Слайд 1Основы религиозных культур и светской этики
Слайд 2Нормативно-правовая основа разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебный курс ОРКСЭ)
Поручение Президента Российской Федерации
от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Приказ МО РФ от 56 марта 2004 г.№1089, от 01.02.2012 г. « О внесении изменений в БУП…»
Письмо ДО Ярославской области№726/01-10 от 30.03.2012 « О преподавании учебного курса «ОРКиСЭ»
Слайд 3Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится во всех
государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в 4-х классах как обязательный
учебный предмет.
Слайд 4Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает
6 модулей:
основы православной культуры
основы исламской культуры
основы буддийской
культуры
основы иудейской культуры
основы мировых религиозных культур
основы светской этики.
Слайд 5Структура учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
4
класс
Каждый из модулей разделяется на 4 блока.
Блок 1 (общий для
всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Слайд 6Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для
обучения своего ребенка.
Преподавать курс будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную
подготовку.
Слайд 7Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» светское, культурологическое.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Слайд 8Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и
взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы
и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Слайд 9Направление курса «Основы религиозных культур и светской этики» нравственные идеалы
и ценности.
Обучение направлено на развитие у школьников 4классов представлений
о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Слайд 10Данный курс направлен на воспитание юных россиян в системе норм
и правил, выработанных обществом, что отражается в названии и содержании
тематики: «Россия - наша Родина», «Культура и мораль», «Свобода и ответственность», «Моральный долг», «Справедливость». Содержание дополняется примерами из мировой и русской классической литературы. Обучение начинается с общего для всех урока «Я гражданин России».
Основные содержательные линии :
- ценность родства и семейные ценности.
- честь и совесть. Дворянский кодекс чести.
- государство и мораль гражданина.
Слайд 11 Общий характер курса отражен в названии и содержании тем:
«Возникновение религий. Религии мира и их основатели», «Священные книги религий
мира», «Искусство в религиозной культуре», «История религий в России», «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Курс знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями, что содействует воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта.
Основные содержательные линии :
- Культура и религия
- Человек в религиозных традициях мира
- Искусство в религиозной культуре
Слайд 12Курс состоит из двух основных разделов. В первом детям рассказывается
о сути ислама. Второй раздел рассказывает об особенностях жизни мусульман
в России:
Основные содержательные линии:
- введение в исламскую духовную традицию
- качества пророка Мухаммеда
- обязанности мусульман
Слайд 13Курс в доступной форме знакомит с основами буддийской культуры: ее
основателем, учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Основные содержательные линии:
- Будда и его учение
- Буддийский священный канон
- Любовь к человеку и ценность жизни
Слайд 14Курс знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает её
значение в формировании личности и поведения верующего человека.
Передавая духовное
содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека,
Основные содержательные линии:
- Тора - главная книга иудаизма
- патриархи еврейского народа
- добро и зло
Слайд 15Содержание курса открывает учащимся мир духовных и нравственных ценностей Православия,
актуализирует социальный опыт ученика, расширяет и конкретизирует близкие и понятные
категории: Родина, российский народ, семья, родители. Основные содержательные линии:
- Введение в православную духовную традицию
- Священное писание и Священное предание
- Православие в России
Слайд 16Задачи учебного курса ОРКСЭ
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Слайд 17Учебный курс ОРКСЭ - единая комплексная
учебно-воспитательная система.
Педагогические цели
Педагогические
задачи
Требования к результатам освоения учебного содержания
Система содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей
учебного предмета
Система связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Слайд 18Место курса в программе обучения
Изучается на переходной стадии от начальной
к основной ступени общеобразовательной школы.
Дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий
мир»
Предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История»
Окружающий мир
История
ОРКСЭ
Знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего