Разделы презентаций


НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Магнитогорский государственный технический университет

Содержание

План:1. Тип, типологизация, типология2. Историческая типология культур3. Формационная типология культур4. Цивилизационная типология культур5. Линейная типология культур К. Ясперса6. Современные концепции типологии культур

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Лекция № 9
Типология

культур

Магнитогорск, 2017

НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»Лекция № 9Типология культурМагнитогорск, 2017

Слайд 2План:
1. Тип, типологизация, типология
2. Историческая типология культур
3. Формационная типология культур
4.

Цивилизационная типология культур
5. Линейная типология культур К. Ясперса
6. Современные концепции

типологии культур
План:1. Тип, типологизация, типология2. Историческая типология культур3. Формационная типология культур4. Цивилизационная типология культур5. Линейная типология культур К.

Слайд 31. Тип, типологизация, типология
Типология культур – одна из актуальных и

дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии.
В качестве критериев типологии

культур ими были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.
С этим и связано понятие типа культуры.
1. Тип, типологизация, типологияТипология культур – одна из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии. В

Слайд 4Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные

единицы в одно множество культур (а не одна культура) и

отличает это множество культур от других.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не

Слайд 5Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на

Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы)

культур называется типологизацией.


Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные

Слайд 6В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальная, этнонациональная, демографическая

и другие типологии культуры.

В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальная, этнонациональная, демографическая и другие типологии культуры.

Слайд 72. Историческая типология культур
Данная типология основывается на выделении в мировой

истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали

и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры.
2. Историческая типология культурДанная типология основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в

Слайд 8Историческая типология базируется на христианском представлении о времени как линейно

направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее.

Историческая типология базируется на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в

Слайд 9В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское,

Македонское и Римское), развитие которых происходило циклическим образом в соответствии

с природными процессами смены времен года.

В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклическим

Слайд 10Древняя Ассирия. 10-метровый акведук, возведенный при Саргоне II в Ниневии

Древняя Ассирия.  10-метровый акведук, возведенный при Саргоне II в Ниневии

Слайд 11Древняя Персия

Древняя Персия

Слайд 12Древняя Македония

Древняя Македония

Слайд 13Римский форум

Римский форум

Слайд 14Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на

четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный

Слайд 15Каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении

которого орудия труда и оружие изготовлялись из камня и люди

научились добывать огонь искусственным путем.
В свою очередь современная наука делит каменный век на три этапа:
– древнекаменный (палеолит) когда появился человек разумный;
– среднекаменный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы;
– новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству.
Каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого орудия труда и оружие изготовлялись из

Слайд 17В каменном веке появились
1) зачатки искусства – наскальные рисунки,

скульптура из камня и кости, глиняная посуда,
2) примитивные религиозные

культы в виде
– тотемизма (веры в кровнородственную связь какого-либо человеческого рода с определенным видом животных или растений);

В каменном веке появились 1) зачатки искусства – наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда,

Слайд 18– фетишизма (поклонения неодушевленным предметам);

– фетишизма (поклонения неодушевленным предметам);

Слайд 19– анимизма (веры в души и духов);

– анимизма (веры в души и духов);

Слайд 20– магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять

на окружающие предметы и явления).

– магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять на окружающие предметы и явления).

Слайд 21Медный век – это период в развитии первобытной культуры, на

протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй.

Медный век – это период в развитии первобытной культуры, на протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй.

Слайд 22Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные

орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии.

Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии.

Слайд 23Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой

и собирательством развивается скотоводство и мотыжное земледелие.

Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой и собирательством развивается скотоводство и мотыжное земледелие.

Слайд 24Формируются элементы пиктографии – рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений.


Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Формируются элементы пиктографии – рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение

Слайд 25Богини энеолита (медный век)

Богини энеолита (медный век)

Слайд 26Бронзовый век – время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций

– шумерской и древнеегипетской.
Они обогатили культуру человечества изобретением плуга,

появлением стекла, развитием ирригационных систем, строительством величественных дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой.
Бронзовый век – время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций – шумерской и древнеегипетской. Они обогатили культуру

Слайд 27Кроме того, они же дали человечеству первые системы письменности –

клинопись и иероглифическое письмо.

