Слайд 1Организация психологической поддержки дистанционного обучения детей с ОВЗ
Первушина Н.А.
педагог-психолог
мун.
координатор дистанционного обучения Тотемского р-на
Слайд 2Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О
мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации
в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»
Слайд 3Причины уязвимости семей воспитывающих детей с ОВЗ в период дистан.
обучения и самоизоляции
Родители испытывают нервно-психическую, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность отношении
будущего ребенка в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
Психологические особенности, личностные проявления и поведение ребенка (неустойчивое внимание, низкая мотивация, неусидчивость и т.д.);
Изолированность от социума семьи, скудность социальных контактов;
Возросшая ответственность за процесс обучения ребенка. Ранее многие родители перекладывали всю ответственность за воспитание ребенка на школу, не обращая внимания на ребенка;
Отсутствие материально-технического оснащения;
И т.п.
Слайд 5Для обучающихся с ОВЗ, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательный процесс может
осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.).
Формы организации :
учебные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
индивидуальные дистанционные занятия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая проектную работу, вебинары, конференции);
занятия с дистанционным включением обучающегося с ОВЗ в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернет-вещания);
самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронная почта, номер ICQ, номер SKYPE.
Слайд 6Продолжительность непрерывных занятий за компьютером с жидкокристаллическим монитором определяется в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и составляет:
для обучающихся
1 - 2-х классов – не более 20 минут,
для обучающихся 3 - 4 классов – не более 25 минут,
для обучающихся 5 - 6 классов – не более 30 минут,
для обучающихся 7 – 11(12) классов – 35 минут.
Слайд 7Специалисты сопровождения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи)- координаторы работы с детьми ОВЗ
Консультирование
родителей детей с ОВЗ
создание условий для применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий,
режим труда и отдыха
Подчеркивание положительных моментах ДО с целью снятия тревожности
о формах взаимодействия с педагогами (выбираются оптимальные для всех формы: по телефону, по эл.почте, в WhatsApp, в VK или д.р.)
организация досуговой деятельности в условиях семьи
закрепление программного материала
организация расписания под ребенка
Слайд 8Консультирование педагогов детей с ОВЗ по
планированию педагогической деятельности с
учетом подходящих для обучающихся с ОВЗ ресурсов и заданий опираясь
на потенциальные возможности конкретного ребенка;
внесению корректировки в рабочие программы, при необходимости, в учебные планы, в которых обозначается форма обучения, технические средства обучения, способы взаимодействия;
определению объема домашнего задания.
Слайд 9ЭО+ДО+ КРО= полноценный образовательный процесс
Возможно увеличение продолжительности времени в процессе
on-line занятий, отводимого на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их
выполнение.
Возможно ограничение объёма изучаемого материала обучающимися, его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся с ОВЗ (с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ
Рекомендации разработаны городским методическим советом педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Череповца под руководством методистов городской методической службы управления образования Михаленко Татьяны Николаевны, Малышевой Евгении Юрьевны
Слайд 10Для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
Предоставление обучающимся с ЗПР
коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области
и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ПМП-консилиума.
Подготовка специалистами сопровождения материалов с описанием заданий и упражнений, которые высылаются обучающемуся по электронной почте или доставляются доступным для него способом в пространстве интернет-сети.
Размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы.
Проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки.
Слайд 11Проектная деятельность
Мои органы чувств
Слайд 12Продукт проекта:
памятка «Гигиена органов чувств»
Слайд 13Темы проектов:
Рекорды моей памяти
Способы развития интеллекта.
Молодежный сленг как форма самоутверждения
детей.
Волевые качества личности и их развитие.
Механизмы проявления эмоций
Я и
конфликт.
Традиции в нашей семье.
Я и суеверия
Влияние прослушивания музыки на память учащегося
Секреты моего внимания
…
Слайд 20Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Предоставление большего количества времени обучающимся
для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа
в устной форме.
Индивидуальный подбор для обучающихся объема и способов выполнения заданий в каждом конкретном случае.
Использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов, которые могут быть представлены с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Слайд 21Для обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).
Формирование теоретических и
практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов в форме
прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудионосителях (для слепых обучающихся), аудио- и видео- носителях (для слабовидящих обучающихся).
Соблюдение оптимальной нагрузки на зрение у слабовидящих учеников должно составлять не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения– 10 - 20 минут.
Сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев в процессе занятия при просматривании визуального контента.
Обеспечение наиболее комфортного для обучающихся с нарушениями зрения цвета фона экрана монитора – голубовато-серого или зеленовато-желтого. Одновременное использование не более трех цветов.
Слайд 22Для обучающихся с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).
Проведение уроков на
платформе программы Skype. Такой урок позволяет общаться с учеником в
режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог).
Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где обучающиеся имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта.
Использование электронных учебных курсов, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования.
Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнованийс помощью сайта, имеющего базу тестовых и творческих заданий.
Проведение виртуальных экскурсий (литературно-биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературно-художественные и др.), сопровождаемых текстовым описанием экспонатов.
Слайд 23Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Использование различных форм дистанционного
обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная
почта, сайт, электронный ресурс) в соответствии с техническими возможностями образовательной организации и обучающегося.
Учёт особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР.
Реализация коррекционной направленности в процессе учебных занятий.
Обеспечение тщательного отбора учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации.
Использование групповых и коллективных форм дистанционной работы (при соответствующих возможностях) с обучающимися.
Учёт особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы и др.).
Постепенное введение новой информации, необходимость многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу.
Слайд 24Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Обеспечение возможности личного контакта
самого ребенка с учителем, тьютором, педагогом- психологом.
Предоставление родителям (законным представителям)
режима занятий с обучающимся, возможности личных консультаций.
Согласование с родителями организации распорядка дня обучающегося.
Обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий с обучающимся с РАС.
Поддерживание контакта с родителями (законными представителями) путём организации общения в чате, в социальных сетях.
Слайд 25Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составление расписания on-line занятий
(консультаций) с обучающимися, с их родителями. Доведение данной информации до
сведения родителей.
Разработка индивидуальных заданий для обучающихся с учётом варианта образовательной программы, индивидуальных особых образовательных потребностей.
Информирование родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка.
Соблюдение внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительность к внештатным ситуациям.
Соблюдение внутреннего порядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели.
Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход.
Осуществление рефлексии занятия: общий анализ, его позитивные и негативные стороны; оценка выполненных заданий обучающимся.