Слайд 2«Осенний крик ястреба»
«Осенний крик ястреба» – стихотворение, написанное в 1975
году и считающееся одним из наиболее известных и загадочных произведений
Бродского. Его важнейшая особенность – четкий сюжет. В лирике Иосифа Александровича он встречается довольно редко (например, в «Новом Жюль Верне», «Посвящается Ялте», «Post аеtatem nostram»). Описать происходящие события можно посредством пары-тройки предложений. Ястреб парит в небе над долиной реки Коннектикут в конце октября. Против своей воли птица поднимается все выше и выше – ее уносит сильный ветер. В итоге она погибает из-за недостатка кислорода. Пух и перья, сыплющиеся с неба, американские дети принимают за снег и начинают радостно приветствовать приход зимы.
Слайд 3В той или иной степени «Осенний крик ястреба» соотносится сразу
с несколькими литературными произведениями. Начнем со стихотворения Баратынского «Осень». В
обоих текстах совпадает ряд пейзажных элементов, а также временной вектор «осень-зима». Крик ястреба можно сравнить с криком отчаяния, подавляемым лирическим героем Баратынского. Также есть отсылка к другому стихотворению русского поэта девятнадцатого столетия – «Недоносок». У Бродского ястреб оказывается слишком высоко, хотя и не желает этого, и не может вернуться на землю. У Баратынского перед читателями предстает полет «ничтожного духа». Есть версия, что Иосиф Александрович ориентировался не на какие-то конкретные стихотворения великого коллеги. По мнению некоторых исследователей, гений двадцатого века опирался на весь сборник «Сумерки», изданный в 1842 году.
Слайд 4Сюжет «Осеннего крика ястреба» явно коррелирует со знаменитой историей об
Икаре. Бродский создает новейший миф, при этом его послание остается
не до конца ясным. Стихотворение наполнено реалистичными деталями, не свойственными архаике, – упоминаются особенности климата, подробности из мира географии и биологии. Кроме того, порой мелькает наукообразная лексика. Поэт будто старается убедить читателей в протокольной точности описания произошедших с ястребом событий. Впрочем, реалистичность Иосифа Александровича вполне условна. Он допускает ошибки и по отношению к географии, и касательно поведения птицы. Получается, что при помощи якобы точных примет Бродский создает картину символическую.
Слайд 5Особое внимание стоит обратить на то, как поэт рассказывает непосредственно
про крик ястреба, залетевшего слишком высоко. Получившийся звук – неповторим
и оригинален. Ни одно живое существо на земле не способно издать нечто подобное:
…Пронзительный, резкий крик
страшней, кошмарнее ре-диеза
алмаза, режущего стекло…
Предсмертный вопль птицы описывается Иосифом Александровичем посредством сравнения – «так отливаться не могут слезы никому». Бродский перефразирует популярную русскую поговорку «Отольются кошке мышкины слезки». По его мнению, страданий, испытанных птицей на пороге смерти, не заслуживает никто на свете – даже самый закоренелый и злостный преступник.
Слайд 6Широкое распространение получила точка зрение, согласно которой «Осенний крик ястреба»
– стихотворение о поэте. Птица символизирует alter ego Иосифа Александровича.
Фактически перед нами – романтический герой, похожий на тех, что фигурируют в стихотворениях Лермонтова, Цветаевой. В чем ключевое отличие произведения Бродского? Поэт романтического героя рисует не демоном, жрецом или пророком, а рефлексирующим интеллектуалом-отщепенцем. Если рассматривать «Осенний крик ястреба» в первую очередь как трагическую историю творца, становится понятно, почему именно это стихотворение особенно высоко оценивали многие коллеги Иосифа Александровича по цеху.
Слайд 7«На смерть Жукова»
Находясь в эмиграции, Иосиф Бродский продолжал внимательно следить
за всеми событиями, которые происходят в СССР. Когда в 1974
году умер Георгий Жуков, который еще при жизни получил негласный титул маршала Победы, опальный поэт посвятил этому выдающемуся человеку стихотворение. По структуре оно выдержано в духе старинных од, которые были приурочены к знаковым событиям – гибели, рождению или же бракосочетании. Царственных особ. Однако по содержанию стихотворение «На смерть Жукова» вряд ли может претендовать на панегирик, так как в своей оценке деятельности этого полководца Иосиф Бродский постарался быть максимально объективным.
Слайд 8Автор признается, что он находится слишком далеко от Москвы, поэтому
не может судить о том, как простые люди восприняли уход
из жизни одной из ключевых фигур Второй мировой войны. В такой ситуации он лишь может констатировать: «Вижу в регалиях убранный труп: в смерть уезжает пламенный Жуков».
Слайд 9Бродский не отвергает заслуг этого прославленного генерала, который, фактически, выиграл
войну и был настолько популярен среди народа, что впал в
немилость к Сталину, не терпящему конкуренции во власти. Однако поэт видит и обратную сторону медали того, что произошло, отмечая: «Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую!». Автору интересно, вспомнил ли полководец об этих людях пере смертью, успел ли покаяться в том, что вел на верную гибель тысячи людей, считая их обыкновенным «пушечным мясом». Действительно, жуков разделял мнение Сталина о том, что гибель одного человека – это трагедия, а смерть сотен тысяч русских солдат – это уже статистика. И его можно понять, потому что в тот момент была поставлена конкретная задача – добиться победы любой ценой. Однако Иосиф Бродский убежден, что плата оказалась непомерно высока, потому что вернуть к жизни тех, кто был убит на этой кровавой войне по вине великого полководца, уже невозможно.
Слайд 10Поэтому поэт предрекает, что за гибель других Жукову придется расплатиться
полной мерой. Отчасти он уже начал отдавать долги при жизни,
когда оказался в опале и понял, что судьба далеко не всегда будет к нему благосклонна. Возможно, он просто выполнил свою миссию и выиграл войну, после чего должен был уйти со сцены. У Жукова, как считает Бродский, было достаточно времени на то, чтобы осознать масштабы трагедии 1041-45 годов и хотя бы мысленно попросить прощения не только у погибших, но и у их семей. Однако если судить по мемуарам полководца, этого не произошло, поэтому поэту интересно, что он ответит своим подчиненным, оставшимся в братских могилах, когда встретится «в адской области с ними».
Слайд 11Поэт уверен, что Жуков непременно попадет в ад, так как
на его совести – тысячи загубленных и ни в чем
не повинных душ. Даже тот факт, что погибшие в бою воины очищаются перед Богом от всех грехов только за то, что вынуждены были взять в руки оружие для защиты своих семей, не может умалить вины маршала. С другой стороны, Бродский прекрасно понимает, что Советский Союз никогда бы не выиграл эту войну без Жукова, который заложил свою душу темным силам ради того, чтобы остановить «коричневую чуму». Этот парадокс не дает покоя поэту, который не понимает, почему ради достижения благих целей люди должны действовать столь жестокими и кровавыми методами. И у автора, по-видимому, нет ответа на этот вопрос. Свои стихи, посвященные Жукову, Бродский считает «жалкой лептой», но признается, что посвящает их человеку, «спасшему родину». Хотя в том, что имя маршала будет увековечено, поэт сомневается, предрекая, что подвиги этого полководца очень скоро канут в Лету.
Слайд 12 «Postscriptum»
В стихотворении «Postscriptum», написанном в 1967 году, нашла отражение
трагическая история любви Бродского и Басмановой. С Марианной Павловной поэт
познакомился в гостях у их общего знакомого в начале 1962-го. Закрутился роман, который сразу оказался полон сложностей. Против встреч молодых людей были и родители Иосифа Александровича, и отец его возлюбленной. При этом сам Бродский очень хотел жениться на Басмановой. Возможно, брак бы они все-таки заключили, не обращая внимания на протесты родственников, но Марианна Павловна категорически не желала лишать себя свободы. Она не вышла замуж за поэта даже после того, как родила от него ребенка. До последнего момента Иосиф Александрович надеялся, что возлюбленная эмигрирует вместе с ним, но Марианна Павловна предпочла остаться на родине. Долгие годы не мог забыть ее Бродский, множество стихотворений ей посвятил. До конца отболело лишь на исходе 1980-х годов.
Слайд 13Центральная тема стихотворения «Postscriptum» — тема одиночества. Она заявлена в
первых же строчках произведения. Одинокая жизнь для лирического героя –
не жизнь, а существование. При этом попытки быть вместе с любимой женщиной, попытки обрести счастье им предпринимались, причем не единожды, о чем свидетельствует начало четвертой строки: «…В который раз на старом пустыре…». Неслучайно возникает в стихотворении и пустырь. Упоминая его, Бродский подчеркивает тотальное одиночество героя. Затем происходит расширение пространства. Позади остается пустырь, его место занимает бесконечный космос. Герой противопоставляется остальному миру. Не только с возлюбленной не способен он соединиться, также не дано ему стать своим в окружающем обществе. Выхода из сложившейся ситуации в стихотворении не предлагается. Более того – декларируется его отсутствие. Телефонный диск символизирует вечный круговорот – повторяются действия, раз за разом приводя к одному и тому же результату.
Слайд 14Изначально у стихотворения было другое название – «Сонет», хотя написано
оно не в каноничной сонетной форме. В произведении четырнадцать строк,
используется пятистопный ямб, но строки не рифмуются. Нынешнее название – «Postscriptum» – действительно удачнее. Стихотворение представляет собой самое последнее высказывание, необходимое дополнение. Пусть любимая женщина не слышит героя, пусть у него нет надежды на ответ, главное – облечь мысли в слова.
Слайд 15Ответьте на вопросы:
Какие темы и проблемы затрагивал И. Бродский в
своих стихотворениях?
Какие традиции русской классической поэзии нашли отражение в его
стихах?