Кроме того, они же дали человечеству первые системы письменности – клинопись и иероглифическое письмо.

Слайд 28В этот же период были разработаны важные научные знания –

десятиричная и шестидесятиричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые

календари, солнечные и водяные часы.

В этот же период были разработаны важные научные знания – десятиричная и шестидесятиричная системы исчисления, основы алгебры,

Слайд 29Луксорский храм

Луксорский храм

Слайд 30Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения

железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и

обработки стройматериалов.
Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий

Слайд 31Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу

II тыс. до н.э.
Среди них – античная культура, во многом

ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации.

Театр в Эпидавре

Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу II тыс. до н.э. Среди них – античная

Слайд 32 3. Формационная типология культур
Долгое время в нашей отечественной науке господствовала

формационная типология культур, в соответствии с которой история человечества разделялась

на определенные общественно-экономические формации.

3. Формационная типология культур  Долгое время в нашей отечественной науке господствовала формационная типология

Слайд 33Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку,

элементом которой является культура.

Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура.

Слайд 35Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом

общественно-экономической формации, и в соответствии с этим в культурной истории

человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.

Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, и в соответствии с этим

Слайд 36По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с

первобытного и кончая капиталистическим обществом, – всего лишь предыстория человечества.

По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного и кончая капиталистическим обществом, – всего

Слайд 37Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство,

азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд.

Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный

Слайд 38Все эти способы производства являются только лишь предысторией человечества.
Капиталистическая

форма производства становится постепенно универсальной и наиболее эффективной, что приводит

человечество к переходу из доистории в историю.

Все эти способы производства являются только лишь предысторией человечества. Капиталистическая форма производства становится постепенно универсальной и наиболее

Слайд 394. Цивилизационная типология культур
С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась

представите­лями теории культурно-исторических типов – Николаем Яковлевичем Данилевским, Освальдом Шпенглером,

Арнольдом Тойнби.

4. Цивилизационная типология культур С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представите­лями теории культурно-исторических типов – Николаем

Слайд 40Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов

культур.
Объектом изучения выступали крупные социальные и культурные феномены, существующие

в виде целостностей.
Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур. Объектом изучения выступали крупные социальные и

Слайд 41Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1825) – известный социолог и

общественный деятель.
Данилевский был последователем «органической теории», суть которой – в

перенесении законов развития природы на социальную действительность.
В книге «Россия и Европа» Данилевский утверждает, что цивилизация проходит несколько периодов: рождение, расцвет и упадок.

4.1. Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1825) – известный социолог и общественный деятель.Данилевский был последователем «органической теории», суть

Слайд 42Идеи Н.Я. Данилевского
Главная идея культурологической концепции Данилевского – эта идея

о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций.






Идеи Н.Я. ДанилевскогоГлавная идея культурологической концепции Данилевского – эта идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций.

Слайд 43Н.Я. Данилевский полагал, что история каждого народа представляет собой самостоятельный

культурно-исторический тип.



Н.Я. Данилевский полагал, что история каждого народа представляет собой самостоятельный культурно-исторический тип.

Слайд 44Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к

десяти типам:

Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к десяти типам:

Слайд 451. Египетский


Луксорский храм, посвященный Фиванской триаде (Амону,

Мут и Хонсу)

1. Египетский    Луксорский храм, посвященный Фиванской триаде (Амону, Мут и Хонсу)

Слайд 46
2. Китайский
Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди

2. КитайскийТерракотовая армия императора Цинь Шихуанди

Слайд 47
Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. XXI в. до н.э.
3. Ассирийско-вавилоно-финикийский, или

древнесемитский

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. XXI в. до н.э. 3. Ассирийско-вавилоно-финикийский,  или древнесемитский

Слайд 48
4. Индийский
Большая ступа в Санчи

4. ИндийскийБольшая ступа в Санчи

Слайд 49
5. Иранский
Персеполь – древнеперсидский город, возникший в

VI-V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов.

5. Иранский Персеполь – древнеперсидский город, возникший в VI-V вв. до н. э.,

Слайд 506. Еврейский
Хеврон – один из древнейших городов мира, святыня

трех религий.

6. Еврейский  Хеврон – один из древнейших городов мира, святыня трех религий.

Слайд 517. Греческий

7. Греческий

Слайд 52
8. Римский

8. Римский

Слайд 539. Новосемитский, или аравийский
Город Мадайн-Салих на рубеже старой и новой эры город

был вторым по значимости в Набатее после Петры. Самое крупное

погребение древнего города – Каср-Фарид – было вырезано в горе.
9. Новосемитский, или аравийский Город Мадайн-Салих на рубеже старой и новой эры город был вторым по значимости в Набатее

Слайд 54
10. Германо-романский, или европейский
Пизанский собор находится  на площади

деи Миракои. Полное название – Собор Успения Пресвятой Девы Марии.

Собор построен в 1063 году архитектором Бускето ди Джованни Джудиче.
10. Германо-романский, или европейскийПизанский собор находится  на площади деи Миракои. Полное название – Собор Успения

Слайд 55Мексиканский тип культуры
К этим типам, по мнению ученого, можно добавить

еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки – мексиканский…
Эль-Тахин

— старинный археологический объект, расположенный в мексиканском штате Веракрус. «Тахин» означает «город (или место) грома» на тотонакском языке. Постройки города Эль-Тахин относят к I веку нашей эры.
Мексиканский тип культурыК этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной

Слайд 56Перуанский тип культуры
... и перуанский
Легендарный город инков Мачу Пикчу в Перу

Перуанский тип культуры... и перуанскийЛегендарный город инков Мачу Пикчу в Перу

Слайд 57
Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского

как «положительные деятели в истории человечества» (не народ – субъект

истории, а созданная им развитая культура). Однако есть и «отрицательные деятели», оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации:

…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество.

Н.Я. Данилевский об «отрицательных деятелях» истории

Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского как «положительные деятели в истории человечества» (не

Слайд 58Наряду с ними существуют племена, которые «потому ли, что самобытность

их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по

другим причинам» являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы.
Таковы, по мнению Данилевского, финны и многие другие.

Н.Я. Данилевский о культурах, не достигших расцвета

Наряду с ними существуют племена, которые «потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их

Слайд 59Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам.

Их пять:
1) наличие у племени или народа близкого по

фонетической основе языка;

Н.Я. Данилевский о законах развития культуры

Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять: 1) наличие у племени или

Слайд 602) политическая независимость;

2) политическая независимость;

Слайд 613) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт;

3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт;

Слайд 624) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип;

4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип;

Слайд 635) процесс развития культурно-исторических типов подобен «тем многолетним одноплодным растениям,

у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения

и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу».

5) процесс развития культурно-исторических типов подобен «тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен,

Слайд 64Культурно-исторические типы могут иметь различные основания в соответствии с направленностью

культурной деятельности человека.

Н.Я. Данилевский о типах культуры

Культурно-исторические типы могут иметь различные основания в соответствии с направленностью культурной деятельности человека.   Н.Я. Данилевский

Слайд 65Данилевский выделяет:
1. первичные культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и

иранская, которые полностью не реализовали себя ни в одной из

областей культуры);

Данилевский выделяет: 1. первичные культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская, которые полностью не реализовали себя ни

Слайд 662. одноосновные культуры (еврейская, греческая и римская): еврейская проявила себя

в религиозной сфере, греческая – в художественной, римская – в

политической области;

2. одноосновные культуры (еврейская, греческая и римская): еврейская проявила себя в религиозной сфере, греческая – в художественной,

Слайд 673. двухосновная (германо-романская, или европейская культура), имеющая ярко выраженный научный

и индустриальный характер.

3. двухосновная (германо-романская, или европейская культура), имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер.

Слайд 68 Сейчас, убежден Данилевский, рождается четырехосновная культура. Данилевский

верит, что будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу. Надежда его основана

на особенностях славянского национального характера, особом типе духовности, стремлении к высшей духовности, а не к материальному благу.

Благовещенский собор Московского Кремля

Н.Я. Данилевский о четырехосновной культуре

Сейчас, убежден Данилевский, рождается четырехосновная культура. Данилевский верит, что будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу.

Слайд 69Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880-1936),

которые нашли отражение в его книге «Закат Европы» (1914).
Им

также отрицается идея единства человеческой истории.
О. Шпенглер считает, что культуры существуют изолированно.

14.2. Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера

Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880-1936), которые нашли отражение в его книге «Закат

Слайд 70Шпенглеровские культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная

стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок).
Храм Аполлона в

Дидиме

О. Шпенглер о стадиях культуры

Шпенглеровские культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок).

