Разделы презентаций


Педагогика высшей школы: лекция 2 Личностное и профессиональное развитие

Содержание

Основные идеи первой лекции«Поскольку образование – это всегда «выстрел в будущее», мы должны понимать, каков тот мир будущего, к которому мы готовим себя и своих учеников» П. Лукша.Образование – главный ресурс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 2 Личностное и профессиональное развитие человека
Курс лекций

проф. Лызь Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/

Педагогика высшей школы: лекция 2  Личностное и профессиональное развитие человекаКурс лекций проф. Лызь Натальи АлександровныЮжный федеральный

Слайд 2Основные идеи первой лекции
«Поскольку образование – это всегда «выстрел в

будущее», мы должны понимать, каков тот мир будущего, к которому

мы готовим себя и своих учеников» П. Лукша.
Образование – главный ресурс общественного прогресса, подлинный капитал каждого человека и человечества в целом.
Система образования устарела настолько, что готовит учеников не к настоящему или будущему, а к прошлому.
Новые функции высшего образования требуют его радикальной трансформации.
«Если скорость перемен внутри института меньше, чем скорость перемен снаружи, конец его близок» Дж. Велш.
Основные идеи первой лекции«Поскольку образование – это всегда «выстрел в будущее», мы должны понимать, каков тот мир

Слайд 3Резюме: Функции высшего образования:
обеспечение развития общества и технологий за

счет производства инноваций и развития человеческого капитала (высшее образование –

это новые технологии, «посаженные» на людей);
индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие человека;
реализация образования на протяжении всей жизни человека (для всех возрастов);
опережающее саморазвитие ВО (интеграция с практикой, производством, социальной сферой, поиск новых способов обучения, формирования опыта, развития).
Значимость функций «фабрика кадров» и «инкубатор для молодежи» снижается.

Резюме: Функции высшего образования: обеспечение развития общества и технологий за счет производства инноваций и развития человеческого капитала

Слайд 4Вопросы
Какие идеи предыдущей лекции на тему «Общественные тренды и новые

функции образования» Вы считаете наиболее важными?
С чем Вы не согласны?

Что оказалось не понятным, недостаточно аргументированным?
Каковы основные методические недостатки предыдущей лекции?

ВопросыКакие идеи предыдущей лекции на тему «Общественные тренды и новые функции образования» Вы считаете наиболее важными?С чем

Слайд 5Цель и задачи лекции 2
Цель:
расширить понимание механизмов развития человека для

целенаправленного влияния на личностно-профессиональное становление студентов, а также для осознанного

управления собственным развитием.
Задачи:
описать характеристики профессионала;
проанализировать механизмы и факторы личностного и профессионального становления;
доказать единство личностного и профессионального развития;
вывести принципы и условия управления личностно-профессиональным развитием.
Цель и задачи лекции 2Цель:расширить понимание механизмов развития человека для целенаправленного влияния на личностно-профессиональное становление студентов, а

Слайд 6Характеристики профессионала

Характеристики профессионала

Слайд 7Характеристики профессионала (продолжение)

Характеристики профессионала (продолжение)

Слайд 8Характеристики профессионала (окончание)

Характеристики профессионала (окончание)

Слайд 9Профессиональная компетентность предполагает:
способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии

с нормами, требованиями;
способность обеспечить направленность деятельности на запланированный результат, в

том числе в нестандартных ситуациях и при ограниченности ресурсов;
умения согласовать свои возможности, способности, цели, интересы с условиями профессиональной деятельности;
осознание смыслов и определение целей профессиональной деятельности, принятие ответственности за ее результаты;
способность критически осмысливать, переоценивать и развивать накопленный опыт;
умения результативно общаться, работать в командах, управлять работой исполнителей;
готовность к постоянному личностному и профессиональному развитию.
Профессиональная компетентность предполагает: способность эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии с нормами, требованиями;способность обеспечить направленность деятельности на

Слайд 10Профессиональная компетентность
Компетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен), сочетание психических качеств

личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Если функционально профессиональная компетентность может

