Разделы презентаций


ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Содержание

Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развитияОсновные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.На

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Лекция

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИЛекция 2

Слайд 2Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
Основные

исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы

сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.
На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был, прежде всего, метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.
Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развитияОсновные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии

Слайд 3В России в 1879 г. журнал «Семья и школа» обратился

к родителям и воспитателям с предложением сообщать свои личные наблюдения

за жизнью детей ранних возрастов и тем содействовать построению психологии ребенка.
В ответ на это в журнал были представлены материалы (наблюдения за десятью детьми преимущественно в возрасте от первого дня рождения до 5—6 лет), позволившие определить некоторые особенности детского развития, сопоставить их с данными, полученными зарубежными учеными.

В России в 1879 г. журнал «Семья и школа» обратился к родителям и воспитателям с предложением сообщать

Слайд 4В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н.

Ланге, который представил свой календарь развития психической жизни ребенка.
«В

двояком отношении полезны были бы подобные записи, — указывал он, — во-первых, для самих родителей, ибо таким образом можно приучиться точно наблюдать своего ребенка и правильно объяснять его психическую жизнь, а во-вторых, для дальнейшего развития научной психологии дитяти».
Этот призыв не остался без ответа. Некоторые результаты родительских наблюдений были опубликованы уже в конце XIX в. и получили развитие в дальнейшем.

В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н. Ланге, который представил свой календарь развития психической

Слайд 5Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей.


Н.А. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», с сожалением отмечал «бедность

русской педагогической литературы, посвященной душевному развитию ребенка», «неизвестность науке» ребенка до 5 — 6-летнего возраста.
Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей. Н.А. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», с

Слайд 6В одном из выпусков серии публикуются, к примеру, записки отца

Н. Соколова о развитии его сына Бори от рождения до

5 лет.
Рыбников привлекает внимание читателей к интересным фактическим данным относительно индивидуального хода развития, которые свидетельствуют
о неравномерности темпа раннего развития,
о сочетании процессов прогресса и регресса,
о своеобразии детской речи и мысли и др.

В одном из выпусков серии публикуются, к примеру, записки отца Н. Соколова о развитии его сына Бори

Слайд 7Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок родителей, не имевших специальной

подготовки, — отсутствие предварительно составленной программы, неопределенность задач, несистематичность наблюдений

и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с разными целями и были плохо сопоставимы друг с другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.

Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок родителей, не имевших специальной подготовки, — отсутствие предварительно составленной программы, неопределенность

Слайд 81 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб.,

1892, С. 53.
2 Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца).

М., 1917.

1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.2 Соколов Н. Жизнь ребенка

Слайд 9Метод наблюдения
Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное

фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Наблюдение как

научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления.
Метод наблюдения Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях

Слайд 10Необходимые условия научного наблюдения:
постановка цели;
разработка плана;
выбор объекта

и ситуации наблюдения;
поддержание естественных условий жизни;
невмешательство в деятельность

испытуемого;
объективность и систематичность наблюдений;
разработанность способов фиксации результатов.

Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни;

Слайд 11М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии.


В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за

детьми, направленную против субъективизма в описании поведения.
Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются.
М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии. В 1924 г. он предложил специальную методику

Слайд 12Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое

обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости или же большей

характерности порыва, одномоментного усилия.
При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости

Слайд 13 Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным.


Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику

нормального развития детей. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).
Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х

Слайд 14Трудности использования метода объективного наблюдения:
чрезвычайная трудоемкость;
большие временные затраты;

пассивная, выжидательная позиция исследователя;
необходимость психологической образованности наблюдателя;
высокая вероятность пропуска

психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений;
опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов;
невозможность проверки;
ограниченное использование математических методов обработки данных.
Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя;необходимость психологической образованности наблюдателя;

Слайд 15В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка,

симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за

ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения.
Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют

Слайд 16Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное.
Сплошное наблюдение

охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени

и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей.
Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребенка выступают как критерии отбора при записи наблюдений (как в дневнике психолога B.C. Мухиной «Близнецы»).
Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в

Слайд 17При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение

в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин

наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых 8 лет жизни).
Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.
При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени

Слайд 18Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на

начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из

основных.
Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован метод «открытого наблюдения со скрытыми целями».
Ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки) были выделены как наиболее адекватная модель для изучения отношений матери к ребенку.
Предметом систематического наблюдения, развернутой фиксации и анализа стала система взаимоотношений матери с ребенком и качества матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметной деятельности.
 

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и

Слайд 19Эксперимент как метод эмпирического исследования
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в

деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический

факт.
Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Эксперимент как метод эмпирического исследованияЭксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в

Слайд 20Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно

созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией.


В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных.
Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия

Слайд 21Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский (1874—1917), который призывал к

углубленной разработке новых форм психологического эксперимента.
Чтобы организовать естественный эксперимент,

надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых.
После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участников.
Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский (1874—1917), который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтобы

Слайд 22Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в

виде дидактической игры.
Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим.


Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества.
Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.).

Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры. Экспериментальное исследование может быть

Слайд 23В зарубежной психологии констатирующему исследованию обычно противопоставляется обучающее исследование.
Метод

обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во

всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.
В зарубежной психологии констатирующему исследованию обычно противопоставляется обучающее исследование. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых,

Слайд 24Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем

Л.С. Выготского.
Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетикомоделирующего, обучающего) исследования состоит

в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития.
Цель — изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетикомоделирующего,

Слайд 25Ставится задача формирования новой для испытуемого способности.
Исследователь теоретически намечает

и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата,

стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.
Экспериментальная модель формирования причинно объясняет прогресс и вскрывает механизмы качественных скачков в овладении данной способностью.
Если формирование закономерно, повторяющимся образом приводит к желаемому результату (при соблюдении выявленных условий и средств), то делается вывод о том, что удалось проникнуть во внутреннюю сущность развития данной способности.

Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства

Слайд 26Хрестоматийными примерами реализации стратегии экспериментального генезиса психических способностей стали формирование

звуковысотной чувствительности как своеобразной сенсорной способности человека (А.Н. Леонтьев), формирование

способности внимания у младших школьников как действия внутреннего контроля (П.Я. Гальперин, С.Г. Кобыльницкая).
 

Хрестоматийными примерами реализации стратегии экспериментального генезиса психических способностей стали формирование звуковысотной чувствительности как своеобразной сенсорной способности человека

Слайд 27Исследовательские стратегии: констатация и формирование
Метод наблюдения и констатирующий эксперимент —

это варианты реализации констатирующей стратегии исследования.
Формирующий эксперимент представляет собой

реализацию новой стратегии исследования в возрастной психологии — формирующей (генетической) стратегии исследования.

Исследовательские стратегии: констатация и формированиеМетод наблюдения и констатирующий эксперимент — это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. Формирующий

Слайд 28В современном исследовании по психологии развития констатирующий и формирующий эксперименты

зачастую сочетаются, составляя разные его этапы.
На диагностическом этапе используется

констатация как обеспечение фиксации достигнутого, актуального уровня развития способности.
Формирующий этап представляет собой достижение нового уровня в соответствии с выдвинутыми предположениями.
Контрольный этап, вновь констатирующего типа, призван определить выраженность развивающего эффекта.
 

В современном исследовании по психологии развития констатирующий и формирующий эксперименты зачастую сочетаются, составляя разные его этапы. На

Слайд 29Вспомогательные методы исследования
Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд

дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и

методических приемов), как правило, используются в комплексе.
Прежде всего, это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.
Вспомогательные методы исследованияПомимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии

Слайд 30Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется

в самых разнообразных целях.
Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи,

человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых.
Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания.
Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.
Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные

Слайд 31Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них


близнецовый,
сравнение нормы и патологии,
кросс-культурный,
биографический.
Близнецовый метод,

исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.
Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах.
Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный,

Слайд 32Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает

не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно

для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.
Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта.

Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных

Слайд 33Особенно поразителен опыт воспитания и образования слепоглухонемых людей. Основы совершенно

нового подхода к выведению «органического существа» из «мира состояний» в

мир человеческой культуры были заложены в 40-х гг. XX в. И.А. Соколянским (1889—1960).
В отзыве о системе работы Соколянского со слепоглухонемыми детьми А.Р. Лурия восторженно писал, что это потрясающий материал «экспериментального очеловечения человекоподобных», «введение данного существа в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи, создание опыта».
Особенно поразителен опыт воспитания и образования слепоглухонемых людей. Основы совершенно нового подхода к выведению «органического существа» из

Слайд 34Один из воспитанников, Александр Суворов, прошел поразительный путь от замкнутости

в своем состоянии слепоглухонемоты до вершин интеллектуального, профессионального и личностного

развития.
Доктор психологических наук А.В. Суворов ныне автор ряда книг, среди которых «Экспериментальная философия» (1998).
Он сам так описывает особенности мировосприятия и психического развития в ситуации слепоглухоты: «Я не могу ни всматриваться, ни вслушиваться. Не всегда могу "вщупываться". Во что вдумываться? В чувства, в ощущения, в интуитивные. ...Мой главный орган чувств — духовная культура человечества».

Один из воспитанников, Александр Суворов, прошел поразительный путь от замкнутости в своем состоянии слепоглухонемоты до вершин интеллектуального,

Слайд 35Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития

подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа

и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д.
Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму.
Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях

Слайд 36Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи.

Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, этнопсихолога Маргарет

Мид (1901 —1978).
Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки.
В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в исследованиях мышления маленьких европейцев).
Анимизм имеет культурное происхождение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.

Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи. Широко известны в мире работы американского этнографа,

Слайд 37Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между

членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе.


Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном

Слайд 39Схема организации эмпирического исследования
Существенное значение для возрастной психологии имеет схема

организации (построения) эмпирического исследования.
Наиболее специфичен по отношению к задачам

возрастной психологии метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития.
Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов.

Схема организации эмпирического исследованияСущественное значение для возрастной психологии имеет схема организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по

Слайд 40При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно.