Слайд 71Цивилизация приводит к упадку всех духовных сил: вместо поэзии, музыки,

философии на первое место выступают военное дело, политика, бухгалтерия. На

первом месте оказываются прикладные науки.

О. Шпенглер о цивилизации

Цивилизация приводит к упадку всех духовных сил: вместо поэзии, музыки, философии на первое место выступают военное дело,

Слайд 72У Шпенглера у каждой культуры есть своя душа, характеризующаяся определенным

первосимволом, который и формирует ее составляющие элементы.
О. Шпенглер о

душе культуры
У Шпенглера у каждой культуры есть своя душа, характеризующаяся определенным первосимволом, который и формирует ее составляющие элементы.

Слайд 73Душа культуры выражается в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах

и характеризуется определенной системой мироощущений.

Душа культуры выражается в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах и характеризуется определенной системой мироощущений.

Слайд 74Так, античная (апполоновская) душа, родившаяся на фоне замкнутого горного ландшафта,

выбирает своим первосимволом единичное прекрасное тело.

О. Шпенглер об аполлоновской

душе культуры
Так, античная (апполоновская) душа, родившаяся на фоне замкнутого горного ландшафта, выбирает своим первосимволом единичное прекрасное тело. О.

Слайд 75Отсюда, по Шпенглеру, грек живет в рациональном мире, его не

волнует прошлое и будущее, не пытается заглядывать в глубины собственной

души, не стремится выйти за пределы трехмерного пространства, художники не отражают душевные порывы.

Отсюда, по Шпенглеру, грек живет в рациональном мире, его не волнует прошлое и будущее, не пытается заглядывать

Слайд 76Иллюстрация
Поликлет Дорифор
Лисипп
Геракл, борющийся
со львом
Пракситель
Афродита Книдская
Скопас Вакханка

ИллюстрацияПоликлет ДорифорЛисипп Геракл, борющийся со львомПракситель Афродита КнидскаяСкопас Вакханка

Слайд 77Шпенглер называет 8 локальных культур (египетскую, китайскую, индийскую, вавилонскую, греко-римскую

(аполлоновскую), майя, византийско-арабскую (магическую), западно-европейскую (фаустовскую) – современный ему тип

культуры). Отмечал, что зарождаются признаки русского типа культуры.

О. Шпенглер о 8 локальных культурах

Шпенглер называет 8 локальных культур (египетскую, китайскую, индийскую, вавилонскую, греко-римскую (аполлоновскую), майя, византийско-арабскую (магическую), западно-европейскую (фаустовскую) –

Слайд 78Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти,

которая сможет устранить противоречия. 

Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти, которая сможет устранить противоречия. 

Слайд 79Продолжателем линии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский культуролог

Арнольд Тойнби (1889-1975).

1.3. Теория Вызовов и Ответов А. Тойнби

Продолжателем линии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский культуролог Арнольд Тойнби (1889-1975).  1.3. Теория Вызовов

Слайд 80Если Шпенглер определял целостные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация

у него – стадия вырождения культуры), то Тойнби оперировал термином

«цивилизация».
Если Шпенглер определял целостные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация у него – стадия вырождения культуры), то

Слайд 81В своем 12-ти томном труде «Исследование истории» ученый утверждает, что

цивилизации – это общества, имеющие как во времени, так и

в пространстве протяженность большую, чем национальные государства.
Они называются «локальными цивилизациями».

А. Тойнби о цивилизациях

В своем 12-ти томном труде «Исследование истории» ученый утверждает, что цивилизации – это общества, имеющие как во

Слайд 82В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникновение),

рост, надлом, падение.

В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникновение), рост, надлом, падение.

Слайд 83Время существования культуры предопределить невозможно.
Критерий развития культуры и цивилизации,

по мнению исследователя, – наличие творческой элиты.

Время существования культуры предопределить невозможно. Критерий развития культуры и цивилизации, по мнению исследователя, – наличие творческой элиты.

Слайд 84А. Тойнби утверждает, что специфика развития общества и культуры определяется

совокупностью Вызовов и Ответов.

А. Тойнби о Вызовах и Ответах

А. Тойнби утверждает, что специфика развития общества и культуры определяется совокупностью Вызовов и Ответов. А. Тойнби о

Слайд 85Бог (природа) бросает людям вызов. Своим ответом на вызов цивилизация/общество

решает ставшую перед ним задачу и приводит себя в более

совершенное состояние.

Бог (природа) бросает людям вызов. Своим ответом на вызов цивилизация/общество решает ставшую перед ним задачу и приводит

Слайд 86Чем сильнее вызов,  тем оригинальнее и созидательнее ответ.
Невозможность адекватной

реакции на вызов означает деградацию общества.
Отсутствие вызова означает отсутствие

стимула к росту и развитию.
Чем сильнее вызов,  тем оригинальнее и созидательнее ответ. Невозможность адекватной реакции на вызов означает деградацию общества. Отсутствие

Слайд 87Рассматривает 21 развившихся цивилизаций:

западную, 2 православных (русскую и византийскую),

иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую,

минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую.

А. Тойнби о 21 типе цивилизаций

Рассматривает 21 развившихся цивилизаций: западную, 2 православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую,

Слайд 88Вводит ученый также понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская,

оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др. В основе

развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии. 


А. Тойнби о культурах, остановившихся в развитии

Вводит ученый также понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская, оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская

Слайд 89Немецкий философ-экзистенциалист Карл Теодор Ясперс (1883-1969) ориентируется на идею общечеловеческой

истории и культуры.

3. Типологическая модель культуры К. Ясперса

Немецкий философ-экзистенциалист Карл Теодор Ясперс (1883-1969) ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры.  3. Типологическая модель

Слайд 90К.Т. Ясперс об осевом времени
История культуры имеет линейный характер и

смысловое завершение.
Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет «ось» мировой

истории и культуры.
К.Т. Ясперс об осевом времениИстория культуры имеет линейный характер и смысловое завершение. Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс

Слайд 91«Осевое время» культуры – это своего рода «центр» истории.
До

него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом.


После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества.

«Осевое время» культуры – это своего рода «центр» истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в

Слайд 93В соответствии с этим Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:
1.

доисторический первобытный период – прометеевский тип культуры;

К.Т. Ясперс

о четырех типах культуры
В соответствии с этим Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:1. доисторический первобытный период – прометеевский тип культуры;

Слайд 942. эпоха «великих» культур древности;

2. эпоха «великих» культур древности;

Слайд 953. эпоха формирования основы человеческого бытия – собственное осевое время

и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения

локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс.

3. эпоха формирования основы человеческого бытия – собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура,

Слайд 964. послеосевая «имперская» эпоха, основанная на развитии науки и техники

и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического

существования цивилизаций.
По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.

4. послеосевая «имперская» эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру

Слайд 97Культура прометеевской эпохи, составляющая доисторическую эпоху, согласно Ясперсу, началась около

5000 г. до н.э.


К.Т. Ясперс о прометеевской эпохе

Культура прометеевской эпохи, составляющая доисторическую эпоху, согласно Ясперсу, началась около 5000 г. до н.э. К.Т. Ясперс о

Слайд 98Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется:
– использованием огня и

орудий труда;
появлением речи;
– формированием первых способов регуляции и

контроля, в том числе в виде форм насилия над собой (например, табу);

Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: – использованием огня и орудий труда; появлением речи; – формированием первых

Слайд 99– образованием групповых форм общежития – различного рода сообществ;

мифологическим сознанием;
– возникновением форм коммуникации и трансляции опыта.

– образованием групповых форм общежития – различного рода сообществ; – мифологическим сознанием; – возникновением форм коммуникации и

Слайд 100Второй исторический тип культуры – это «великие исторические культуры древности».


Они возникли почти одновременно во всех трех мировых культурных центрах

земного шара: в Китае, Индии и на Западе.

К.Т. Ясперс о великих культурах древности

Второй исторический тип культуры – это «великие исторические культуры древности». Они возникли почти одновременно во всех трех

Слайд 101Это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4 тыс. до н.э.,

доарийская культура Индии с 3 тысячелетия до н.э. и архаическая

культура Китая со 2 тыс. до н.э.
Это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4 тыс. до н.э., доарийская культура Индии с 3 тысячелетия до

Слайд 102Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают:
– наличие письменности;


– оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям.

Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают: – наличие письменности; – оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко

Слайд 103Несмотря на свою величественность, этим великим культурам суждено было погибнуть,

заложив в своих недрах культуру будущего осевого времени.

Несмотря на свою величественность, этим великим культурам суждено было погибнуть, заложив в своих недрах культуру будущего осевого

Слайд 104Третий исторический тип культуры – культура «осевого времени» (первого, по

мысли Ясперса, осевого времени, но не последнего в историко-культурном процессе).



К.Т. Ясперс о культуре «осевого» времени

Третий исторический тип культуры – культура «осевого времени» (первого, по мысли Ясперса, осевого времени, но не последнего

Слайд 105Хронологически это приблизительно между VIII и II вв. до н.э.

Хронологически это приблизительно между VIII и II вв. до н.э.

Слайд 106Для всех культур этого типа типологически характерным является формирование самосознания

человека, когда человек осознает бытие, самого себя и свои границы

(возможности и пределы) и задумывается об освобождении и спасении.

Для всех культур этого типа типологически характерным является формирование самосознания человека, когда человек осознает бытие, самого себя

Слайд 107В этот момент он ставит перед собой высшие цели, и

именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие

духовные основы человечества.

В этот момент он ставит перед собой высшие цели, и именно потому, что это происходит во всех

Слайд 108На Западе – Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и

др.;

К.Т. Ясперс о достижениях «осевого» времени

На Западе – Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и др.; К.Т. Ясперс о достижениях «осевого» времени

Слайд 109на Востоке:
– в Китае – Конфуций, Лао Цзы;
– в

Индии – Будда;

на Востоке:– в Китае – Конфуций, Лао Цзы; – в Индии – Будда;

Слайд 110на Ближнем Востоке – Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и

др. – все они в своем творчестве одержимы общей идей:

осознать бытие в целом и отдельного человека.

на Ближнем Востоке – Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и др. – все они в своем творчестве

Слайд 111В эпоху осевого времени в культурах формируется многое из того,

что сохраняется и составляет духовную основу жизни человека и по

сей день.

В эпоху осевого времени в культурах формируется многое из того, что сохраняется и составляет духовную основу жизни

Слайд 112Так, в этой культуре были разработаны элементы категориально-логического аппарата, которым

мы пользуемся и поныне, заложены основы мировых религий.

Так, в этой культуре были разработаны элементы категориально-логического аппарата, которым мы пользуемся и поныне, заложены основы мировых

Слайд 113К.Т. Ясперс о послеосевой имперской эпохе
Из-за бурного развития науки и

техники культура вступила в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернувшись

в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая, отступила от генеральной линии единения культуры, что привело человечество в XX веке на край гибели.

К.Т. Ясперс о послеосевой имперской эпохеИз-за бурного развития науки и техники культура вступила в этап послеосевой имперской

Слайд 114Как спасти и можно ли спасти человечество?
Для этого, по

мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым временем, возвратиться к

его изначальности, новые грядущие великие культуры должны заложить основы для второго «осевого времени», подлинного становления человека.

Как спасти и можно ли спасти человечество? Для этого, по мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым

Слайд 115К.Т. Ясперс о единении мировой культуры
Важно осознать, что «осевое» время

как бы призывает нас:
к безграничной коммуникации,
к преодолению узости отдельной

«замкнутой в себе историчности».

К.Т. Ясперс о единении мировой культурыВажно осознать, что «осевое» время как бы призывает нас:к безграничной коммуникации, к

Слайд 116Оно дает возможность видеть и понимать другие культуры, ибо оно

помогает уяснить себе самого себя, и именно оно способно обеспечить

«конкретное единство человечества», которое лежит в основе возникновения мировой культуры.

Оно дает возможность видеть и понимать другие культуры, ибо оно помогает уяснить себе самого себя, и именно

Слайд 1175. Современные концепции типологии культур
Типология Г. Маклюэна
Из современных подходов к

данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и

культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980).
5. Современные концепции типологии культурТипология Г. МаклюэнаИз современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная

Слайд 118Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства

общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.

Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их

Слайд 119Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир

и формы деятельности.
С этой точки зрения им выделяются дописьменные

(бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.


Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. С этой точки зрения

Слайд 120В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи

устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в

практическую деятельность «племенного человека».
Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.
В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей,

Слайд 121Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от

других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира

– синкретическое.
В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.
Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.

Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое,

Слайд 122Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний

Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше

время.
Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.
Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают

Слайд 123Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

Слайд 124Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое

сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».

Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде

Слайд 125С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться

к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской

культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.

С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение

Слайд 126Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда

современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.
Переход

от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.
Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые

Слайд 127Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи,

получать любые знания, не выходя из собственного дома.
Она намного

облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного

Слайд 128Традиционные и модернизированные культуры
Другим вариантом современной типологии культур является их

деление на традиционные и модернизированные (современные).

Традиционные и модернизированные культурыДругим вариантом современной типологии культур является их деление на традиционные и модернизированные (современные).

Слайд 129Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые

в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные.
Отсюда отношения между

людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма – благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива.
Особенно хорошо это заметно у народов, находящихся на невысокой стадии развития.

Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные.

Слайд 130Очень часто их этноним (самоназвание) в переводе означает «настоящие люди».


К чужим, «ненастоящим» людям – представителям других этнических групп и

общностей – эти принципы не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть, вероломство.
Так, даже в настоящее время многие австралийские или африканские племена, безукоризненно честные в отношениях друг с другом, не считают зазорным обмануть или что-то украсть при случае у представителей других племен или у белого человека.


Очень часто их этноним (самоназвание) в переводе означает «настоящие люди». К чужим, «ненастоящим» людям – представителям других

Слайд 131В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает

низкую степень развития личностного начала в этих культурах.

В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала в этих

Слайд 132Отсюда важнейшим моральным регулятором поведения представителей традиционных культур является чувство

стыда, а не вины.
Дело в том, что чувство вины

служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд – озабоченностью тем, как будут оценены поступки человека другими людьми – членами его общины.

Отсюда важнейшим моральным регулятором поведения представителей традиционных культур является чувство стыда, а не вины. Дело в том,

Слайд 133Еще одна характерная черта традиционных культур – их эгалитаризм, т. е.

представление о том, что каждый член сообщества должен получить необходимую

для жизни часть средств существования независимо от личного трудового вклада.
Поэтому в традиционных культурах отсутствует мотивация для увеличения производства.

Еще одна характерная черта традиционных культур – их эгалитаризм, т. е. представление о том, что каждый член сообщества

Слайд 134Становление модернизированной культуры началось в XVI в. и своего апогея достигло

в наши дни, став характеристикой современного состояния европейской культуры.
Основанная

на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники модернизированная культура вынуждена порвать с традициями, поскольку без постоянного обновления она не может нормально существовать и развиваться.
Становление модернизированной культуры началось в XVI в. и своего апогея достигло в наши дни, став характеристикой современного состояния

Слайд 135Таким образом, возникает важнейшая особенность модернизированной культуры – отказ от

традиций и ориентация на новации.
Ориентация на достижение успеха, соперничество

капиталов, статусов и т. д., что в итоге порождает еще одну характерную черту – ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.

Таким образом, возникает важнейшая особенность модернизированной культуры – отказ от традиций и ориентация на новации. Ориентация на

Слайд 136Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование современного демократического общества,

гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека.

Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование современного демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека.

Слайд 137
Существует два противоположных взгляда
на проблему взаимодействия
культур Запада и

Востока:

Один из них выражен в стихотворении Р. Киплинга: «Запад есть

запад, восток
есть восток, не встретиться
им никогда, лишь у подножья
престола Божья в день
Страшного суда».

Другой сформулирован ещё И.В. Гёте: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».

Дихотомия (от греч. dichotomia – разделение на две части) «Восток – Запад» связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, ментальными отличиями.

Дихотомия восточного и западного типа культур

Существует два противоположных взгляда на проблему взаимодействия культур Запада и Востока:Один из них выражен в стихотворении Р.

Слайд 138Восточная и западная культуры
Еще одним современным вариантом типологии культур стало

разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира на

восточный и западный.
Восточная и западная культурыЕще одним современным вариантом типологии культур стало разделение культур в зависимости от форм и способов

Слайд 139ВОСТОЧНОЕ ИСКУССТВО В СРАВНЕНИИ С ЗАПАДНЫМ
Восточное и западное искусство

ВОСТОЧНОЕ ИСКУССТВО В СРАВНЕНИИ С ЗАПАДНЫМВосточное и западное искусство

Слайд 140ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ЧЕРТЫ
Традиционализм
Господство религиозно-мифологических представлений
Несвобода человека
Неразвитость личностного начала,

коллективизм
Преобладание в политической организации общества деспотизма
Власть выше закона
Высшая ценность –

служение трансцендентной сущности, высшей воле

Черты восточной культуры

ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ЧЕРТЫТрадиционализмГосподство религиозно-мифологических представленийНесвобода человекаНеразвитость личностного начала, коллективизмПреобладание в политической организации общества деспотизмаВласть выше

Слайд 141Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира.
В

восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как

слияния с природой.
Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. В восточных культурах популярны концепции переселения душ и

Слайд 142Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего

складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, деспота.
При

такой системе отношений человек является лишь винтиком в огромном общественном механизме, он живет под полным контролем государства и чиновников.

Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая

Слайд 143Это порождает фатализм, присущий всем восточным цивилизациям, а также все

остальные черты восточной культуры, среди которых – отсутствие приоритета личности,

отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и эзотеризму и т.д.


Это порождает фатализм, присущий всем восточным цивилизациям, а также все остальные черты восточной культуры, среди которых –

Слайд 144Мечеть Шах-Заде в Стамбуле

Мечеть Шах-Заде в Стамбуле

Слайд 145Пaгода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей).VII в. Сиань.

Пaгода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей).VII в. Сиань.

Слайд 146Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства

людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии.

Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и

Слайд 147Черты западной культуры

Черты западной культуры

Слайд 148Основанная на частной собственности западная культура породила систему демократического самоуправления

с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной

жизни, систему гарантий и защиты интересов каждого гражданина, совокупность прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида.

Основанная на частной собственности западная культура породила систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать

Слайд 149Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека –

активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего только на себя

и свои возможности.

Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека – активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего

Слайд 150Разделяя культуры на восточные и западные, следует отметить, что они

не только кардинально отличаются друг от друга, но и сами

внутри себя также имеют существенные внутривидовые различия.
Разделяя культуры на восточные и западные, следует отметить, что они не только кардинально отличаются друг от друга,

Слайд 151Так, например, в многообразии восточных цивилизаций можно вычленить древнейшие цивилизации

Востока, а также китайскую, индийскую и арабскую цивилизации.

Так, например, в многообразии восточных цивилизаций можно вычленить древнейшие цивилизации Востока, а также китайскую, индийскую и арабскую

Слайд 152При рассмотрении западной культуры обычно происходит выделение греческой, римской, средневековой

и иных типов культур.

При рассмотрении западной культуры обычно происходит выделение греческой, римской, средневековой и иных типов культур.

Слайд 153В данной типологии культур всегда отдельно стоит вопрос о культурной

принадлежности России к Востоку или Западу.

В данной типологии культур всегда отдельно стоит вопрос о культурной принадлежности России к Востоку или Западу.

Слайд 154Место России в диалоге Запада и Востока
О проблеме «Восток –

Запад – Россия» впервые заявил Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) –

русский мыслитель и публицист.
В «Философических письмах» Чаадаев утверждал, что Россия не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир.
После выступления Чаадаева русские мыслители разделились на западников и славянофилов.
Место России в диалоге Запада и ВостокаО проблеме «Восток – Запад – Россия» впервые заявил Пётр Яковлевич

Слайд 155ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Черты русской культуры

ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫЧерты русской культуры

Слайд 156Здесь обычно рассуждения основываются на признании факта исключительности русской культуры,

невозможности ее сведения ни к западному, ни к восточному типу

из-за срединного положения России между Европой и Азией, которое считают основной причиной сочетания в русской культуре признаков как восточной, так и западной цивилизаций.

Здесь обычно рассуждения основываются на признании факта исключительности русской культуры, невозможности ее сведения ни к западному, ни

Слайд 157Специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее особом историческом

пути и особой миссии в истории и культуре человечества.

Специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее особом историческом пути и особой миссии в истории и

Слайд 158Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим

свойством и отличительным признаком русской культуры, предопределило весь путь ее

развития, борьбу традиции и новации в ней, прогрессивных и консервативных тенденций.

Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим свойством и отличительным признаком русской культуры, предопределило

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика