Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 2
Личностное и профессиональное развитие человека
Курс лекций
проф. Лызь Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 2Основные идеи первой лекции
«Поскольку образование – это всегда «выстрел в
будущее», мы должны понимать, каков тот мир будущего, к которому
мы готовим себя и своих учеников» П. Лукша.
Образование – главный ресурс общественного прогресса, подлинный капитал каждого человека и человечества в целом.
Система образования устарела настолько, что готовит учеников не к настоящему или будущему, а к прошлому.
Новые функции высшего образования требуют его радикальной трансформации.
«Если скорость перемен внутри института меньше, чем скорость перемен снаружи, конец его близок» Дж. Велш.
Слайд 3Резюме: Функции высшего образования:
обеспечение развития общества и технологий за
счет производства инноваций и развития человеческого капитала (высшее образование –
это новые технологии, «посаженные» на людей);
индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие человека;
реализация образования на протяжении всей жизни человека (для всех возрастов);
опережающее саморазвитие ВО (интеграция с практикой, производством, социальной сферой, поиск новых способов обучения, формирования опыта, развития).
Значимость функций «фабрика кадров» и «инкубатор для молодежи» снижается.
Слайд 4Вопросы
Какие идеи предыдущей лекции на тему «Общественные тренды и новые
функции образования» Вы считаете наиболее важными?
С чем Вы не согласны?
Что оказалось не понятным, недостаточно аргументированным?
Каковы основные методические недостатки предыдущей лекции?
Слайд 5Цель и задачи лекции 2
Цель:
расширить понимание механизмов развития человека для
целенаправленного влияния на личностно-профессиональное становление студентов, а также для осознанного
управления собственным развитием.
Задачи:
описать характеристики профессионала;
проанализировать механизмы и факторы личностного и профессионального становления;
доказать единство личностного и профессионального развития;
вывести принципы и условия управления личностно-профессиональным развитием.
Слайд 6Характеристики профессионала
Слайд 7Характеристики профессионала (продолжение)
Слайд 8Характеристики профессионала (окончание)
Слайд 9Профессиональная компетентность предполагает:
способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии
с нормами, требованиями;
способность обеспечить направленность деятельности на запланированный результат, в
том числе в нестандартных ситуациях и при ограниченности ресурсов;
умения согласовать свои возможности, способности, цели, интересы с условиями профессиональной деятельности;
осознание смыслов и определение целей профессиональной деятельности, принятие ответственности за ее результаты;
способность критически осмысливать, переоценивать и развивать накопленный опыт;
умения результативно общаться, работать в командах, управлять работой исполнителей;
готовность к постоянному личностному и профессиональному развитию.
Слайд 10Профессиональная компетентность
Компетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен), сочетание психических качеств
личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Если функционально профессиональная компетентность может
быть определена через эффективность деятельности, то сущность компетентности лежит в сфере не деятельности, а личности: ее опыта, способностей, отношений, мотивов, качеств (целеустремленности, настойчивости, волевых ресурсов и пр.), умений ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.
Компетентность можно описать через совокупность «жестких» или собственно профессиональных и «мягких» (гибких) навыков.
Слайд 12Оценка работодателями значимости soft skills в профессиональной деятельности и их
сформированности у выпускников ИКТИБ
Слайд 13https://vc-ru.cdn.ampproject.org/c/s/vc.ru/amp/107070
На Международном экономическом форуме в Давосе определили, что гибкие
навыки будут ключевыми для всех отраслей бизнеса в 2020.
Большой
отчёт Linkedin 2018 года показывает, что из всех soft skills самый большой пробел для специалистов любого уровня — именно в коммуникативных навыках.
Даже среди разработчиков, при найме которых soft skills учитываются меньше всего, в 70% случаях недостаточно развитые гибкие навыки были поводом для отказа кандидату на вакантную позицию (Хабр).
Слайд 14Новая модель навыков
Контекстные / Специализированные навыки –профессиональные навыки (программирование на
конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки
(например, видеоблогинг).
Кроссконтекстные навыки – навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде
Экзистенциальные навыки – навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности – способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).
Слайд 15Профессиональное развитие
Профессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост,
интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных знаний и умений,
профессионально значимых личностных качеств, мотивов и способностей, с другой – активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии (Л.М. Митина).
Личностное и профессиональное развитие человека правомерно рассматривать как единый процесс, объединяющим началом которого служит целостность личности.
Компетентность проявляется и формируется тогда, когда человек вовлечен в деятельность, заинтересован не только в результатах, но и в процессе, готов оптимизировать процесс и совершенствовать результаты.
Слайд 16Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие:
открытость новому опыту, развитая рефлексивность, способности
к самопознанию и самоопределению;
принятие ответственности за свою жизнь и свою
профессиональную карьеру, интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего;
осмысленность собственных ценностей, идеалов и жизненных целей, наличие в сознании выстроенной перспективы профессионального будущего;
позитивное самоотношение, адекватная самооценка, наличие «зазора» между профессиональным «Я-реальным» и эталонным образом профессионала;
внутренние мотивы профессионального роста, стремление реализовать в профессиональной деятельности свой потенциал.
Слайд 17Личностное развитие
Личность можно представить как систему внутренней регуляции поведения человека.
Личностная
зрелость связана со способностью человека управлять как своим поведением, так
и собственной жизнью, и развитием самого себя.
К основным характеристикам личности относятся составляющие ее ценностно-смысловой сферы (мотивы, цели, ценности, идеалы, убеждения) и качества субъекта (ответственность, интернальность, саморегуляция, рефлексивность).
Личностное развитие – это процесс совершенствования механизмов смысловой регуляции жизнедеятельности, повышения уровня осмысленности жизни, расширения способности управлять своей жизнью и своим развитием на основе осознанных целей.
Слайд 18Что способствует, а что препятствует личностно-профессиональному развитию?
Обилие, многообразие и доступность
информации.
Ускорение жизни и «сжатие» социального времени.
Авторитарный стиль руководства.
Свобода, самостоятельность
и ответственность.
Успешное самоопределение.
Многообразие среды.
Возможность «пробы себя» в различных качествах.
Поддержка близких людей.
Слайд 19Риски развития личности в новой информационной среде
«потребление» информации без ее
критической переработки, доминирование аудиовизуального канала и опыта «клипового мышления», снижение
рефлексивности;
обезличенность и скоротечность социальных связей, отчуждение человека от других людей; редуцированный коммуникативный опыт, освоение своеобразных норм, отличающихся от норм реального общения;
псевдоудовлетворение потребностей в признании, в достижениях, в свободе, в самореализации; замещение реального решения значимых проблем виртуальным, уход от сложности и противоречивости реального мира в более простой виртуальный.
Слайд 20Принципы управления развитием человека
Использование «мягкого» управления, при этом управляющая система
должна обладать большим многообразием по сравнению с управляемой.
Человек личностно развивается
только в той деятельности, которая для него значима.
«Жесткое» управление
Требования, поощрения, наказания
Влияние на опыт и поведение
«Мягкое» управление
Создание среды, свободный выбор, значимая деятельность, поддержка
Влияние на механизмы управления опытом и поведением
Слайд 21Принципы управления развитием человека
Соблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и
внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во внутреннее.
Ограничители свободы
4
Личностные ресурсы
3
2
Слайд 22Принципы управления развитием человека
Работа не с социальной ролью, а с
реальным человеком (понимание и принятие его таким, как он есть).
Отношения, ценности, цели
Опыт: знания, умения, навыки
Слайд 23При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности
и личностно-профессиональному развитию студентов?
Слайд 24Условия управления личностно-профессиональным развитием
уважение и принятие студента как личности, признание
его права на самостоятельное построение жизненного пути;
вовлечение студентов в профессиональную,
социально и личностно значимую деятельность, опора на их потребности, интересы, жизненные задачи;
актуализация самоопределения, поиска новых значимых жизненных и профессиональных целей;
обеспечение разнообразия среды, позволяющей удовлетворять потребности и интересы студентов, апробировать и утверждать их собственные позиции, ценности, смыслы;
наставничество, сотрудничество преподавателей и студентов в решении общих задач;
опора на сильные стороны, конструктивная критика при необходимости.
Слайд 25Лекция 3: Новое высшее образование (анонс)
Каковы особенности компетентностно-ориентированного обучения?
Зачем нужна
академическая мобильность, и как ее реализовать?
Индивидуализированное образование: хватит ли ресурсов
высшей школы на каждого студента?
Как эффективность образования зависит от позиций преподавателей и студентов? Как разделить между ними ответственность за результаты? Как замотивировать студентов?
Заменят ли МООС (массовые открытые онлайновые курсы) университетское образование?
Модели образования 1.0, 2.0, 3.0: каковы будущие организационные форматы и технологии высшей школы?