Слайд 1Особенности консультирования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей
Вдовина Елена
Григорьевна,
заместитель директора КГБУ «Алтайский краевой
центр ППМС-помощи,
р.т. 8
(3852) 50 04 71, эл. почта: info@ppms22.ru
Слайд 2Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Трудности взаимодействия с окружающим
миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с
другими людьми;
Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей;
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, замедление процесса формирования понятий;
Особенности в развитии движений, приводящие к замедлению темпов формирования двигательных навыков и / или появлению стереотипно повторяющихся движений
Слайд 3Направленность психологического консультирования ребенка с ОВЗ, инвалидностью
Выявление психологических проблем ребенка
(трудности в адаптации, коммуникативные и когнитивные проблемы, эмоциональные переживания);
Оценка
антивитальной направленности (особенности самооценки, отношение к миру и окружающим его людям, способность к целеполаганию и планированию своей жизни);
Определение внутренних ресурсов ребенка и семьи;
Профконсультирование.
Слайд 4Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим
детей с инвалидностью или ОВЗ, необходимо учитывать как присущие им
характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье особого ребенка.
1 группа – психосоматичные родители со смешанным типом реагирования. Им свойственна предрасположенность к высокой нормативности поведения и сдержанность в проявлении эмоций. Внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание своей проблемы сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний.
2 группа – невротичные родители с повышенной тревожностью, страхами, депрессией. Проявляется в виде пед. некомпетентности, воспитательской неумелости, а в отдельных случаях наблюдается отторжение ребенка, вызывающего стресс.
3 группа – авторитарные родители с тенденцией к ассоциальным формам взаимодействия
Слайд 5Психологический портрет авторитарного родителя
+ Активная жизненная позиция;
+ Стремление руководствоваться собственными
убеждениями вопреки уговорам и советам со стороны родственников или
специалистов;
+ Характерен феномен вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка;
+ Стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Именно такие родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Они упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом;
- Склонность к противопоставлению себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним») или проявляют тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка («Ну не всем же быть учеными»);
- Неумение сдерживать свой гнев и раздражение в общении с ребенком, использование жестких форм наказаний (окрик, подавление личности, избиение).
Слайд 6Психологический портрет родителя невротичного типа
- Фиксация на отсутствии выхода из
ситуации («Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»);
-
Оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!»;
- Во взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность и строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его. Межличностные связи «родитель — ребенок» приобретают симбиотический характер;
- Часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения
Слайд 7Психологический портрет родителя психосоматичного типа
- Свойственна частая смена настроения (то
радость, то депрессия). У некоторых из них проявляется тенденция к
доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто;
- В поведении проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы,
фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во
внутренний план переживаний;
- Характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи.
Слайд 8Особенности поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью
Слайд 9Структура проблемной семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, инвалидностью, УО
(по
К. Теркельсону)
Две группы задач, которые должны решаться педагогом-психологом при консультировании
родителей
1. Повышение мотивационной готовности родителей по восприятию информации об особенностях развития их ребенка, готовности к длительной работе по его коррекции и воспитанию.
2. Освобождение родителей от чувства вины и преодоление их стрессового состояния.
Слайд 10Организационная форма консультирования
1 этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия
и взаимопонимания;
2 этап: определение проблем семьи со слов родителей:
трудности, возникающие
в процессе обучения и воспитания ребенка;
неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);
негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестры, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его недостатки; обижают, не хотят с ним дружить, называют глупым и др.);
неадекватные межличностные отношения близких родственников с ребенком (в одних случаях родственники его жалеют, гиперопекают и «заласкивают», в других - не поддерживают отношения; со стороны ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким);
заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивает возможности их ребенка, в домашних условиях ребенок показывает лучшие результаты успеваемости);
нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка;
эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка, в том числе отказ от его материального обеспечения;
сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с ОВЗ , инвалидностью и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.
Слайд 113 этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка (при отсутствии обследования для
ПМПк).
4 этап: определение модели воспитания в семье и диагностика личностных свойств
родителей: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера; «Изменение родительских установок и реакций» Т.В. Нещерет; «Экспресс-диагностика семейного состояния» Р.В. Овчаровой и др.
5 этап: формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье
Задача психолога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы приводит к компромиссному решению и дает возможность родителям оценить предлагаемый способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его в течение определенного времени.
6 этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Специалист дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из предложенных способов и методов воспитания; предупреждает о возможности существования отсроченного решения проблем; убеждает в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться.
7 этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.