Слайд 1Немецкая
классическая
философия
Слайд 2План лекции
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в
конце ХVIII- начале ХIХ веков.
И. Кант: субъективный идеализм и агностицизм.
Г.В.
Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства.
Слайд 3Немецкая классическая философия –
философия в Германии
конца ХVIII- первой
трети ХIХ веков.
Слайд 4
- Германия – отсталая, раздробленная, полуфеодальная страна.
Слайд 5
Немецкая классическая философия в теоретической форме выражала необходимость борьбы за
прогрессивное развитие немецкого общества, переход Германии к буржуазным отношениям.
Теоретические источники:
-
передовые философские идеи своего времени
(французское Просвещение),
- достижения естествознания.
Слайд 6Иммануил Кант
(1724 – 1804 гг.)
Философ и ученый, родоначальник
немецкой классической философии, представитель
субъективного идеализма и агностицизма.
Слайд 7И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.)
Субъективный идеализм:
«Я» (человеческое
сознание) –единственная реальность, творящая мир;
«Не-Я» (внешний мир) не существует само
по себе, а является результатом деятельности «Я».
Теория познания - «наукоучение»: универсальным методом познания, основанием для всех наук признается философия как «наука о науке» (чистое мышление).
Слайд 8Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770 – 1831 гг.)
Крупнейший представитель немецкой
классической философии.
Основная философская заслуга - создание системы объективного идеализма;
обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики.
Слайд 9Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.)
Объективно-идеалистическая «философия тождества»:
первооснова бытия–
Мировая Душа, представляющая собой тождество природы и мышления.
Цель познания
- осмысление тождества бытия;
Основные методы познания – «интеллектуальная интуиция», «созидательное созерцание».
Слайд 10Людвиг Фейербах
(1804 – 1872 гг.)
представитель
антропологического материализма
и атеизма.
Слайд 11Иммануил Кант
«Что я могу знать?»,
«Что я должен делать?»,
«На что
я могу надеяться?»,
«Что есть человек?».
Слайд 121) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный:
в центре
внимания – идея о развитии в природе.
2) Критический период
(после 70-х гг.):
в центре внимания – «критическое» исследование возможностей человеческого разума.
Предмет философии – процесс познавательной деятельности, протекающий по своим собственным законам.
Основные труды этого периода:
«Критика чистого разума» - теория познания,
«Критика практического разума» – этическое учение.
Слайд 13Теория познания Канта – это учение о познавательных возможностях и
границах человеческого разума.
Ее основной вопрос: как наше знание соотносится
с объективным миром вне нас?
Основные положения:
мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи – в - себе»);
мир человеческого мышления существует по собственным законам.
Слайд 14Кант выделяет 3 формы познания: чувственность,
рассудок,
разум.
1) Чувственность отражает
мир в ощущениях;
2) рассудок систематизирует ощущения с помощью понятий, но
имеет дело не с вещью, а с ее мысленным образом
эти формы не дают достоверного знания;
Слайд 153) Разум – это способность к умозаключениям, с помощью «чистых»,
т.е. не основанных на опыте понятий.
Разум порождает 3 основные идеи:
идея души (обозначает источник всех психических процессов),
идея мира (выражает причинно-следственные связи),
идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).
Слайд 16Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью
данных предельно широких идей.
Однако в ходе решения этой задачи разум
вступает в противоречие с самим собой.
(антиномии – противоречивые суждения, каждое из которых может быть доказано с помощью разума)
вывод о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.
Слайд 17Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны,
а разум противоречив
объективное знание получить невозможно
субъективный идеализм и агностицизм Канта:
«Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере».
Слайд 18Этика Канта
Проблема свободы человека и ее границ.
Человек –
существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения.
Однако человек также
существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому его свобода ограничена интересами других людей.
Категорический императив Канта –
нравственный закон, обязательный для всех:
«Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).
Слайд 19Г. В. Ф. Гегель
Важнейшие труды:
«Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»
и др.
Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и
бытия:
бытие и мышление о нем совпадают и подчиняются одним и тем же законам.
Слайд 20Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея, под которой он понимает
некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего.
Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.
Исходный элемент Абсолютной идеи – понятие – непосредственный источник каждой вещи. Вещи вторичны по отношению к понятиям, являются их отражением.
В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.
Слайд 21Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление
Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и
мышление о них совпадают: «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным».
Высшая ступень развития Абсолютной идеи– Абсолютный Дух. На этой ступени проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания (высшие проявления Духа – искусство, религия, философия).
Философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи (философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи»).
Слайд 22Диалектика Гегеля – это теория развития всего сущего и метод
познания действительности.
По словам Ф. Энгельса,
Гегель «впервые весь природный, исторический
и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
Слайд 23Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам:
1) Раскрывает причину развития (закон
единства и борьбы противоположностей).
2) Раскрывает механизм развития (закон взаимного
перехода качественных и количественных изменений).
3) Отвечает на вопрос о направленности развития, определяет преемственность в развитии (закон отрицания отрицания).
Слайд 24Противоречие между методом и системой
в философии Гегеля.
Гегель дал
научное обоснование диалектики как метода познания действительности, в соответствии с
которым мир рассматривается как единое развивающееся целое.
Однако его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее, поэтому диалектика Гегеля носит идеалистический характер.
К. Маркс говорил о несоответствии диалектического метода и идеалистической системы в учении Гегеля и о необходимости поставить гегелевскую диалектику «с головы на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Слайд 25Людвиг Фейербах
(Основной труд –
«Сущность христианства».
Основной предмет философии – человек.
Философские
взгляды Фейербаха –антропологический материализм – форма материализма, рассматривающая человека как
продукт природы, вершину ее эволюции, как разумное существо, посредством которого природа познает саму себя.
Слайд 26Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:
- природа вечна и бесконечна, пребывает
во времени и пространстве, в природе все находится во взаимосвязи
и взаимодействии;
- все живое возникло из неживого. Жизнь – это высшее проявление природы, а человек – продукт природы, вершина ее эволюции;
- посредством человека природа познает саму себя;
- особую роль в процессе познания играют органы чувств, которые способны глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь посредством разума до теоретического обобщения.
Слайд 27Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:
- человек рассматривался в отрыве
от социальной среды, истории и культуры, только как раз и
навсегда данное природно-биологическое существо;
- сущность человека сводилась к разуму, воле, сердцу, которые неизменны во все времена: человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».
Слайд 28Критика христианской религии.
Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического
материализма:
- религиозная вера порождается не только страхом перед силами природы,
но и эмоциональным миром человека, его страданиями и надеждами;
- религия имеет глубокие психологические корни и так же неистребима, как человеческие эмоции;
- место традиционной веры в Бога должна занять религия любви, которая призвана выполнять роль общечеловеческой морали;
- если любовь человека к человеку станет религиозным чувством, то люди добьются на земле того, что религия обещает на небе.