Слайд 1Основы мировой экономики
Лекция 6
Анастасия Подругина
Департамент мировой экономики
Высшая школа экономики, Москва,
2014
www.hse.ru
Слайд 2Высшая школа экономики, Москва, 2014
Исследование международных экономических отношений
Исследование внешней торговли
Выгоды
от внешней торговли и ее характер
Протекционизм
Платежный баланс
Установление курсов валют
Международная координация
политики
Мировой рынок капиталов
Исследование международных финансов
Слайд 3Высшая школа экономики, Москва, 2014
Взгляды на международную торговлю
Меркантилизм (1500-1750 гг.)
Торговая
политика нацелена на увеличение экспорта товаров (поощрялся лишь импорт сырья);
Считалось,
что накопление богатства одной нацией происходит за счет его сокращения у другой – «игра с нулевой суммой».
Слайд 4Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория абсолютных преимуществ
Адам Смит: «Если какая-либо
чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой
цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать ее у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».
Слайд 5Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория абсолютных преимуществ
Страны должны специализироваться на
производстве и экспортировать те товары, по которым у них есть
абсолютное преимущество, и импортировать товары, по которым абсолютное преимущество складывается у партнеров.
Слайд 6Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория абсолютных преимуществ
Относительные цены: за ярд
сукна в Англии можно купить 1/3 барреля вина, а в
Португалии – 2 барреля.
Слайд 7Высшая школа экономики, Москва, 2014
Кривая производственных возможностей
Слайд 8Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Практика международной торговли показывала,
что невозможно объяснить существующий уровень развития международной торговли одними только
абсолютными преимуществами (например, климатом).
Давид Рикардо:
Слайд 9Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Относительные цены: баррель вина
в Англии = 6/5 ярда сукна, баррель вина в Португалии
= 8/9 ярда сукна.
Слайд 10Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Слайд 11Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Слайд 12Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Слайд 13Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Эмпирическое подтверждение теории Рикардо
26
отраслей промышленности, 1951 год
США превосходит Великобританию по производительности труда по
всем отраслям от 11% до 366%
В 12 отраслях Великобритания имеет больший объем экспорта
Слайд 14Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория сравнительных преимуществ
Эмпирическое подтверждение теории Рикардо
Сравнительный
анализ показывает, что экспорт США превосходит экспорт Великобритании в тех
отраслях, где США имеют более высокую относительную производительность труда
Слайд 15Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория факторного преимущества
Теорема Хекшера-Олина: страна будет
экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы,
и импортировать товары, в производстве которых используются относительно дефицитные факторы производства.
Вино – трудоемкий товар, сукно – капиталоемкий товар.
Пусть в Португалии соотношение ресурса труда по отношению к ресурсу капитала больше, чем в Англии.
Значит, цена труда относительно цены капитала в Португалии будет меньше.
Тогда Португалия – трудоизбыточная страна, а Англия – капиталоизбыточная.
Слайд 16Высшая школа экономики, Москва, 2014
Теория факторного преимущества
Выравнивание цен на факторы
производства
Португалия начинает специализироваться на вине => растет спрос на вино
=> рост относительного спроса на труд => рост заработной платы.
Португалия начинает производить меньше сукна => падает спрос на капитал => падение процентной ставки (относительной цены капитала).
Происходить сближение уровней зарплаты и процентной ставки.
Слайд 17Высшая школа экономики, Москва, 2014
Парадокс Леонтьева
Возникла необходимость эмпирической проверки теории
Хекшера-Олина.
В.Леонтьев в 1953 г. подсчитал объемы труда и капитала, используемых
в США для производства группы экспортируемых и импортируемых товаров для 1947 года.
Оказалось, что товары, импортируемые США более капиталоемкие, а экспортируемые – более трудоемкие.
Слайд 18Высшая школа экономики, Москва, 2014
Парадокс Леонтьева
Объяснение: США – страна, значительно
использующая ресурс высококвалифицированной рабочей силы.
