Слайд 2 Натюрморт (от франц. nature morte) – «мертвая природа».
Обозначает изображение неодушевленных
предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно
разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).
Слайд 3Однопорядковый(одновидовой)
Натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только
фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д.. На картине может
быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания): хлеб и различные мучные изделия, сыры, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта — посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.
Слайд 4Смешанный
Натюрморт, на котором представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы
и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.).
Слайд 5Сюжетный
К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ:
птиц, животных, человека — или натюрморты с включением в них
пейзажа. Изображаемые предметы можно объединить названием «накрытый стол», «завтрак», «десерт», «ужин» и др.
Слайд 6История
Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве
Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления
в средневековом искусстве Дальнего Востока. Натюрморт рассматривался как дополняющая часть картины.
Слайд 7Зарождение жанра
Натюрморт, как самостоятельный жанр в искусстве, возник в Голландии
в начале ХVII века.
Слайд 8Голландский натюрморт
Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы,
умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его
внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека.
Слайд 9Итальянский натюрморт
Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта - цветы, овощи и
фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. Ему присущи ритмическое
разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира.
Слайд 10Испанский натюрморт
Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте отличаются возвышенной
строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта.
Слайд 11Фламандский натюрморт
Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты")
выделяется размахом композиций: они величественны и динамичны; это — гимны
плодородию и изобилию.
Слайд 12Композиция в натюрморте
Набор предметов не может быть случайным, их должно
что-то объединять. В них должна быть заложена определенная тема. Предметы
не должны вылезать за край листа, но и не должны быть слишком маленькими что бы не потеряться в нем.
Слайд 13 Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может
войти пустота и наоборот, если сблизить предметы – натюрморт получится
тяжелым, громоздким. Предметы не должны быть расположены в один ряд – это портит все впечатление от постановки.
Слайд 14 Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и
темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и
горизонтальных линий.
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.