Слайд 1Охрана природы
подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №138
г. Екатеринбурга
Панфилова Елена Михайловна
Слайд 2Назовите к каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а)
станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений;
в) станет меньше
птиц;
г) станет больше птиц.
Правильные ответы: б, в.
Слайд 3
Назовите к каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет
меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек;
в) станет
меньше цапель и аистов;
г) станет больше цапель и аистов.
Правильные ответы: б, в.
Слайд 4Закончите предложения:
-Не будем цветы…
-Не будем ветки…
-Не будем животных …
Слайд 5 Вы уже догадались, о чём будем
говорить сегодня на уроке?..
Тема урока: ОХРАНА ПРИРОДЫ
Природа- наш огромный дом,
И всем найдётся место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
Слайд 6На уроке
*Узнаем, как человек влияет на природу, к
чему приводит неразумное использование природных богатств;
*Познакомимся с Красной книгой;
*Расширим знания о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
*Обсудим правила поведения в природе.
Слайд 7 Многие тысячелетия живёт человек на Земле
и всё время
пользуется благами природы.
Природа даёт нам пищу, одежду,
жилище.
Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, ягоды, грибы…
ВЫВОД: Природа даёт всё необходимое для нашей жизни, но всё это влияет на неё.
Давайте же узнаем, что угрожает природе.
* Для этого обратимся к учебнику. Откройте стр. 52.
* Рассмотрите рисунки и расскажите, какие опасности грозят природе? Приходилось ли вам наблюдать плохие и хорошие поступки человека по отношению к природе?
* Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «На лесной тропе», где героями являются не человек, а звери, но под ними, конечно, подразумеваются поступки людей. Правильно ли волк и лиса вели себя в лесу?
Слайд 8Работа по рабочей тетради
Теперь я предлагаю вам самим оценить
поступки детей.
*Откройте рабочие тетради на с.40-41.
*Рассмотрите рисунки. Подумайте, что
хорошо для природы, а что плохо. Отметьте то, что хорошо для природы, зелёным кружком, что плохо – красным кружком.
Слайд 9 Деятельность человека отрицательно сказывается на окружающей нас природе,
что приводит к исчезновению многих редких видов животных, птиц, растений.
Слайд 10 Многие люди слышат крик о помощи
растений и животных, которым сейчас очень трудно выжить.
Они создали КРАСНУЮ КНИГУ,
в которую записывают всех редких животных и растения.
Красный цвет - сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: Растения и животные в беде, помогите им!
Слайд 11 Чтобы сохранить редкие растения и
животных, людьми были созданы
заповедники и национальные парки.
В Свердловской области насчитывается несколько заповедников.
В их число входит:
Висимский государственный природный биосферный заповедник,
Государственный природный заповедник «Денежкин Камень»,
Природный парк «Оленьи ручьи»,
Природный парк «Бажовские места»,
Природный парк «Река Чусовая».
Слайд 13
Эти животные и растения внесены в Красную книгу России:
Лось –
великан из семейства оленей.
Эти большие длинноногие животные любят жить вблизи
водоёмов, как поодиночке, так и группами.
Слайд 14Барсук –
самый большой лежебока
Барсука увидеть трудно, потому что он
любит поспать. Летом спит весь день, а зимой – день
и ночь. Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу.
Слайд 15 Выхухоль –
живой памятник природы
Выхухоль относится к одной
из древнейших групп млекопитающих, представители которой жили ещё 30 миллионов
лет назад.
Слайд 16Бобр – речной инженер
Бобр уже давно пользуется всеобщим уважением, как
искусный четвероногий инженер, лесоруб и создатель запруд. Он не только
стал символом трудолюбия и упорства, но и многому научил людей.
Слайд 17Выдра – беспечная резвушка
Выдры превосходно приспособлены для обитания
в воде. Они ведут активный образ жизни и днём и
ночью.
Слайд 18Заяц беляк
Беляк живёт в лесу – это лесной заяц. Днём
он спит, а ночью выходит на кормёжку.
Слайд 19Бурундук
Проворный и ловкий, похож на маленькую белку. Живёт под деревьями,
в земляных неглубоких норах.
Слайд 20Скопа
Это единственный пернатый хищник, который питается только рыбой.
Внешним видом скопа напоминает одновременно сову и коршуна.
Слайд 21Филин – пернатая кошка
Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый
слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе прозвали
их пернатыми кошками.
Слайд 22Гигантская вечерница
Является самой крупной летучей мышью в Европе и
России.
Слайд 23Жук – олень
Самый большой жук в Европе.
Это очень красивый
и величественный жук.
Слайд 24 Давайте проверим:
как мы умеем охранять природу
(Напишите
ваши ответы на листок.)
1.Ты нашёл на поляне очень красивый цветок,
как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
2. Ты нашёл гнездо с птенцом, что ты сделаешь?
а) покормлю птенца;
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;
в) буду наблюдать издали.
3.После отдыха на природе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как вы поступите с ними?
а) отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился;
б) закопал бы в землю;
в) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик.
4. Прочитав газету:
а) откладываю, чтобы сдать в макулатуру;
б) выбрасываю в мусорное ведро;
в) использую, как обёрточную бумагу.
Слайд 25Проверим себя:
1.Ты нашёл на поляне очень красивый цветок, как ты
поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше;
2. Ты нашёл гнездо
с птенцом, что ты сделаешь?
в) буду наблюдать издали.
3.После отдыха на природе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как вы поступите с ними?
в) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик.
4. Прочитав газету:
а) откладываю, чтобы сдать в макулатуру.
Слайд 26Игра
«Выбери правило вежливости»
1. Ветки не ломайте, деревья
не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Слайд 27Проверим себя:
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни
лист зря не рвите.
4. Старайся не шуметь, а то
лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Слайд 28Это интересно
А знаете ли, ребята, у нашей планеты Земля
22
апреля был праздник - Всемирный День Земли.
В этот день всё
население планеты должно было вспомнить, что Земля - это наш общий дом, который надо содержать в порядке.
Мы с вами тоже уже успели сделать полезное для природы в этом году. Молодцы!
Слайд 29
Будь природе другом!
Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты
не губи!
Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
Ты в
них отходы не сливай,
Вредителям – позор!
Люби природу, человек,
Её ты охраняй.
Картину выжженной земли
Живя, не оставляй!
Слайд 30Домашнее задание:
*Учебник, стр. 54-55, прочитав текст, вы больше узнаете о
растениях и животных, которые внесены в Красную книгу.
*Рабочая тетрадь, стр.42-43.
*Придумай
и нарисуй на листе А-4
знак правила поведения в лесу.
Слайд 31Урок окончен.
Всем спасибо за участие.
Ребята,
я надеюсь, вы знаете, как
правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
Будьте здоровы!
Ваша Елена
Михайловна