США имеют преимущество в выпуске наукоемких
товаров.
Слайд 19Высшая школа экономики, Москва, 2014
Стандартная модель торговли
Всемирное относительное предложение выводится
из производственных возможностей, а всемирный относительный спрос – из предпочтений
потребителей. Условия торговли (соотношение индексов экспортных и импортных цен) определяется пересечением кривых спроса и предложения.
Экономический рост – смещение вовне границы производственных возможностей. Рост увеличивает всемирное относительное предложение товаров и изменяет условия торговли.
Если рост экспортоориентированный (происходит в экспортных отраслях), то условия торговли ухудшаются, если рост импортозамещающий, условия улучшаются.
Международные трансферты доходов (репарации или иностранная помощь) воздействуют на условия торговли через сдвиги кривой всемирного относительного спроса.
Модель учитывает инструменты торговой политики (импортные тарифы, экспортные субсидии и др.), а также торговые барьеры.
Слайд 20Высшая школа экономики, Москва, 2014
Стандартная модель торговли
Всемирное относительное предложение выводится
из производственных возможностей, а всемирный относительный спрос – из предпочтений
потребителей. Условия торговли (соотношение индексов экспортных и импортных цен) определяется пересечением кривых спроса и предложения.
Экономический рост – смещение вовне границы производственных возможностей. Рост увеличивает всемирное относительное предложение товаров и изменяет условия торговли.
Если рост экспортоориентированный (происходит в экспортных отраслях), то условия торговли ухудшаются, если рост импортозамещающий, условия улучшаются.
Международные трансферты доходов (репарации или иностранная помощь) воздействуют на условия торговли через сдвиги кривой всемирного относительного спроса.
Модель учитывает инструменты торговой политики (импортные тарифы, экспортные субсидии и др.), а также торговые барьеры.
Слайд 21Высшая школа экономики, Москва, 2014
Модель Кругмана
Модель Кругмана дополняет стандартную модель
следующими предпосылками:
Возрастающая отдача от масштаба: предельные издержки производства падают при
увеличении масштаба производства
Монополистическая конкуренция:
каждая фирма выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции соперников;
фирма принимает цены конкурентов как данные.
Мобильность факторов производства и транспортные издержки
Слайд 22Высшая школа экономики, Москва, 2014
Модель Кругмана
Слайд 23Высшая школа экономики, Москва, 2014
Модель Кругмана
Слайд 24Высшая школа экономики, Москва, 2014
Мифы теории международной торговли
Миф: свободная торговля
хороша лишь тогда, когда ваша страна имеет достаточную производительность, чтобы
выдержать международную конкуренцию.
Конкурентные преимущества в какой-либо отрасли зависят не только от ее производительности по сравнению с такой же зарубежной отраслью, но и от соотношения уровней заработной платы внутри страны и за рубежом.
Слайд 25Высшая школа экономики, Москва, 2014
Мифы теории международной торговли
Миф: зарубежная конкуренция
является нечестной и наносит ущерб другим странам, если она базируется
на низкой оплате труда.
Более низкая цена труда в Португалии вовсе не означает, что Англии будет невыгодно с ней торговать – дело обстоит ровно наоборот.
Слайд 26Высшая школа экономики, Москва, 2014
Мифы теории международной торговли
Миф: торговля ведет
к убыткам и эксплуатации той страны, которая на свои экспортные
товары затрачивает больше труда, чем его вложено в импортные товары, которые она получает в ходе обмена на рынке.
Если вы хотите знать, является ли торговля взаимовыгодной, вам надо сравнивать ваши затраты труда на производство экспортного товара отнюдь не с тем, сколько труда потратили иностранцы на то, что вы импортируете. Вы должны сравнить ваши затраты на экспортный товар с теми издержками, которые вы понесли бы, если бы стали производить продукты вашего импорта сами.
Слайд 27101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20
Тел.: (495) 621-7983, факс:
(495) 628-7931
www.hse.ru