Слайд 1«Он не заслужил света, он заслужил покой…»
Заключительный урок по роману
М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Слайд 2Почему Мастер не заслужил света?
Куда должен взять с собою Мастера
Воланд, проходит ли награда по его «ведомству»?
Что значит «покой» и
как соотносится со «светом» и «тьмой» в романе М.Булгакова?
Слайд 3Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы:
Христианским требованиям
Философской
концепции мира в романе
Жанровой природе романа
Эстетическим реалиям XX века
Слайд 4 «зона героев»
Мастер оставался слишком
земным
Мастер отчаялся
Мотив самоубийства
Отсутствие стремления
к свету
Единство с возлюбленной
далее
Слайд 5
Одностороннее решение
проблемы добра и зла
Дуалистическая модель мира
Древняя
идея о конечном
примирении Бога и Дьявола
Литературная традиция
«зона автора»
далее
Слайд 7«зона эпохи»
В XX веке идея достигнутого, остановившегося времени, счастья-награды не
бесспорна.
Разлад церковной жизни и жизни культурной.
Слайд 8 Что есть булгаковский
«покой»?
Б.В.Соколов пишет
о Мастере: «Лишь в потустороннем мире он находит условия для
творческого покоя»
Е.В.Карсалова: «…булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не смог попасть в «свет», но это награда, воплощенная мечта Мастера, возможность
легко творить»
Слайд 9
«Сон укрепит тебя,
ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не
сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Слайд 10
«Сон укрепит тебя,
ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не
сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Слайд 11Покой у Булгакова – не божественный премирный покой, а телесно-душевный;
он потому и обманный, что не божественный.
Любовь и творчество, хотя
они и высоко ценятся Булгаковым, не являются вечными ценностями и не могут служить достаточным основанием для того, чтобы войти в истинный покой – место пребывания Бога.
Слайд 12эпилог
«Мастер одной рукой прижал к себе подругу и
погнал шпорами коня к луне, к которой только что улетел
прощенный в ночь на воскресенье пятый прокуратор Иудеи»
Слайд 13Изменение было неожиданным для Елены Сергеевны Булгаковой:
«Мне так нравились последние слова романа, - говорила она. –
Я не понимала, зачем что-то добавлять после них».
Слайд 14…в потоке лунного света «складывается непомерной красоты женщина и выводит
к Ивану за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека …и
уходит со своим спутником к луне»
Слайд 15…в потоке лунного света «складывается непомерной красоты женщина и выводит
к Ивану за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека …и
уходит со своим спутником к луне»
Слайд 16…в потоке лунного света «складывается непомерной красоты женщина и выводит
к Ивану за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека …и
уходит со своим спутником к луне»
Слайд 17Вывод
Такой финал является логическим следствием
развития романного сюжета, определенным итогом христианских мотивов в классической мировой
литературе, предметом эстетической игры.