Слайд 1Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не
утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя
в пристрастии или в предвзятой враждебности.
Марк Туллий Цицерон
Государственная политика в области исторического образования
Слайд 21. Введение в курс.
2. Система исторического образования в контексте федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и профессионального стандарта
педагога. Нормативная и правовая база преподавания истории в школе.
3. Концепция учебно-методического комплекта по отечественной истории (включая Историко-культурный стандарт): теоретические основы и методология исторического образования в современной России.
Слайд 4Методика преподавания истории - научная дисциплина, которая исследует процесс обучения
истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования,
воспитания и развития подрастающего поколения.
Слайд 5В ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ дано определение
34 основным понятиям. Например:
общее образование - вид образования, который
направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
Понятийный аппарат
профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности
Слайд 6ФГОС, ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы
органы государственной власти и органы
местного
самоуправления
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения
организации, осуществляющие
образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители)
Структура системы образования
Слайд 7Общее образование
Профессиональное образование
Дополнительное образование
Профессиональное обучение
Виды образования
Слайд 8Образовательные программы
дошкольного образования
Образовательные программы
начального общего образования
Дошкольное
образование
Начальное общее
образование
Образовательные программы основного общего
образования
Образовательные программы среднего общего образования
Основное общее образование
Среднее общее образование
Основные общеобразовательные
программы
Уровни
Общее образование
Слайд 9Программы бакалавриата
Программы специалитета
Программы магистратуры
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Программы
ординатуры
Программы ассисентуры-стажировки
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
Основные профессиональные образовательные
программы
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Программы подготовки специалистов среднего звена
Среднее профессиональное
образование
Высшее образование -
бакалавриат
Высшее образование –
специалитет, магистратура
Профессиональное образование
Слайд 10Программы профессионального обучения
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
программы
переподготовки рабочих, служащих
программы повышения квалификации рабочих, служащих
Виды программ профессионального обучения
Слайд 11Дополнительные общеразвивающие программы
Дополнительные предпрофессиональные программы
Дополнительное образование детей и взрослых
Дополнительные общеобразовательные
программы
Дополнительные профессиональные программы
Программы повышения квалификации
Программы профессиональной переподготовки
Дополнительное профессиональное образование
Дополнительное образование
Слайд 12Федеральные государственные образовательные стандарты
к уровням общего образования, в том числе
к дошкольному образованию, стандарт ОВЗ
к уровням профессионального образования, в том
числе к
«третьему» уровню высшего
образования, а также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки
Федеральные государственные требования
к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта
ФГОС и ФГТ
Слайд 13Примерная основная образовательная программа – учебно-
методическая документация (примерный учебный план,
примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (п. 10 ст. 2)
разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС
включается по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным
порядок разработки таких программ, их экспертизы, ведения указанного реестра устанавливаются Минобрнауки России
Примерные основные
образовательные программы
Слайд 14Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам,
разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ
Примерные основные
образовательные программы
Слайд 15В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Формы обучения:
Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
Дополнительная
профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме
стажировки (ч. 12 ст. 76)
Формы получения образования
и формы обучения
Слайд 16Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся
в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации
и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Электронное обучение формой обучения не является
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ
Слайд 17Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные
технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленным Минобрнауки России
Перечень
профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Минобрнауки России
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Реализация образовательных программ
с применением электронного обучения и ДОТ
ст. 12 273-ФЗ
Слайд 18Документы об образовании
и (или) квалификации
Документы об образовании
Аттестат об основном общем
образовании
Аттестат о среднем общем образовании
Документы об образовании и квалификации
Диплом о
среднем профессиональном образовании
Диплом бакалавра
Диплом специалиста
Диплом магистра
Диплом об окончании аспирантуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки
Документы о квалификации
Удостоверение о повышении квалификации
Диплом о профессиональной переподготовке
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего
Документы об образовании и (или) квалификации
Слайд 19Документы об обучении
Свидетельство об обучении
Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ
в области искусств
Справка об обучении
Иные документы, выдаваемые лицам, освоившим образовательные
программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации
Документы об обучении
Слайд 20Правовая регламентация организации и
осуществления образовательной деятельности
Слайд 21Государственная регламентация включает в себя:
ст. 90
Лицензирование
ст. 91
Государственная аккредитация
ст. 92
Государственный контроль
(надзор) в сфере образования
ст. 93
Государственная регламентация организации и
осуществления образовательной деятельности
Слайд 22ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению
срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий
предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования
Лицензирование
Слайд 23Лицензирование
осуществляется:
По видам образования
По уровням образования
По профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для
профессионального образования)
По подвидам дополнительного образования
Лицензирование
Слайд 24Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ
от 28
октября 2013 г.
№ 966
Лицензирование
Слайд 25Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС образовательной
деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных
организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Образоват
Образовательные программы дополнительного
образования государственной аккредитации не не подлежат
Государственная аккредитация
Слайд 26Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено постановлением
Правительства РФ
от 18
ноября 2013 г. № 1039
Государственная аккредитация
Слайд 27Государственный контроль (надзор) в сфере образования
федеральный государственный контроль качества образования
федеральный
государственный надзор в сфере образования
Государственный контроль (надзор) в сфере образования
Слайд 28Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке
соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную
деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований ФГОС
Федеральный государственный контроль качества образования
Слайд 29Под федеральным государственным надзором в сфере
образования понимается
деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной
власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Федеральный государственный надзор в сфере образования
Слайд 30Нормативная правовая база по организации и осуществлению образовательного процесса
Федеральные государственные
образовательные стандарты
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015
(ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельно-сти по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.N 30067)»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нор-мативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993)
Слайд 31Образовательная организация
273-ФЗ: Ст. 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие
образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся,
режим занятий обучающихся,
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Слайд 32Профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и
в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке
должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Слайд 33Профессиональные стандарты
Федеральный закон
от 02.05.2015 № 122-ФЗ
«О внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 июля 2016 года)
Слайд 34Профессиональные стандарты
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ПС)
Квалификация работника
- уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
ПС
- характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ТФ)
Статья 195.3. Порядок применения ПС
Если настоящим Кодексом, другими ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной ТФ, ПС в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Слайд 35Профессиональные стандарты
Статья 195.3. Порядок применения ПС
Если настоящим Кодексом, другими ФЗ,
иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой
работнику для выполнения определенной ТФ, ПС в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в ПС и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками ТФ, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения ПС.
Слайд 36Профессиональные стандарты
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на
занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее
образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Слайд 37ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ
ПС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 2013-14
гг.
Слайд 38Работодатели: оценка квалификации, подбор и расстановка педагогов и руководителей образовательных
организаций, стимулирование качества труда работников (в т.ч. через «эффективный контракт»),
организация подготовки и ПК
Органы власти:: формирование и реализация кадровой политики в сфере образования
Службы по надзору в образовании :
Оценка соответствия педагогов и руководителей требованиям ПС
Работники:
определение своего профессионального уровня, планирование повышения квалификации и карьерного роста
Система непрерывного профессионального образования: формирование и обновление образовательных программ, оценка соответствия подготовки выпускников требованиям ПС
Информационно-методическое обеспечение разработки и внедрения ПС
Нормативно-методическое обеспечение внедрения ПС
Модернизация системы непрерывного педобразования
ПРИМЕНЕНИЕ ПС
Слайд 39ПООП
Примерная программа по истории для 5-9 классов
Рабочая программа по
дисциплине
Историко-культурный стандарт
История России
Всемирная история
Слайд 40Главной целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной
картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов,
их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Слайд 41Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого
поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.
Слайд 42Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем,
понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию
отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень "трудных вопросов истории", вызывающих острые дискуссии в обществе.
Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом.
Слайд 43Новые учебники рассчитаны на линейную методику преподавания, которая предполагает последовательное
изучение отечественной истории с 6 по 11 класс.
Ранее школьники
проходили историю по концентрической системе - сначала курс изучался целиком вплоть до 9 класса, а затем углубленно повторялся в двух старших классах.
Слайд 44
6 класс Раздел I. От
Древней Руси к Российскому государству
7 класс
Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого
княжества к царству
8 класс Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства
к империи
9 класс Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
10 класс Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-
1922 гг.
10 класс Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
10 класс Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
10 класс Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-
1991 гг.
10 класс Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11 класс История России в мировом контексте
Слайд 45Полезные ссылки
http://минобрнауки.рф
https://vk.com/istoriki_online учителя истории online
https://vk.com/club105714625 развитие образования
URL:http://eduemr.narod.ru/fest_pi/otkryt_urok. html – фестиваль
педагогических идей.
http://www.ucheba.ru/article/1339 открытый доступ учебников
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
http://rushistory.org РИО