Слайд 1НОВЫЙ ГОД
(СОЛНЦЕВОРОТ И СВЯТКИ)
У ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Слайд 2солнцеворот
20 декабря у древних славян было последним днем осени,
а
21 декабря, в солнцеворот - день зимнего солнцестояния,
начинался Колядень - первый месяц зимы и нового года. В этот же день, в соответствии с природными ритмами, отмечали рождество Коляды, воплощавшего Солнце.
Слайд 3СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ТЕАТРА ИЗДАВНА СПРАВЕДЛИВО СВЯЗЫВАЮТ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СКОМОРОХОВ
Слайд 4 От дома к дому ходили колядовщики - молодые парни
и девушки, которые исполняли колядки (обрядовые песни с пожеланиями благополучия)
и получали в награду угощение. Одной из характерных черт святок является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Все это имело сакральный смысл.
именно в это время наблюдались самые сильные морозы. По древним поверьям – совпадающие с разгулом нечистых сил. Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры (Кроды), пели и плясали вокруг них.
Символом колядовщиков было солнце.
Слайд 5ОДНОЙ ИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ЧАСТЕЙ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА БЫЛИ ИГРЫ РЯЖЕНЫХ
ИГРЫ РЯЖЕНЫХ ЧАЩЕ ВСЕГО СТРОИЛИСЬ НА ОСНОВЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Слайд 6
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СКОМОРОХОВ СВЯЗАНО С ЗАПРЕЩАЮЩИМ УКАЗОМ ЦАРЯ.
Слайд 7Какая луна?
Наши предки знали, если Луна растущая-надо мечтать на преувеличение,
приумножение чего-либо.
А если луна убывающая, то соответственно, на убывание.
Так
,например, на убывающую Луну, зажигали свечу, заранее заготавливали записки с надписью того, от чего хотят избавиться (болезни, неприятности, негативное общение с какими-то людьми и т.д.). Затем ,по-очереди, зачитывали написанное и сжигали. А пепел надо было развеять на Луну, в пространство.
Слайд 8Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха
Это хорошо известное
из литературы гадание нередко используется и сейчас.
Девушка садится в
темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.
Слайд 9ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР БЫЛ ПРИДВОРНЫМ И ВХОДИЛ В ЧИСЛО
ПОТЕХ ЦАРЯ
Слайд 10ИЗНАЧАЛЬНО АКТЕРСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НА РУСИ БЫЛИ СВЯЗАНЫ С ЯЗЫЧЕСКИМИ ОБРЯДАМИ
Слайд 11 В РОССИИ ПЕРВЫЙ БАЛАГАН СВЯЗАН С ИМЕНЕМ
ПЕТРА ПЕРВОГО.
В России первый балаган был связан с именем Петра
I. В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.
Слайд 12К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах (в Москве
– на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге –
на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади) возводились самые разные строения: зимой – ледяные горки для катания, летом – карусели и качели. Среди них – собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т.п., располагались в одну, две или три линии. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей – балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста (рядна) или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.
Слайд 13В 17 ВЕКЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ СКОМОРОШЕСТВА ДОБИЛСЯ АРХИЕПИСКОП НИКОН
Слайд 16ДОМАШНИЕ ТЕАТРЫ ПРИ ДВОРЕ У ЗНАТНЫХ БОЯР СПОСОБСТВОВАЛИ ПОЯВЛЕНИЮ НА
СЦЕНЕ АКТРИС
Слайд 19ПЕРВОЙ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОМЕДИЕЙ СТАЛА ПЬЕСА «НЕДОРОСЛЬ»
ФОНВИЗИНА
Слайд 20ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СЕНТИМЕНТАЛИЗМ» МЫ СВЯЗЫВАЕМ СО СЛЕЗНОЙ КОМЕДИЕЙ
Слайд 21ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ШКОЛЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ ЩЕПКИНА
Слайд 22ТРАГЕДИЯ (буквально – козлиная песнь (греч.)), один из основных жанров
театрального искусства. Трагедия – драматургическое или сценическое произведение, в котором
изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.
Обязательный составляющий элемент трагедии – масштабность событий. В ней всегда идет речь о высоких материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т.п. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение – монархи, полководцы и т.п.: их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии. Напротив, стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственного императива, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни.
Именно это позволяет зрителю достичь т.н. катарсиса (очищения),
и показывает глубокое родство трагедии
с темой циклического умирания и обновления природы.
ИЗ ВСЕХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЖАНРОВ ДЕКАБРИСТЫ
САМОЕ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛИ ТРАГЕДИИ
Слайд 23ПЕРВАЯ НАРОДНАЯ ТРАГЕДИЯ РОССИИ «БОРИС ГОДУНОВ»
Слайд 25ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР» МЫ СВЯЗЫВАЕМ С ИМЕНЕМ ОСТРОВСКОГО
Слайд 28«ОНА БЫЛА ПОЭТОМ СВОБОДЫ НА СЦЕНЕ…» ПИСАЛ НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ОБ АКТРИСЕ
ЕРМОЛОВОЙ
Слайд 29ЗВЕЗДА ПРОШЛОГО-МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА
Слайд 30ОСНОВА РЕПЕРТУАРА МАРИИ ЕРМОЛОВОЙ СТАЛА ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИКА
Слайд 31ОСНОВАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА – СТАНИСЛАВСКИЙ И НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО
Слайд 32ИЗВЕСТНЫЕ АКТЕРЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕАТРА- ЩЕПКИН, ДМИТРИЕВСКИЙ, СЕМЕНОВА, МОЧАЛОВ
Слайд 33Среди великих театральных режиссеров имя Всеволода Эмильевича Мейерхольда стоит несколько
особняком. Может быть, виной тому определенная непонятость и чересчур яркая
индивидуальность.
-Биомеханика Мейерхольда. Система упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актера к реализации психофизической задачи на сцене в контексте четко заданного стилистического решения спектакля
МЕЙЕРХОЛЬД ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ СИСТЕМЫ
ТЕАТРАЛЬНОЙ БИОМЕХАНИКИ