Разделы презентаций


Немецкая классическая философия

Содержание

План лекцииСоциально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков.И. Кант: субъективный идеализм и агностицизм.Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Немецкая классическая философия

Немецкая классическая  философия

Слайд 2План лекции
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в

конце ХVIII- начале ХIХ веков.
И. Кант: субъективный идеализм и агностицизм.
Г.В.

Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства.
План лекцииСоциально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков.И. Кант: субъективный

Слайд 3Немецкая классическая философия – философия в Германии конца ХVIII- первой

трети ХIХ веков.

Немецкая классическая философия –   философия в Германии   конца ХVIII- первой трети ХIХ веков.

Слайд 4 - Германия – отсталая, раздробленная, полуфеодальная страна.

- Германия – отсталая, раздробленная, полуфеодальная страна.

Слайд 5
Немецкая классическая философия в теоретической форме выражала необходимость борьбы за

прогрессивное развитие немецкого общества, переход Германии к буржуазным отношениям.
Теоретические источники:
-

передовые философские идеи своего времени
(французское Просвещение),
- достижения естествознания.
Немецкая классическая философия в теоретической форме выражала необходимость борьбы за прогрессивное развитие немецкого общества, переход Германии к

Слайд 6Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.)
Философ и ученый, родоначальник

немецкой классической философии, представитель

субъективного идеализма и агностицизма.
Иммануил Кант  (1724 – 1804 гг.) Философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, представитель

Слайд 7И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.)
Субъективный идеализм:
«Я» (человеческое

сознание) –единственная реальность, творящая мир;
«Не-Я» (внешний мир) не существует само

по себе, а является результатом деятельности «Я».

Теория познания - «наукоучение»: универсальным методом познания, основанием для всех наук признается философия как «наука о науке» (чистое мышление).

И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.) Субъективный идеализм:«Я» (человеческое сознание) –единственная реальность, творящая мир;«Не-Я» (внешний мир)

Слайд 8Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.)
Крупнейший представитель немецкой

классической философии.
Основная философская заслуга - создание системы объективного идеализма;

обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель  (1770 – 1831 гг.)Крупнейший представитель немецкой классической философии. Основная философская заслуга -

Слайд 9Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.)
Объективно-идеалистическая «философия тождества»:
первооснова бытия–

Мировая Душа, представляющая собой тождество природы и мышления.
Цель познания

- осмысление тождества бытия;
Основные методы познания – «интеллектуальная интуиция», «созидательное созерцание».

Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.) Объективно-идеалистическая «философия тождества»:первооснова бытия– Мировая Душа, представляющая собой тождество природы и

Слайд 10Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.)
представитель
антропологического материализма
и атеизма.

Людвиг Фейербах  (1804 – 1872 гг.)представитель антропологического материализма и атеизма.

Слайд 11Иммануил Кант
«Что я могу знать?»,
«Что я должен делать?»,
«На что

я могу надеяться?»,
«Что есть человек?».

Иммануил Кант «Что я могу знать?»,«Что я должен делать?»,«На что я могу надеяться?»,«Что есть человек?».

Слайд 121) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный: в центре

внимания – идея о развитии в природе.
2) Критический период

(после 70-х гг.):
в центре внимания – «критическое» исследование возможностей человеческого разума.
Предмет философии – процесс познавательной деятельности, протекающий по своим собственным законам.
Основные труды этого периода:
«Критика чистого разума» - теория познания,
«Критика практического разума» – этическое учение.
1) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный:  в центре внимания – идея о развитии в

Слайд 13Теория познания Канта – это учение о познавательных возможностях и

границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как наше знание соотносится

с объективным миром вне нас?


Основные положения:
мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи – в - себе»);
мир человеческого мышления существует по собственным законам.

Теория познания Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума.  Ее основной вопрос:

Слайд 14Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок, разум.
1) Чувственность отражает

мир в ощущениях;
2) рассудок систематизирует ощущения с помощью понятий, но


имеет дело не с вещью, а с ее мысленным образом

эти формы не дают достоверного знания;
Кант выделяет 3 формы познания: чувственность,  рассудок,  разум.1) Чувственность отражает мир в ощущениях;2) рассудок систематизирует

Слайд 153) Разум – это способность к умозаключениям, с помощью «чистых»,

т.е. не основанных на опыте понятий.

