Слайд 1Особенности применения трудового законодательства в области физической культуры и спорта
Михайлов
Николай Георгиевич
Педагогический институт физической культуры ГОУ ВПО МГПУ
2014
Слайд 2ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 197-ФЗ от 30.12.2001 г.
Введён в действие
с 1 февраля 2002 года
Слайд 3ЦЕЛИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (статья 1)
являются установление государственных гарантий трудовых прав
и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и
интересов работников и работодателей.
Слайд 4Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
в договорном порядке (статья 9)
В соответствии с трудовым законодательством регулирование
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Слайд 5Трудовой договор (ст. 56 ТК)
соглашение между работодателем и работником, в
соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной
трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Слайд 6Предмет трудового договора
личное выполнение трудовой функции (работы определенного рода),
т.е. индивидуальный процесс труда, его организация и условия (в отличие
от гражданско-правовых договоров, предметом которых является результат труда).
Слайд 7СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (ст. 57 ТК)
место работы,
дата работы
наименование
должности, специальности, профессии с указанием квалификации
права и обязанности работодателя
срок действия
в срочном трудовом договоре
характеристика условий труда
режим труда и отдыха
условия оплаты труда
виды и условия социального страхования
Слайд 8Дополнительные условия трудового договора (ст. 57 ТК)
Испытательный срок работника.
Неразглашение
охраняемой законом тайны.
Совместительство.
Виды и условия дополнительного страхования работника.
Улучшение
социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
Обязанность работника отработать после обучения не менее установленного трудовым договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
Иные условия, о дополнительном отпуске, денежных компенсациях и иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актам.
Слайд 9Заключение трудового договора
Обязательно в двух экземплярах;
Один экземпляр передается работнику;
Другой экземпляр
хранится у работодателя;
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме,
считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Слайд 10Срок заключения трудового договора
На неопределенный срок;
На определенный срок
не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Слайд 11ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ (Ст.65 ТК)
паспорт,
трудовая книжка,
страховое
свидетельство государственного пенсионного страхования,
документы воинского учета,
документ об образовании
Свидетельство о присвоении
ИНН.
Слайд 12Основания прекращения трудового договора:
соглашение сторон (ст.78 ТК РФ);
истечение срока трудового
договора (ст.79 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются
и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
расторжение трудового договора по инициативе работника (ст.80 ТК РФ);
расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст.71, ст.81 ТК РФ);
перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
Слайд 13Основания прекращения трудового договора (продолжение):
отказ работника от продолжения работы в
связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности)
организации либо ее реорганизацией (ст.75 ТК РФ);
отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (абз.4 ст.74 ТК РФ);
отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (абз.3,4 ст.73 ТК РФ);
отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (абз.1 ст.72 ТК РФ);
обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.83 ТК РФ);
нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст.84 ТК РФ);
трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Слайд 14ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
сформулированы в главе 52 Трудового Кодекса
Российской Федерации, которая состоит из 6-ти статей.
Слайд 15Право на занятие педагогической деятельностью (статья 331)
К педагогической деятельности допускаются
лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Слайд 16Стаж педагогической работы (статья 332)
Основным документом для определения стажа работы
является трудовая книжка
При её утере – справка с прежнего места
работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть заверены нотариально.
Слайд 17Продолжительность рабочего времени педагогических работников (статья 333)
Для педагогических работников
устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в
неделю. Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 18Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (статья 334)
Педагогическим работникам предоставляется ежегодный
основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации
Слайд 19Длительный отпуск педагогических работников (статья 335)
Педагогические работники образовательного учреждения не
реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют
право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Слайд 20Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником (статья 336)
основаниями
прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
1) повторное в течение
одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ (глава 54.1)
Особенности регулирования труда
спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Кодекса с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Статья 348.1).
Слайд 22Правовые основания введения новой системы оплаты труда
часть 2 статьи
26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации,
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Слайд 23ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
Считать приоритетной задачей формирование стимулирующей
части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы в
целях обеспечения результативности выполнения возложенных на них функций, интенсивности и качества предоставления услуг населению
Слайд 24ГАРАНТИИ ПРИ ОПЛАТЕ ТРУДА
Установить, что при экономии фонда оплаты труда
работников государственных учреждений по состоянию на 1 января 2011 г.
объем бюджетных обязательств в части оплаты труда работников, предусматриваемый главным распорядителям бюджетных средств в бюджете города Москвы и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им государственных учреждений, не может быть уменьшен.
Слайд 25ФОРМИРОВАНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
3.1. 100% экономии по коммунальным
платежам и фонду оплаты труда.
3.2. Экономию по материальным затратам (за
исключением указанных в пункте 3.1) в размере и по перечню, согласованному с главными распорядителями бюджетных средств.
3.3. Не менее 70% средств, поступающих от приносящей доход деятельности (за исключением средств, имеющих иное целевое назначение).
Слайд 26ОБЪЁМ СРЕДСТВ НА ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
Считать оптимальным, что объем средств
на выплаты стимулирующего характера в составе фонда оплаты труда работников
государственного учреждения формируется в размере не менее 30%.
Слайд 27Новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
устанавливается:
в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных образовательных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Слайд 28Формирование фонда оплаты труда
образовательного учреждения
ФОТ = N х П
x Д х У, где:
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного
учреждения;
N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;
П – поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения;
Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
У - количество учащихся в образовательном учреждении.
Слайд 29Формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений (формируется учредителем)
ФОТцст =
ФОТ х ц,
где: ФОТцст – отчисление в централизованный
фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ц – централизуемая доля ФОТ.
Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ – 5% от ФОТ муниципальных образовательных учреждений. Размер ц устанавливается органом местного самоуправления.
Слайд 30Фонд оплаты труда образовательного учреждения
ФОТоу = ФОТб + ФОТст,
где
ФОТоу – фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ФОТб - базовая часть
фонда оплаты труда;
ФОТст - стимулирующая часть фонда оплаты труда.
Слайд 31Объем стимулирующей части фонда оплаты труда
ФОТст = ФОТоу х
ш,
где ш – стимулирующая доля ФОТоу.
Рекомендуемый диапазон ш от
20 до 40%. Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Слайд 32Базовая часть фонда оплаты труда
ФОТб = ФОТауп + ФОТпп
+ ФОТувп + ФОТмоп, где:
ФОТауп –фонд оплаты труда для административно-управленческого
персонала;
ФОТпп –фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
ФОТувп –фонд оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;
ФОТмоп –фонд оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.
Слайд 33Объем фонда оплаты труда педагогического персонала
ФОТпп = ФОТб х
пп,
где пп – доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего
учебный процесс, в базовой части ФОТ.
Рекомендуемое оптимальное значение пп – 70%. Значение или диапазон пп определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.
Слайд 34Базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала
ФОТпп =
ФОТо + ФОТс,
где ФОТпп - базовая часть фонда оплаты труда
для педагогического персонала;
ФОТо - общая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала;
ФОТс – специальная часть оплаты труда для педагогического персонала;
ФОТс = ФОТпп х с,
где с – доля специальной части ФОТпп.
Рекомендуемое значение с – 30%.
Значение с устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.
Слайд 35Общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала
ФОТо = ФОТаз
+ ФОТнз
где ФОТо - общая часть фонда оплаты труда
педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
ФОТаз - фонд оплаты аудиторной занятости;
ФОТнз - фонд оплаты неаудиторной занятости.
Примерное соотношение ФОТаз и ФОТнз – 85% и 15%.
Слайд 36Величина гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость (
условная единица
«стоимость 1 ученико-часа»)
Стоимость 1 ученико-часа - стоимость
бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.
Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно по определенной в данной модельной методике формуле, в пределах объема части фонда оплаты труда отведённой на оплату аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТаз).
Слайд 37Стоимость 1 ученико-часа (руб./ученико-час)
ФОТаз х 34
Стп = --------------------------------------------------------------------------------,
(а1 х в1 + а2 х
в2 + а3 х в3 + ... + а10 х в10 + а11 х в11) х 52
где: Стп – стоимость 1 ученико-часа;
52 - количество недель в календарном году;
34 - количество недель в учебном году;
ФОТаз –часть фонда оплаты труда, отведённая на оплату часов аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
а1 - количество обучающихся в первых классах;
а2 - количество обучающихся во вторых классах;
а3 - количество обучающихся в третьих классах ...
а11- количество обучающихся в одиннадцатых классах;
в1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе;
в2 - годовое количество часов по учебному плану во втором классе;
в3 - годовое количество часов по учебному плану в третьем классе ...
в11 - годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.
Слайд 38Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала (ФОТс)
выплаты компенсационного
характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ
(Примерная доля - 10 % ФОТпп, рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно);
повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога) (Примерная доля - 15 % ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно);
доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.) (Примерная доля – 5 % ФОТпп, рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно).
Слайд 39Повышающий коэффициент (К)
определяться на основании следующих критериев:
включение предмета в итоговую
аттестацию, в том числе в форме ЕГЭ и других форм
независимой аттестации;
дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей; формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов; обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем; большая информативная емкость предмета; постоянное обновление содержания; наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география); необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования);
дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся (начальная школа);
специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада в ее реализацию данного предмета.
Слайд 40Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога
может, например, составлять:
1,10 -
для педагогических работников, имеющих первую категорию;
1,15 - для педагогических работников,
имеющих высшую категорию.
…в субъекте Российской Федерации могут быть введены более высокие коэффициенты (оптимально для первой категории – 1,15 и высшей категории – 1,4).
Слайд 41Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс
О= Стп х
У х Чаз х К х А + Днз, где:
О - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Днз – доплата за неаудиторную занятость.
Слайд 42Поощрительные выплаты по результатам труда (премии)
для педагогических работников:
достижение учащимися
высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост
качества обучения;
позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня);
позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций)
Слайд 43Порядок премирования
Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления
образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя
образовательного учреждения.
Руководитель образовательного учреждения представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.
Порядок рассмотрения органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.
Слайд 44СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Педагогический институт физической культуры и спорта ГБОУ ВПО
МГПУ
2014