Слайд 1Особенности высшей нервной деятельности человека
Слайд 2Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность (ВНД)— деятельность главных отделов
центральной нервной системы, обеспечивающая приспособление животных и человека к окружающей
среде. Основа высшей нервной деятельности — рефлексы (безусловные и условные). Возникновение в процессе жизнедеятельности организма новых условных рефлексов, позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение выработанных ранее рефлексов благодаря торможению при изменении среды.
Слайд 3Главное отличие человека от других существ
Главное отличие человека
от других существ:
Сознание
Владение речью
Способность к трудовой деятельности
Общественная жизнь
Слайд 4Сознание
Сознание – высшая, свойственная только
человеку, форма психического отражения объективной действительности.
Сознание человека — способность
отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).
Слайд 5Речь
Речь - сложившаяся в процессе
исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Функции речи:
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
Слайд 6Виды речи
Внешняя
Общение между людьми при
помощи разговора или
технических устройств
Внутренняя
Направлена
на себя;
Носит свернутый,
Сокращенный характер
Письменная
Устная
Диалог
Монолог
Слайд 7Функции речи
Функции речи
В общении
В мышлении
Коммуникация
(общение)
Передача друг другу
определенных
сведений
Экспрессия
Передача
эмоционального
отношения к
человеку
Сигнализация
Через слово
обозначается
предмет, действие
Обобщение
Каждое слово уже обобщает
и это позволяет
Реализовываться мышлению
Слайд 8Труд
Труд – это фундаментальная форма
деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых
ему для удовлетворения потребностей.
В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.
Слайд 9Человек биосоциальное существо
Жизнь,
развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека,
превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.
Слайд 10ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Познание – процесс деятельности человека,
основным содержанием которого является отражении объективной реальности в его сознании,
а результатом – получении нового знания об окружающем мире.
Слайд 11Ощущение
Первым шагом познания является ОЩУЩЕНИЕ. Это
непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение) Например: мы
слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.
Слайд 12Восприятие
На второй ступени познания работает механизм
ВОСПРИЯТИЯ
Первично целостный анализ нервных сигналов в мозге. Если
ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.
Слайд 13Мышление
Третий шаг можно считать МЫШЛЕНИЕ
Чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует
существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.
Слайд 14Мыслительные операции:
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Слайд 15Виды мышления
По форме:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
По характеру задач:
1. Теоретическое
2. Практическое
По степени новизны и оригинальности:
1. Репродуктивное
2. Творческое
Слайд 16Память
Память – это запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение человеком его опыта.
Основные процессы памяти
Сохранение
Запоминание
Воспроизведение
Слайд 17Виды памяти
Виды памяти:
Долговременная и краткосрочная;
Механическая и логическая;
Зрительная, моторная, слуховая
Слайд 18Воображение
Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения
закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в
виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.
Слайд 19Активное и пассивное воображение
Различают активное и пассивное воображение.
Активное воображение позволяет человеку до
начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия.
Слайд 20Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие
Условно - рефлекторную деятельность коры больших полушарий
Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.
1 сигнальная система - сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных.
2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.
Слайд 21Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие
Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии.
Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными. Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.
Слайд 22Список использованных источников
http://jizn-com-ua.1gb.ua/category/tegi/obezyana
http://skonieczna.wordpress.com/tag/modern/
http://www.sunhome.ru/religion/14328 http://adalin.mospsy.ru/l_01a_04.shtml
http://obshestvo.egepedia.ru/doku.php/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5:%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9&rpt=simage&p=0&img_url=img-2007-05.photosight.ru%2F14%2F2088274.jpg&noreask=1&lr=14
http://mp3ostrov.com/?string=%20%D1%EE%EB%EE%E2%E5%E9
http://facenews.ua/12676/samie-izvestnie-deti-maugli-.html
http://www.medlinks.ru/article.php?sid=9042
http://www.sunhome.ru/journal/118924 http://images.yandex.ru/
http://www.innovationtools.com/Articles/EnterpriseDetails.asp?a=164