Разум порождает 3 основные идеи:


идея души (обозначает источник всех психических процессов),
идея мира (выражает причинно-следственные связи),
идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).
3) Разум – это способность к умозаключениям, с помощью «чистых», т.е. не основанных на опыте понятий.Разум порождает

Слайд 16Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью

данных предельно широких идей.
Однако в ходе решения этой задачи разум

вступает в противоречие с самим собой.
(антиномии – противоречивые суждения, каждое из которых может быть доказано с помощью разума)


вывод о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.
Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей.Однако в ходе решения

Слайд 17Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны,


а разум противоречив

объективное знание получить невозможно

субъективный идеализм и агностицизм Канта:


«Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере».
Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум противоречивобъективное знание получить невозможносубъективный идеализм

Слайд 18Этика Канта
Проблема свободы человека и ее границ.
Человек –

существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения.
Однако человек также

существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому его свобода ограничена интересами других людей.
Категорический императив Канта –
нравственный закон, обязательный для всех:
«Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).
Этика Канта   Проблема свободы человека и ее границ.Человек – существо свободное, способное к самостоятельному выбору

Слайд 19Г. В. Ф. Гегель
Важнейшие труды:
«Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»

и др.


Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и

бытия:
бытие и мышление о нем совпадают и подчиняются одним и тем же законам.


Г. В. Ф. ГегельВажнейшие труды:«Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др.Основной принцип философии Гегеля – принцип

Слайд 20Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея, под которой он понимает

некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего.


Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.
Исходный элемент Абсолютной идеи – понятие – непосредственный источник каждой вещи. Вещи вторичны по отношению к понятиям, являются их отражением.
В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.
Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея, под которой он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей

Слайд 21Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление

Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и

мышление о них совпадают: «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным».
Высшая ступень развития Абсолютной идеи– Абсолютный Дух. На этой ступени проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания (высшие проявления Духа – искусство, религия, философия).
Философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи (философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи»).
Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей,

Слайд 22Диалектика Гегеля – это теория развития всего сущего и метод

познания действительности.
По словам Ф. Энгельса,
Гегель «впервые весь природный, исторический

и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
Диалектика Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности. По словам Ф. Энгельса, Гегель

Слайд 23Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам:
1) Раскрывает причину развития (закон

единства и борьбы противоположностей).

2) Раскрывает механизм развития (закон взаимного

перехода качественных и количественных изменений).

3) Отвечает на вопрос о направленности развития, определяет преемственность в развитии (закон отрицания отрицания).
Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам: 1) Раскрывает причину развития (закон единства и борьбы противоположностей). 2) Раскрывает

Слайд 24Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.
Гегель дал

научное обоснование диалектики как метода познания действительности, в соответствии с

которым мир рассматривается как единое развивающееся целое.
Однако его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее, поэтому диалектика Гегеля носит идеалистический характер.
К. Маркс говорил о несоответствии диалектического метода и идеалистической системы в учении Гегеля и о необходимости поставить гегелевскую диалектику «с головы на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».


Противоречие между методом и системой  в философии Гегеля. Гегель дал научное обоснование диалектики как метода познания

Слайд 25Людвиг Фейербах
(Основной труд –
«Сущность христианства».

Основной предмет философии – человек.

Философские

взгляды Фейербаха –антропологический материализм – форма материализма, рассматривающая человека как

продукт природы, вершину ее эволюции, как разумное существо, посредством которого природа познает саму себя.
Людвиг Фейербах(Основной труд – «Сущность христианства».Основной предмет философии – человек.Философские взгляды Фейербаха –антропологический материализм – форма материализма,

Слайд 26Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:
- природа вечна и бесконечна, пребывает

во времени и пространстве, в природе все находится во взаимосвязи

и взаимодействии;
- все живое возникло из неживого. Жизнь – это высшее проявление природы, а человек – продукт природы, вершина ее эволюции;
- посредством человека природа познает саму себя;
- особую роль в процессе познания играют органы чувств, которые способны глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь посредством разума до теоретического обобщения.
Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:- природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве, в природе все

Слайд 27Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:
- человек рассматривался в отрыве

от социальной среды, истории и культуры, только как раз и

навсегда данное природно-биологическое существо;

- сущность человека сводилась к разуму, воле, сердцу, которые неизменны во все времена: человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».


Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:- человек рассматривался в отрыве от социальной среды, истории и культуры, только

Слайд 28Критика христианской религии.
Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического

материализма:
- религиозная вера порождается не только страхом перед силами природы,

но и эмоциональным миром человека, его страданиями и надеждами;
- религия имеет глубокие психологические корни и так же неистребима, как человеческие эмоции;
- место традиционной веры в Бога должна занять религия любви, которая призвана выполнять роль общечеловеческой морали;
- если любовь человека к человеку станет религиозным чувством, то люди добьются на земле того, что религия обещает на небе.
Критика христианской религии.Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического материализма:- религиозная вера порождается не только страхом

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика