Слайд 1
Основные принципы организации содержания и методического аппарата
УМК «История», соответствующего
ФГОС
Слайд 2Нормативные документы:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего и среднего
(полного) образования 2010, 2012 гг. http://минобрнауки.рф/
Концепция нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории http://rushistory.org/?page_id=1219
Слайд 3Дополнительные источники:
Стрелова О.Ю. Структурно-методическая концепция учебно-методического комплекса издательства «Русское слово»
по истории для 5-11 классов. М., Русское слово, 2011 г.
Нефёдов
С.А. История России. Факторный анализ. В 2-х тт., М., Территория будущего, 2011 г.
Слайд 4Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Создана в развитие ФГОС
по истории для основной и старшей школы по инициативе Российского
исторического общества (РИО) http://rushistory.org/
Руководитель авторского коллектива Чубарьян А.О. – директор Института Всеобщей истории РАН
Принята 30.10.2014 г. Советом РИО
Одобрена 16.01.2014 г. Президентом РФ В.В.Путиным
Слайд 5Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Задачи учебно-методического комплекса:
создать
условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
сформировать
представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
Слайд 6Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Задачи учебно-методического комплекса:
показать
историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
раскрыть суть
исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян.
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Слайд 7Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Должна стать основой для
переработки текстов учебников в следующих направлениях:
обратить внимание на события и
процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
Слайд 8Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Должна стать основой для
переработки текстов учебников в следующих направлениях:
исключить возможность возникновения внутренних противоречий
и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечить доступность изложения, образность языка.
Булгар. Татарстан
Слайд 9Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Подготовка нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей
истории.
Особую актуальность приобретает необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры.
Возникает вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.
Слайд 10Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Выступает в качестве общественного
договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и
всеобщей истории.
Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Слайд 11Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Её целью является: формирование
общественно согласованной позиции
по основным этапам развития российского государства и
общества;
по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Слайд 12Правовые основы создания Концепции
Положения действующей Конституции Российской Федерации, закрепляющие статус
России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления,
в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи.
Слайд 13Правовые основы создания Концепции
Федеральные Законы «Об образовании в Российской Федерации»,
«О языках народов Российской Федерации».
Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 гг., Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Слайд 14Методологические основы создания Концепции
базовые ценности гражданского общества - социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
исторический подход – как основа формирования
межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;
Слайд 15Методологические основы создания Концепции
многофакторный подход к освещению истории всех сторон
жизни российского государства и общества;
толерантность как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
Слайд 16Педагогические основы
создания Концепции
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями
об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
Слайд 17Педагогические основы
создания Концепции
воспитание взаимопонимания, толерантности и мира между людьми
и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей
учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Слайд 18Методическая основа
создания Концепции
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса;
Формирование метапредметных
навыков универсальной учебной деятельности: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Слайд 19Концепция предусматривает многоуровневое представление истории
Курс отечественной истории должен сочетать историю
Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю (прошлое родного города, села).
Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Слайд 20Концепция предусматривает многоуровневое представление истории
Достигается с помощью синхронизации курсов истории
России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской
и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик.
Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение.
Слайд 21Концепция предусматривает многофакторное представление истории
Природные условия и географическое положение
Демография
Инновации
Экспансия
Элита
Слайд 22Концепция предусматривает многофакторное представление истории
Экономика
Внутренняя политика государства
Внешняя политика государства
Взаимоотношения власти
и общества
Социальная стратификация
Общественные представления
Слайд 23Концепция предусматривает многофакторное представление истории
Военное дело
Развитие науки
Развитие образования
Развитие искусства и
литературы
Религия
Повседневность
Слайд 24Концепция предусматривает антропологический подход к представлению истории
Реализуется через отражение в
текстах, иллюстрациях учебников присутствия человека:
выдающихся личностей
«рядовых» участников событий
простых «обывателей»
Слайд 25Концепция предусматривает культурологический подход к представлению истории
Реализуется через отражение в
учебниках диалога культур:
Во времени
В пространстве
Формирование представления о иерархии культурных ценностей.
Слайд 26Принципы изложения материала
Ключевым звеном учебно-методических комплексов по отечественной истории должно
стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса.
Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности.
Важную часть комплекса должны составлять творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления учащихся.
Слайд 27Принципы изложения материала
Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у
молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в
мировой истории.
При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.
Слайд 28Принципы изложения материала
Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа
по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой,
формирование
российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали
начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости,
создание науки и культуры мирового значения.
Слайд 29Принципы изложения материала
У учащихся не должно сформироваться представление, что история
России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед.
Трагедии
нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
Слайд 30Принципы изложения материала
Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в
мире.
В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала
по истории народов России, делая акцент на
взаимодействии культур и религий,
укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами.
Слайд 31Принципы изложения материала
Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание
в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей
страны:
безопасность от внешних врагов,
прекращение внутренних смут и междоусобиц,
экономическое развитие,
распространение образования,
здравоохранения и др.
Слайд 32Принципы изложения материала
Одной из главных задач школьного курса истории является
формирование гражданской общероссийской идентичности,
необходимо сделать акцент на идее гражданственности,
прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества.
Слайд 33Принципы изложения материала
Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного
самоуправления: земские соборы,
общины,
посадское самоуправлении,
гильдии, научные общества,
общественные
организации и ассоциации,
политические партии и организации,
общества взаимопомощи,
кооперативы и т.д.
Слайд 34Принципы изложения материала
Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры
Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения
художественной литературы,
музыки, живописи, театра, кино,
выдающиеся открытия российских ученых и т.д.
неразрывную связь российской и мировой культуры.
Слайд 35Роль учебника в современном информационном пространстве
Учебник – навигатор ученику:
Даёт информацию
Предлагает
интерпретации
Побуждает искать информацию
Побуждает к самостоятельному анализу и выводам
Слайд 36Состав УМК «История»
(все элементы должны иметь печатную и электронную версии)
учебник;
хрестоматию или сборник документов;
книгу для чтения
нормативные документы
и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;
тематическое планирование. исторический атлас;
рабочую тетрадь;
сборник заданий (КИМ);
Слайд 37Состав УМК «История»
(все элементы должны иметь печатную и электронную версии)
исторический атлас
Слайд 38Современный учебник истории:
• стимулирует познавательный и исторический диалог
(обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);
открыт для
взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.).
партнерский по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).
Слайд 39Структура современного учебника истории:
источники;
Слайд 40Структура современного учебника истории:
авторский текст… и оценочные суждения, способствующие целостному
и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как
и трагических страниц;
Слайд 41Структура современного учебника истории:
элементы историографии, способствующие целостному и диалектическому восприятию
отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц;
Слайд 42Структура современного учебника истории:
справочный аппарат
Слайд 43Структура современного учебника истории:
изобразительные материалы;
Слайд 44Структура современного учебника истории:
словарь терминов и др.
Слайд 45Структура современного учебника истории:
хронологическая таблица,
словарь персоналий и др.
Слайд 46Структура современного учебника истории:
Учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме
введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором
рассматривается место
курса в системе школьного исторического образования,
представляется и обосновывается план дальнейших действий.
Слайд 47Структура современного учебника истории:
Число параграфов должно быть примерно на треть
меньше числа часов, отведенных на изучение курса.
Это позволит выделить
время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником.
с
Слайд 48Структура современного учебника истории:
В начале каждого параграфа должен быть задан
и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь
ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы.
Слайд 49Структура современного учебника истории:
Учебно-методический комплекс для старших классов не должен
содержать готовых решений, а призван стимулировать потребность учащихся к формированию
самостоятельных суждений.
Слайд 50Методический аппарат современного учебника истории:
Для организации познавательной деятельности школьников в
учебник включаются следующие компоненты:
дидактическое введение (о том, как работать
с учебником);
Слайд 51Методический аппарат современного учебника истории:
Для организации познавательной деятельности школьников в
учебник включаются следующие компоненты:
система вопросов и заданий для учащихся;
элементы методических рекомендаций.
Слайд 52Методический аппарат современного учебника истории:
Дидактическая система современного учебника предполагает:
а)
включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому
тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;
Слайд 53Методический аппарат
современного учебника истории:
Дидактическая система современного учебника предполагает:
б)
использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных
и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;
Слайд 54Методический аппарат современного учебника истории:
Дидактическая система современного учебника предполагает:
в)
дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.
Слайд 55Методический аппарат современного учебника истории:
В дидактическом блоке, посредством специальных заданий
предусматривается обращение школьников к изучению
локальной истории,
истории своей семьи,
собиранию устной истории.
Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).
Слайд 56Ступени исторического образования
(предложения)
При изучении рассказов по истории России в
начальной школе (3-4 классы) должна происходить социализация учащихся путем формирования
элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоциональноценностной сфер личности.
В пропедевтических курсах начальной школы история предстает во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи.
Слайд 57Ступени исторического образования
(предложения)
В основной школе (5-9 классы и 10
классе, систематические курсы истории России и всеобщей истории) должны быть
сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории.
История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и т.д.
Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.
Слайд 58Ступени исторического образования
(предложения)
В 11 классе на базовом уровне может
быть предложен системный курс «История России
в
мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру.
Слайд 59Ступени исторического образования
(предложения)
На профильном уровне основные усилия должны быть
направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в
вузы.
Слайд 60Ступени исторического образования
(предложения)
сформировать
у себя знания
о месте и роли исторической науки в системе научных
дисциплин, представления
об историографии;
Учащиеся 11 класса (в соответствии с требованиями ФГОС) должны
Слайд 61Ступени исторического образования
(предложения)
овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и
роли России в мировой истории;
Учащиеся 11 класса (в соответствии
с требованиями ФГОС) должны
Слайд 62Ступени исторического образования
(предложения)
Учащиеся 11 класса (в соответствии с требованиями
ФГОС) должны
овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.
Слайд 63С вопросами обращайтесь:
Агафонов Сергей Валерьевич –издательства «Русское слово», учитель истории
и обществознания школы № 627 г. Москвы
agafonov.sv@dofa.ru