Подбираются группы испытуемых различающегося возраста, и проводится сопоставление их результатов

(например, сравнивают, как дети шести-, восьми- и десятилетнего возраста понимают скрытый смысл пословиц).
По данным исследования строится усредненная кривая, которая наглядно демонстрирует картину совершенствования изучаемого процесса — улучшения понимания скрытого смысла пословиц с возрастом.
При этом остается неизвестным, почему, за счет каких механизмов это происходит.

При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы испытуемых различающегося возраста, и проводится

Слайд 41Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник») нацелен на прослеживание

изменения психологических качеств у одних и тех же людей на

протяжении длительного времени.
Так, в лонгитюдном исследовании развития взрослых «Grant study», начатом в 1938 г., приняли участие почти 300 студентов младших курсов Гарвардского университета.
Исследователей интересовало, как и почему одни люди добиваются успеха в зрелые годы, а другие терпят неудачу.
Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник») нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех

Слайд 42Для этого подробно записали историю семьи каждого студента, тестировали, интервьюировали,

анализировали поведение студентов, оценивая по 25 чертам личности, и следили

за их дальнейшим развитием.
Успехи взрослых участников исследования сопоставлялись с их юношескими личностными профилями.
Было установлено, что дружелюбие и общительность, интеллект, счастливое детство и материальная обеспеченность еще не гарантируют зрелой адаптации.
Для этого подробно записали историю семьи каждого студента, тестировали, интервьюировали, анализировали поведение студентов, оценивая по 25 чертам

Слайд 43Чертами юношей, наиболее ясно предсказывавшими будущий успех, оказались практичность, организованность

и цельность личности, а также обретение наставников и ролевых моделей

для подражания в ранней взрослости.
В некоторых областях возрастной психологии лонгитюдный план исследования имеет особую ценность, в частности для геронтопсихологии.
Так, многие психологи сомневаются в окончательности выводов относительно эффекта старения в интеллектуальной сфере, которые сделаны срезовым методом, путем сравнения результатов решения интеллектуальных задач людьми 20, 40 и 70 лет.
Испытуемые, принадлежащие к старшей группе, помимо возраста, отличаются массой других характеристик: показателями здоровья, уровнем и качеством полученного образования, мотивацией участия и т.п.
Чертами юношей, наиболее ясно предсказывавшими будущий успех, оказались практичность, организованность и цельность личности, а также обретение наставников

Слайд 44Вариантом лонгитюда является биографический метод.
Это может быть анализ биографий

великих людей (таких, как Данте, Ганди или Фрейд) и реконструирование

биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования.
Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития, например показателей предсказуемости развития или периодов кризисов и переходов.
Вариантом лонгитюда является биографический метод. Это может быть анализ биографий великих людей (таких, как Данте, Ганди или

Слайд 45Для изучения жизненного пути личности используется ряд приемов биографического метода.

Индивидуальная кривая развития, построенная с помощью лонгитюдного метода, точнее обозначает

переломные точки, моменты качественных сдвигов, хотя внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми.
Важен продуманный выбор плана и метода сбора данных в зависимости от цели исследования.
Современные работы по психологии развития, как правило, проводятся с использованием целого комплекса исследовательских методов.
Для изучения жизненного пути личности используется ряд приемов биографического метода. Индивидуальная кривая развития, построенная с помощью лонгитюдного

Слайд 46ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода

эксперимента.
2. Охарактеризуйте констатирующую и формирующую стратегии исследования в возрастной психологии.
3.

Как вам кажется, в чем разница применения обучающего эксперимента в области психологии развития и в педагогических целях?
4. Приведите примеры экспериментальных исследований срезового типа, уже знакомые вам из курса общей психологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.2. Охарактеризуйте констатирующую и формирующую стратегии

Слайд 47ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из книги М. Мид «Культура и мир детства».

О каких аспектах психического развития заставляет задуматься приведенный пример?
«Следующий шаг

в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плывущими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыши трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они. ...Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы.

ЗАДАНИЕ Прочитайте отрывок из книги М. Мид «Культура и мир детства». О каких аспектах психического развития заставляет

Слайд 48Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет

устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное

дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение. Этот тип обучения можно оценить по его результатам. Дети манус чувствуют себя в воде, как дома. Они не боятся ее и не смотрят на нее как на что-то сложное и опасное. Требования, предъявляемые к ним, сделали их глаза острыми, реакции быстрыми, а тела умелыми, как у их родителей. Среди них нет пятилетнего ребенка, который не умел бы хорошо плавать. Ребенок манус, который не умел бы плавать, был бы таким же отклонением от нормы, насколько патологичным был бы американский ребенок пяти лет, не умеющий ходить» (Мид М. Культура и мир детства. С. 181-182).

Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне

Слайд 49Дополнительная литература:
1.Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в

исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.
2.Краник А.А.

Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев, 1987.
3.Лидере А.Г., Фролов Ю.И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М., 1991.
4.Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб., 2002.
5.Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000.
6.Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М., 1982.
7.Романова В. Кросс - культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 118-129.
8.Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
 
 

Дополнительная литература:1.Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика