Слайд 1
Описание
фотографии на уроке русского языка
Беспалова Т.В., г. Мыски Кемеровской
обл.
Слайд 2Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств,
признаков, особенностей.
Цель описания по фотографии состоит в том, чтобы слушатель
увидел, представил предмет описания.
Основная задача – указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления.
Слайд 3 Виды фотографий. Для уроков выбираются жанровые фотографии.
Жанровая фотография
– это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не
постановочная, а естественная.
Слайд 4Предлагаемые темы для описания в школе
мероприятие
школьный праздник
экскурсия
посещение музея
посещение урока
посещение зрелищного
мероприятия (концерта, спектакля, оперы, балета)
спортивные соревнования
школьная научная
практика
(проект)
поход
летний отдых
увлечение
современный город
школьный кабинет
домашние дела
и др.
Слайд 5Что предлагается описать
время действия;
место действия;
занятие обучающихся, людей;
их внешний вид
(лицо, одежда);
присутствующих;
пейзаж;
интерьер;
общую атмосферу события;
настроение участников
Слайд 6Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих
художественную идею.
На переднем плане
(в центре)
На
заднем плане
Справа
Слева
Внизу
Слайд 7Обучение описанию по фотографии : виды работ, алгоритм описания, клише,
образцы сочинений-описаний, самостоятельная работа
Слайд 8Подберите синонимы к словам
Фотография –
фотокарточка, фото, снимок, кадр
Фотографировать –
снимать, делать снимок
Увидеть –
рассмотреть, заметить, увидать, различить, уловить, разглядеть
Изобразить
–
показать, представить, описать, выразить,
воспроизвести, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать
Ученики –
учащиеся, школьники, ребята, дети, подростки, старшеклассники
Фотограф –
автор снимка (кадра)
Слайд 9Рассматриваем фотографию.
Вопросы для беседы
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему,
сделана эта фотография?
Почему была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить
в первую очередь?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Слайд 10Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)
Внимательно прочитайте задание и
рассмотрите фотографию.
Составьте предложения на предложенную тему.
Назовите признаки предметов, изображённых на
картине (цвет, форма, размер).
Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
Слайд 11Работа над речевым оформлением и речевыми клише (начало фразы)
На фотографии
изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
В центре
фотографии мы видим …
На заднем плане находится …
Вдалеке мы можем разглядеть …
Можно предположить, что …
Кажется, что …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
Слайд 12Работа над ошибками
К числу типичных ошибок при выполнении описания можно
отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький
объём монологического высказывания (3-5 фраз);
большое количество речевых и грамматических ошибок
Слайд 13Редактирование и исправление речевых ошибок
Фотограф сфотографировал ребят во время
отдыха.
Ребята … На ребятах … (надеты, одеты)
Мы
видим ребят, стоящих на сцене и которые поют песню.
Школьники фотографируют и любуются памятниками архитектуры.
Благодаря этого снимка мы узнали, кто победил в соревновании.
Все, кто интересуются историей страны, должны посещать музеи.
Фотограф показал то, как ученицы готовят школьный проект.
Для восприятия фотографии большое значение играют детали.
По эмоциям зрителей видно, что они довольны игрой актёров
в спектакле «Ревизоре».
Слайд 14Алгоритм описания фотографии
Внимательно рассмотрите фотографию.
Составьте план высказывания.
Подберите опорные слова и
словосочетания для описания фотографии.
Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания,
чтобы получилось монологическое высказывание.
Задание. Тема 1. Экскурсия
Опишите фотографию
Не забудьте описать
время и место действия;
занятие людей;
их внешний вид;
общую атмосферу события и настроение участников.
Презентация Беспаловой Т.В.
г. Мыски Кемеровской обл.
Слайд 15
План
описания
1. Вступительные фразы по теме фотографии.
2. Описание фотографии :
- время действия
(когда? в какое время?)
- место действия (где? в каком месте?)
- внешний вид участников (кто? как выглядят?)
- занятие участников (что делают? чем заняты? как?)
- настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
3. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
Слайд 16Подбираем опорные слова
1. Определите тему фотографии
экскурсия
2. Назовите время действия
весна /
осень
3. Опишите место действия
площадь, храмы, соборы, памятники архитектуры, старинные здания
4. Чем заняты ребята?
знакомятся, осматривают, слушают, фотографируют
Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания
для описания фотографии (их можно записать в черновике).
Слайд 175. Опишите внешний вид ребят
куртки, джинсы, шапочки, кепки
6. Определите общую
атмосферу
и настроение участников
увлечены, заинтересованы
7. Понравилась ли Вам
фотография? Чем?
Удачная, неудачная, удачный ракурс
Слайд 18Составление текста
Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание
Перед нами фотография на тему «Экскурсия».
Автор
снимка запечатлел школьников на площади, окружённой старинными зданиями. Даже в пасмурный день ярко золотятся купола храмов.
Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики тепло одеты. На них куртки
и джинсы, на головах шапочки и кепки.
Фотограф показал зрителям заинтересованность ребят. Они увлечённо слушают рассказ экскурсовода. Некоторые из них фотографируют памятники архитектуры.
Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным, потому что передаёт интерес школьников к истории нашей страны.
Вводная фраза
Место действия
Время действия
Хмурое небо и одежда людей позволяют думать, что это осень или весна. Можно предположить, что во время каникул ребята решили познакомиться с достопримечательностями города.
Внешний вид участников
Занятие и настроение участников
Завершающие фразы
(12 предложений)
Слайд 19Образец клише устного высказывания по фотографии
Описание фотографии (10 фраз)
1.
Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
Слайд 205. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний
вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее
лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Слайд 21Рассмотрите фотографию. Опишите ее (не менее 10 фраз)
Слайд 22Описание фотографии.
Сочинение-описание (образец ответа)
Передо мной интересная фотография.
Давайте рассмотрим изображение
внимательнее.
На переднем плане мы видим учеников, сидящих за партами
спиной к нам. На крючках парт висят рюкзаки. На второй парте лежит зимняя шапка.
Ученики – все мальчики, одетые в военную форму. Они смотрят на доску, некоторые записывают в тетрадях и не смотрят на доску.
На дальнем плане мы видим учительницу и ученика, стоящих у доски. Ученик что-то записывает, учительница держит в руках листы бумаги. Она увлеченно говорит или спрашивает.
За спиной учительницы интерактивная доска. На стенах классах висят таблицы, видна открытая дверь.
Фотография была сделана с задней парты, поэтому виден хорошо весь класс.
Мне понравилась эта фотография, потому что на ней хорошо запечатлен процесс проведения урока.
Слайд 23Прочитайте сочинение. Оцените его.
Описание фотографии
Передо мной интересная фотография.
На ней
мы можем увидеть группу студентов, рассматривающих картины. Давайте
Внимательнее посмотрим на
изображение. Перед нами выставочный зал музея изобразительных искусств.
На переднем плане мы видим четырёх девушек, видимо, студенток. Я думаю, они слушают доклад экскурсовода.
Их лица серьёзны и задумчивы, значит, что-то значительное изображено на представленных картинах.
На заднем плане мы видим несколько репродукций художника. Для более чёткого выделения в пространстве выставки эти работы разместили на чёрном фоне. Также на заднем плане мы можем заметить двух человек, обративших своё пристальное внимание на одну из картин.
Я думаю, выставка заинтересовала посетивших. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих на ней.
Слайд 24Практическая работа
Тема 1. Поход
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
время
и место действия;
занятие ребят;
их внешний вид;
общую атмосферу события
настроение участников.
Прочитайте
задание.
Внимательно рассмотрите фотографию.
Подберите опорные слова и словосочетания для её описания.
Время на подготовку –
1 минута
Слайд 254. Продолжите предложения, которые можно использовать для описания фотографии.
Перед нами фотография …
(на какую тему?).
Пейзаж
и одежда людей позволяют думать, что это … (какое время года? укажите детали). Можно предположить, что … (что предшествовало
запечатлённому моменту?).
Автор снимка запечатлел ребят
… (в какой момент?). В центре фотографии мы видим, как … (что делают руководитель группы и один из туристов?). Подростки на берегу … (что делают ?). Туристы … (как?) одеты. На них … (что надето?). С собой у них … (что?). Чувствуется, что настроение у ребят … (какое?). Они готовы … (какова их цель?).
Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным … (почему?).
(13 фраз)
Слайд 26Самостоятельная работа
1 вариант
Школьный проект
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
время и
место действия;
занятие ребят;
их внешний вид;
общую атмосферу события
настроение участников.
Слайд 27Самостоятельная работа
2 вариант
Посещение спектакля
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
время и место
действия;
что делают актёры;
костюмы и декорации;
общую атмосферу события
настроение участников.
Слайд 28Опиши фотографию. Вариант 3
Задание.
Опишите фотографию.
Что вы видите на ней, место,
где сделана фотография. Бываете ли вы в музеях. Что понравилось?