Слайд 1ПЕРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2 Независимая переменная
1. Качественная НП
2. Количественная НП
1. Характеристики заданий; (легкие, сложные и пр.)
2. Особенности ситуации (внешние условия); наличие внешнего наблюдателя
3. Управляемые особенности (состояния) испытуемого; (тревожность)
4. Константные характеристики испытуемого (субъективные переменные) (интеллект, пол, возраст и т. д.)
Чистый эксперимент – группы различаются только по уровням НП
Слайд 3Субъективные (неуправляемые) переменные
Признаки, которыми нельзя управлять. Возможен лишь отбор участников
с определенными значениями признака (мужчины и женщины, лица с высоким,
низким, средним интеллектом, пол )
Управляемые переменные
Истинные эксперименты
Субъективные переменные
Квазиэксперименты
Э Г
К Г
Исп
Ур 1
Ур 2
Исп
Слайд 4Исследования с субъективными и управляемыми переменными
Слайд 5Контроль независимой переменной
Два способа контроля:
Активное
манипулирование, варьирование (истинный эксперимент).
Отбор (селекции) требуемых значений независимой переменной
из числа уже существующих переменных
(квазиэксперимент)
Слайд 6Зависимая переменная – регистрируемые параметры поведения
Регистрируемые параметры поведения:
Формальные:
1.
Точность - количество ошибок
2. Латентность - латентное время
(от момента предъявления сигнала до выбора ответа)
3. Длительность , или скорость , исполнения - время между выбором действия и окончанием его выполнения.
4. Темп, или частота , действий.
5. Продуктивность - отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения.
Содержательные:
Формы поведения категоризируются (классифицируются), отнесение к категории осуществляется экспертами.
Слайд 7Характеристики ЗП:
надежность, валидность, сензитивность
Надежность - точность
измерения, стабильность результатов во времени.
Результаты
нескольких измерений(тестирования) одного и того же объекта (20 баллов «истинное» значение)
Надежный инструмент 19 20 20 19 18 19
Ненадежный инструмент 18 11 23 29 20 15
Один из способов оценки надежности: повторное тестирование группы испытуемых с последующим расчетом меры связи (коэффициента корреляции) – ретестовая надежность.
Слайд 8Ретестовая надежность
Тест 1
Тест 2
Слайд 9Валидность
Что измеряет наш тест (или измеряем ли мы то, что
хотим измерить).
Тест оптимистичности
- измеряет ли он оптимистичность
Один из способов оценки валидности – корреляция результатов теста с оценками экспертов или показателями теста с известной валидностью.
Слайд 10Низкая валидность теста -
Rsp= - 0,135
Слайд 11Сензитивность
Сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой.
Несензитивность: манипулируем
НП, а ЗП не изменяется
"эффект потолка" - задача слишком
проста
"эффект пола" – задача слишком сложна
Слайд 12Отношения между переменными
Два типа законов в психологии:
1)"стимул — ответ";
R = f( S),
2)"организм — поведение";
R = f( О)или
R = f( P).
Отсутствие зависимости
Монотонно возрастающая зависимость
Монотонно убывающая зависимость
Нелинейная зависимость U- образного типа
Инвертированная U- образная зависимость
Сложная квазипериодическая зависимость
Слайд 13Признаки причинной связи между двумя явлениями:
1. Предшествование во времени причины
следствию.
А1 А2 А3 (воздействие)
- В1 В2 В3
А1 А2 - В1 В2
Следовательно, А3 причина В3
2. Наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием).
3. Исключаются иные (альтернативные) объяснения связей А и В. Для этого внешние переменные должны контролироваться.
Слайд 14Внешние переменные
По Дружинину В.Д.:
Побочные -переменные которые порождают (могут порождать) систематическое
смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи,
индивидуальные особенности испытуемых)
Дополнительные – переменные, которые существенны для изучаемой связи между причиной и следствием ( в данном исследовании).
Слайд 15Внешние переменные по Д.Мартину
Контролируемые (дополнительные по Дружинину) – переменные, значение
которых сохраняется (поддерживается) в ходе эксперимента на определенном уровне
Примеры: температура
в помещении, время суток, освещенность и пр.
Способ контроля: установление (выбор) определенного значения параметра (Т=20 С, возраст = 20 лет и т.п.)
Ограничения:
не все переменные можно контролировать (индивидуально-психологические характеристики)
Чрезмерный контроль не позволяет обобщать полученные результаты
Слайд 16Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)
Случайные – условия проведения эксперимента, меняющиеся
случайным образом.
Примеры: степень благополучия, индивидуально психологические особенности и т.п.
Способ
контроля: случайный отбор (рандомизация)
Основное преимущество: возможность широкого обобщения результатов (на все уровни материального благополучия и вне зависимости от индивидуально -психологических особенностей)
Слайд 17Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)
Рандомизированные с ограничениями переменные – часть
вариантов события контролируется, часть рандомизируется
Пример: количество стимулов разной интенсивности одинаково,
последовательность предъявления – случайная.
А В D С В С D А D В А С С А D В ….
где А В С D – стимулы разной интенсивности ( модальности и пр.)
Слайд 18Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)
Вмешивающиеся переменные (осложнители) – любые условия,
которые систематически меняются вместе с изменениями НП
Вмешивающие переменные влияют на
внутреннюю валидность эксперимента
Слайд 19Пример: Эксперимент по распределению нагрузки
Гипотеза: Распределение материала на несколько частей
(дней) способствует повышению результатов. (успеваемости)
Слайд 20Обнаружение вмешивающихся переменных (осложнителей)
ВП1 - время занятий (3,6,9 часов)
ВП2
– время до проверки (3,2,1 дней)
Слайд 21Внешние переменные - основные приемы контроля
элиминация внешних переменных;
исключение
присутствия внешней переменной.
константность условий;
влияние внешней переменной остается неизменным
на всех испытуемых
балансировка;
контрбалансировка;
рандомизация.
Слайд 22Балансировка
Основной прием – использование контрольной группы:
ЭГ А1
С Д
Е - В1
КГ А0 (или А2) С Д Е - В2
Для выделение эффекта внешней переменной – используется более одной КГ
Слайд 23Рандомизация - способ, позволяющий исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на
результат эксперимента.
Случайный отбор и распределение испытуемых
Популяция
Выборка ЭГ и КГ
Слайд 24Контрбалансировка - порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной
из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.
Используется
при возможности получения эффектов порядка или последовательности - предыдущие условия изменяют эффект воздействия последующих условий.
Пример: Повысится ли продуктивность КП при использование опорных картинок?
А – заучивает ряд из 10 слов с использованием картинок,
В - заучивает ряд из 10 слов без использования картинок
А В А В А но B>B, A=B, А>B
Контрбалансировка: эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.