает также право граждан государства Союза пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, что и собственные граждане.
Во-вторых, Конвенция содержит исключительно важные правила о приоритете (ст. 4). Основное их содержание состоит в том, что лицо, которое подало заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского союза, имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в течение определенных сроков в любой другой стране Союза. При этом датой подачи заявки (и, следовательно, датой регистрации) в другой стране будет считаться не дата фактической подачи заявки в ее национальное ведомство, а дата подачи в первом государстве (дата первой заявки). По дате первой заявки будет определяться и новизна регистрируемого объекта.
Слайд 4В Конвенции содержится ряд унифицированных материально-правовых норм, относящихся к изобретениям,
полезным моделям и промышленным образцам, охраняемым, как правило, на основе
патентов.
ст. 4 устанавливает личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя): закреплено правило о патентоспособности объектов, ограниченных в обороте на территории государства-участника. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника.
Конвенция предусматривает право государств-участников принимать меры, необходимые для предотвращения злоупотреблений, могущих возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае длительного неиспользования изобретения (п. 2 ст. 5). Под такими мерами в первую очередь понимается выдача третьим лицам принудительных лицензий на использование охраняемого объекта. Данное правило обусловлено тем, что использование запатен-тованного объекта является не только правом, но и обязанностью патентообладателя.
В случае если выдача принудительной лицензии оказывается недостаточной для пресечения злоупотреблений, национальное законодательство может предусмотреть возможность лишения прав на патент (кроме патента на промышленный образец), но не ранее двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии (п. 3 ст. 5 Конвенции).
Ст. 5 предусматривает свободное (т.е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) использование запатентованных объектов, если они являются частью транспортных средств.
Слайд 5В отношении знаков:
Парижская конвенция не регулирует условия подачи заявок на
регистрацию и регистрации знаков, которые определяются в каждом Договаривающемся государстве
национальным законодательством. Следовательно, никакая заявка на регистрацию знака, поданная гражданином Договаривающегося государства, не может быть отклонена и никакая регистрация не может быть признана недействительной на том основании, что подача заявки, регистрация или продление не были осуществлены в стране происхождения. Регистрация знака, осуществленная в одном из Договаривающихся государств, не зависит от его возможной регистрации в любой другой стране, включая страну происхождения; следовательно, прекращение действия или аннулирование регистрации знака в одном Договаривающемся государстве не влияет на действительность его регистрации в других Договаривающихся государствах.
Каждое Договаривающееся государство должно отказывать в регистрации и запрещать использование знака, который представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способен привести к смешению со знаком, используемым для обозначения идентичной или сходной продукции, и признается компетентным органом такого государства хорошо известным в этом государстве и принадлежащим лицу, имеющему право на охрану в соответствии с положениями Конвенции.
Каждое Договаривающееся государство должно также отказывать в регистрации и запрещать использование знаков, в состав которых включены, без соответствующего на то разрешения, гербы, государственные эмблемы, официальные знаки и пробирные клейма Договаривающихся государств, если только они не были переданы через Международное бюро ВОИС. Те же положения распространяются и на гербы, флаги, эмблемы, сокращенные и полные наименования некоторых межправительственных организаций.
Слайд 6В отношении промышленных образцов: Промышленные образцы должны
охраняться в каждом Договаривающемся государстве,
и в такой охране не может быть отказано на том
основании, что изделия, в которых воплощены промышленные образцы, не изготавливаются в соответствующем государстве.
В отношении фирменных наименований: Фирменные наименования должны
охраняться в каждом Договаривающемся государстве без какого-либо обязательства подачи заявок на регистрацию или регистрации наименований.
Слайд 7Договор о патентной кооперации 1970 г. в редакции 1984 г.
Условием участия в Договоре является участие в Парижской конвенции. Договор
относится только к охране изобретений и полезных моделей. Выдачу единого патента РСТ не предусматривает, но, тем не менее, он создал процедуру, применение которой значительно упрощает зарубежное патентование изобретений.
Основные положения процедуры патентования:
Заявитель, желающий запатентовать изобретение в других государствах-участниках, подает одну заявку в свое национальное ведомство (или межправительственную организацию) с указанием всех государств, в которых он желал бы получить патенты. Если в отношении какого-либо государства можно испрашивать регио-нальный патент, то заявитель может указать региональный патент в заявке. Такая заявка называется международной. Требования к оформлению международной заявки установлены ст. 3—8 РСТ, а также Инструкцией к Договору. В частности, заявка должна со-держать:
заявление о выдаче патентов,
описание изобретения,
один или несколько пунктов формулы изобретения, чертежи (если это необходимо),
аннотацию (реферат).
Слайд 8Правовые последствия подачи международной заявки заключаются в том, что любая
правильно оформленная международная заявка с установленной датой международной подачи имеет
силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве (п. 3 ст.11).
После подачи один экземпляр международной заявки хранится в получающем ее ведомстве, один направляется в Международное бюро ВОИС для регистрации и один — в международный поисковый орган для проведения по заявке международного поиска (получающее ведомство может одновременно обладать правом проведения международного поиска).
После получения заявки указанные ведомства проводят по ней экспертизу и выносят решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче на основании национального законодательства.
Кроме международного поиска по просьбе заявителя проводится и международная предварительная экспертиза по международной заявке (гл. II РСТ).
Слайд 9Вопросам соотношения и взаимодействия с РСТ большое место уделено в
Евразийской патентной конвенции 1994 г., которая заключена между государствами —
членами СНГ и имеет 10 участников. Условием участия в Конвенции является членство в ООН и участие в Парижской конвенции и Договоре о патентной кооперации. В отличие от Парижской конвенции и РСТ Евразийская конвенция представляет собой региональный договор о выдаче единого патента (только на изобретения).
Основные положения Конвенции.
В соответствии со ст. 2 учреждена Евразийская патентная организация, цель которой — выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей Евразийских патентов. Конвенция и Инструкция к ней содержат материальные нормы права, регулирующие правовой режим евразийского патента (ч. III Конвенции, гл. II Инструкции). В частности, установлены условия патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), правило относительно приоритета (он определяется в соответствии с Парижской конвенцией), срок действия патента (20 лет) и т. д.
Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство договаривающегося государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Отказ в выдаче Евразийского патента не препятствует заявителям в получении патентов по национальной процедуре
Евразийский патент может быть получен и по процедуре РСТ, так как он является региональным патентом, подпадающим под действие этого Договора.
Слайд 10Международная регистрация промышленных образцов осуществляется в соответствии с Женевским актом
Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля
1999 г. Участником Женевского акта может стать любое государство—участник ВОИС и любая международная организация, имеющая ведомство, в котором может быть получена охрана на промышленные образцы.
Международную регистрацию в соответствии с Женевским актом осуществляет Международное бюро ВОИС.
Правом на подачу заявки обладают:
граждане государств-участников; граждане государств—членов международных организаций, участвующих в Женевском акте;
лица, имеющие постоянное или обычное местожительство на территории договаривающейся стороны или имеющие на этой территории действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие (ст. 3).
Слайд 11Договор о патентном праве 2000 г. направлен на унификацию патентного
законодательства государств-участников, особенно в части процедур и формальных требований, предъявляемых
при подаче заявки на патент. Делается это путем установления минимальных стандартов, которым должно соответствовать законодательство договаривающихся государств. При этом допускается установление правил, являющихся более благоприятными для заявителей и патентообладателей по сравнению с теми, которые предусмотрены Договором. Таким образом, заявитель или патентообладатель может быть уверен, что законодательство государства-участника либо соответствует положениям Договора, либо предусматривает меньше требований и является, следовательно, более благоприятным.