быть определена через эффективность деятельности, то сущность компетентности лежит в сфере не деятельности, а личности: ее опыта, способностей, отношений, мотивов, качеств (целеустремленности, настойчивости, волевых ресурсов и пр.), умений ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.
Компетентность можно описать через совокупность «жестких» или собственно профессиональных и «мягких» (гибких) навыков.
Профессиональная компетентностьКомпетентность – «мотивированные способности» (Дж. Равен), сочетание психических качеств личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.Если функционально

Слайд 12Оценка работодателями значимости soft skills в профессиональной деятельности и их

сформированности у выпускников ИКТИБ

Оценка работодателями значимости soft skills в профессиональной деятельности и их сформированности у выпускников ИКТИБ

Слайд 13https://vc-ru.cdn.ampproject.org/c/s/vc.ru/amp/107070
На Международном экономическом форуме в Давосе определили, что гибкие

навыки будут ключевыми для всех отраслей бизнеса в 2020.
Большой

отчёт Linkedin 2018 года показывает, что из всех soft skills самый большой пробел для специалистов любого уровня — именно в коммуникативных навыках.
Даже среди разработчиков, при найме которых soft skills учитываются меньше всего, в 70% случаях недостаточно развитые гибкие навыки были поводом для отказа кандидату на вакантную позицию (Хабр).
https://vc-ru.cdn.ampproject.org/c/s/vc.ru/amp/107070 На Международном экономическом форуме в Давосе определили, что гибкие навыки будут ключевыми для всех отраслей бизнеса

Слайд 14Новая модель навыков
Контекстные / Специализированные навыки –профессиональные навыки (программирование на

конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки

(например, видеоблогинг).
Кроссконтекстные навыки – навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде
Экзистенциальные навыки – навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности – способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).
Новая модель навыковКонтекстные / Специализированные навыки –профессиональные навыки (программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины)

Слайд 15Профессиональное развитие
Профессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост,

интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных знаний и умений,

профессионально значимых личностных качеств, мотивов и способностей, с другой – активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии (Л.М. Митина).
Личностное и профессиональное развитие человека правомерно рассматривать как единый процесс, объединяющим началом которого служит целостность личности.
Компетентность проявляется и формируется тогда, когда человек вовлечен в деятельность, заинтересован не только в результатах, но и в процессе, готов оптимизировать процесс и совершенствовать результаты.

Профессиональное развитиеПрофессиональное развитие представляет собой, с одной стороны, становление, рост, интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессиональных

Слайд 16Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие:
открытость новому опыту, развитая рефлексивность, способности

к самопознанию и самоопределению;
принятие ответственности за свою жизнь и свою

профессиональную карьеру, интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего;
осмысленность собственных ценностей, идеалов и жизненных целей, наличие в сознании выстроенной перспективы профессионального будущего;
позитивное самоотношение, адекватная самооценка, наличие «зазора» между профессиональным «Я-реальным» и эталонным образом профессионала;
внутренние мотивы профессионального роста, стремление реализовать в профессиональной деятельности свой потенциал.
Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие:открытость новому опыту, развитая рефлексивность, способности к самопознанию и самоопределению;принятие ответственности за свою

Слайд 17Личностное развитие
Личность можно представить как систему внутренней регуляции поведения человека.
Личностная

зрелость связана со способностью человека управлять как своим поведением, так

и собственной жизнью, и развитием самого себя.
К основным характеристикам личности относятся составляющие ее ценностно-смысловой сферы (мотивы, цели, ценности, идеалы, убеждения) и качества субъекта (ответственность, интернальность, саморегуляция, рефлексивность).
Личностное развитие – это процесс совершенствования механизмов смысловой регуляции жизнедеятельности, повышения уровня осмысленности жизни, расширения способности управлять своей жизнью и своим развитием на основе осознанных целей.
Личностное развитиеЛичность можно представить как систему внутренней регуляции поведения человека.Личностная зрелость связана со способностью человека управлять как

Слайд 18Что способствует, а что препятствует личностно-профессиональному развитию?
Обилие, многообразие и доступность

информации.
Ускорение жизни и «сжатие» социального времени.
Авторитарный стиль руководства.
Свобода, самостоятельность

и ответственность.
Успешное самоопределение.
Многообразие среды.
Возможность «пробы себя» в различных качествах.
Поддержка близких людей.
Что способствует, а что препятствует личностно-профессиональному развитию?Обилие, многообразие и доступность информации.Ускорение жизни и «сжатие» социального времени.Авторитарный стиль

Слайд 19Риски развития личности в новой информационной среде
«потребление» информации без ее

критической переработки, доминирование аудиовизуального канала и опыта «клипового мышления», снижение

рефлексивности;
обезличенность и скоротечность социальных связей, отчуждение человека от других людей; редуцированный коммуникативный опыт, освоение своеобразных норм, отличающихся от норм реального общения;
псевдоудовлетворение потребностей в признании, в достижениях, в свободе, в самореализации; замещение реального решения значимых проблем виртуальным, уход от сложности и противоречивости реального мира в более простой виртуальный.

Риски развития личности в новой информационной среде«потребление» информации без ее критической переработки, доминирование аудиовизуального канала и опыта

Слайд 20Принципы управления развитием человека
Использование «мягкого» управления, при этом управляющая система

должна обладать большим многообразием по сравнению с управляемой.
Человек личностно развивается

только в той деятельности, которая для него значима.

«Жесткое» управление

Требования, поощрения, наказания

Влияние на опыт и поведение

«Мягкое» управление

Создание среды, свободный выбор, значимая деятельность, поддержка

Влияние на механизмы управления опытом и поведением

Принципы управления развитием человекаИспользование «мягкого» управления, при этом управляющая система должна обладать большим многообразием по сравнению с

Слайд 21Принципы управления развитием человека
Соблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и

внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во внутреннее.







Ограничители свободы

4
Личностные ресурсы

3

2

Принципы управления развитием человекаСоблюдение оптимальной меры между самоорганизацией (свободой) и внешним управлением, постепенный перевод внешнего управления во

Слайд 22Принципы управления развитием человека
Работа не с социальной ролью, а с

реальным человеком (понимание и принятие его таким, как он есть).


Отношения, ценности, цели

Опыт: знания, умения, навыки

Принципы управления развитием человекаРабота не с социальной ролью, а с реальным человеком (понимание и принятие его таким,

Слайд 23При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности

и личностно-профессиональному развитию студентов?

При каких условиях обучение в вузе ведет к формированию компетентности и личностно-профессиональному развитию студентов?

Слайд 24Условия управления личностно-профессиональным развитием
уважение и принятие студента как личности, признание

его права на самостоятельное построение жизненного пути;
вовлечение студентов в профессиональную,

социально и личностно значимую деятельность, опора на их потребности, интересы, жизненные задачи;
актуализация самоопределения, поиска новых значимых жизненных и профессиональных целей;
обеспечение разнообразия среды, позволяющей удовлетворять потребности и интересы студентов, апробировать и утверждать их собственные позиции, ценности, смыслы;
наставничество, сотрудничество преподавателей и студентов в решении общих задач;
опора на сильные стороны, конструктивная критика при необходимости.
Условия управления личностно-профессиональным развитиемуважение и принятие студента как личности, признание его права на самостоятельное построение жизненного пути;вовлечение

Слайд 25Лекция 3: Новое высшее образование (анонс)
Каковы особенности компетентностно-ориентированного обучения?
Зачем нужна

академическая мобильность, и как ее реализовать?
Индивидуализированное образование: хватит ли ресурсов

высшей школы на каждого студента?
Как эффективность образования зависит от позиций преподавателей и студентов? Как разделить между ними ответственность за результаты? Как замотивировать студентов?
Заменят ли МООС (массовые открытые онлайновые курсы) университетское образование?
Модели образования 1.0, 2.0, 3.0: каковы будущие организационные форматы и технологии высшей школы?
Лекция 3: Новое высшее образование (анонс)Каковы особенности компетентностно-ориентированного обучения?Зачем нужна академическая мобильность, и как ее реализовать?Индивидуализированное образование:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика