Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Школа №1 города Дебальцево”
Эффективность урока —
стимул к успеху учителя и ученика
Сысак Н.В., заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Слайд 2.
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили
вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий
Н.Верзилин
Научить учиться!
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом.
Галилео Галилей
Слайд 3
Эффективность урока- стимул к успеху учителя и
ученика
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и
«эффективный урок».
Задачи:
Определить критерии эффективного урока.
Выяснить формы организации эффективного урока.
Выявить и сформулировать приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
Осознать необходимость проведения анализа урока.
Развитие умений работать сообща.
Слайд 4Вопросы для обсуждения:
1. « Современный урок как основная форма реализации
требований государственных образовательных стандартов»
(Сысак Н.В.
., заместитель директора по учебно-воспитательной работе).
Слайд 5 Вопросы для обсуждения:
«Эффективность уроков гуманитарного цикла – стимул
к успеху учителя и ученика»
(Данилова Ю.В., учитель английского языка)
3. «Пути повышения эффективности уроков математики, русского языка в начальных классах»
(Котова С.В., учитель начальных
классов )
Слайд 6Сысак Н.В. ., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
1. « Современный
урок как основная форма реализации требований государственных образовательных стандартов»
Слайд 7«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило
его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции
В.А.Сухомлинский
Слайд 8Современный урок
Как учить?
Ради чего учить?
Чему учить?
Слайд 9Три постулата в основании новой технологии урока
Урок есть часть жизни
ребёнка
Человек на уроке всегда остаётся
наивысшей ценностью ,
выступая в
роли цели
и никогда не выступая в виде средства
Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика
Слайд 10Эффективность
относительный эффект,результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение
эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. (Ожегов
С.И., Шведова Н.Ю.
«Толковый словарь русского языка»)
Слайд 11 «эффективность»
(латин.) - «эфектос» - выполнение действий,
результат, следствие каких-либо действий.
“Единственный путь, ведущий к знанию –
деятельность”.
Бернард Шоу
Слайд 12Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?
От чего зависит
эффективность урока?
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
Слайд 13Традиционный урок
Плюсы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То,
что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных,
систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Минусы
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
Слайд 14Традиционный урок
Плюсы
Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости
и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и
вырастили нормальных учеников.
Минусы
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
Слайд 15Традиционный урок
Плюсы
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна,
хорошо известна и отработана до мелочей.
Минусы
Все большее количество учеников желает
учиться в классах «выравнивания».
Слайд 16Традиционный урок
Плюсы
На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и
«середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.
Минусы
Постоянное чувство
неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Слайд 17Традиционный урок
Плюсы
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не
надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения
проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Минусы
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
Слайд 18Традиционный урок
Плюсы
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти
себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся
личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику,
Минусы
т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д.
Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Слайд 21Традиционная
дидактика
Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно!
Новая
дидактика
Ребята, давайте все
вместе искать истину!
Слайд 22В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится
к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать
что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.»
Так может и не стоит ничего менять?
Слайд 23Очень умный человек учится на ошибках других,
просто умный –
на своих,
а дурак не учится ни на чьих.
Народная мудрость
Слайд 24Пути
повышения...
От чего зависит
эффективность урока ?
Слайд 25Сотрудничество учителя и ученика
Продуманность форм и методов обучения.
Обучение через открытие!
Выбор
типа урока.
Конкретность поставленной цели и задач.
Тщательная и всесторонняя подготовка учителя
От
чего зависит эффективность урока?
Слайд 26Эмоциональная атмосфера на уроке
Дифференцированная и индивидуальная работа
Творчество
Активная работа учащихся.
Использование разнообразных средств
обучения
Психологические требования:
Моторная плотность урока
Слайд 27Мастерство и профессионализм учителя .
Создание ситуации успеха
Психологические требования:
Использование разнообразных методических приёмов
Слайд 29Пути
повышения
эффективности
урока
Применение
современных
технологий
Совершенствование
профессионализма
педагога
Личностно-
ориентированный
подход
Постановка
конкретных
целей и задач
Мониторинг
достижения
планируемых
результатов
Современное
оснащение
учебного процесса
формы
методы
приёмы
со
слабоуспев.
с одарёнными
Работа
по
ИП
Грамотное
планирование
урока
психолог.
перестройка
повышение
мотивации
вытработка
новых
компетент.
Слайд 33Игра «Ассоциация»
Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все
слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТНОСТЬ
К – компетентность,
О- ответственность и т.д.)
Слайд 36Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Деятельность учителя и ученика
Профессионализм педагога
Педагогические
технологии
Содержание
Урок
Слайд 37Прием
“Написание синквейна”
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В
чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Слайд 38Правила написания
синквейна
1 строка - одно слово –
существительное.
Это и есть тема синквейна.
2 строка
- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
5 строка –слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Слайд 39Учитель.
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
Учитель – какой он?
Слайд 40Учитель – какой он?
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Настоящий
друг!
Мастер.
Слайд 41Учитель – какой он?
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий.
Много
идей - мало времени.
Призвание.
Слайд 42Современный урок –
современный учитель...
Слайд 43Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.
Хоть выйди
ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Слайд 44 Эффективность уроков гуманитарного цикла – стимул к
успеху учителя и ученика
Данилова Ю.В.,
учитель английского языка
Слайд 45Пути повышения эффективности уроков математики, русского языка в начальных классах
Котова
С.В.,
учитель начальных классов
Слайд 46РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА
Педагогам школы:
1.1. развивать и совершенствовать навыки самоанализа, умение
критически подойти к своей деятельности, искать и находить пути
решения возникших педагогических затруднений и проблем (постоянно)
1.2. при составлении поурочного планирования руководствоваться критериями эффективности современного урока, учитывать особенности проведения современного урока (постоянно);
1.3.провести открытые уроки, мастер-классы по подготовке и реализации современного урока ( в течение года);
1.4. продолжить ведение методической папки учителя. В папку вкладывать методический материал по самообразованию, конспекты открытых и успешных уроков.
Слайд 47РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА
.2. Руководителям методических объединений Лубко А.Е.( рук. учителей начальных
классов), Евдокимовой Т.В., ( рук. учителей естественно-математического цикла), Лопатиной Э.Г.,
( рук. учителей общественно-гуманитарного цикла) рассмотреть данную тему на заседаниях школьных методических объединений для организации работы по своему предмету и достижения положительной динамики (октябрь-ноябрь);
3. Психологу школы Цыплаковой Я.Д. на основе психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся, родителям, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся (постоянно)
Слайд 48РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА
4. Заместителю директору по УВР Сысак Н.В.:
4.1. для создания
эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей в
рамках методических декад, предметных недель, семинаров (в течение года);
4.2.систематизировать материалы по теме «Эффективный урок = качество образования» и организовать выставку разработок уроков в методическом кабинете школы (апрель)
Слайд 49Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги,
желаю успехов!!!