Слайд 1Понятие Социального обеспечения и его значение в современных условиях
1. Понятие
социального обеспечения и его функции
2. Формы СО
3. Правоотношения в
сфере СО
4. Принципы ПСО и источники ПСО
Слайд 2Социальное обеспечение - это
- совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих
соблюдение важнейших социальных прав граждан в целях достижения социально-приемлемого уровня
жизни и стабильности в развитии общества
- форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества
Слайд 3
Социальное обеспечение включает в себя следующие основные виды деятельности:
создание
системы норм права регулирующей отношения в сфере социального обеспечения и
социальной защиты;
аккумулирование материальных ресурсов, денежных средств, для нужд социального обеспечения;
создание специальных государственных органов и учреждений социального обеспечения;
создание системы органов осуществляющих контроль за реализацией прав и свобод граждан и защиту его законных интересов;
распределение материальных благ в зависимости от трудовой, иной общественно-полезной деятельности.
Слайд 4Виды социального обеспечения
1) пенсии;
2) пособия;
3) компенсации;
4) льготы;
5) социальное обслуживание;
6) медицинская помощь и лечение
Слайд 5Право социального обеспечения - это
система норм права регулирующая материальные отношения
по обязательному социальному страхованию и социальному обеспечению граждан и членов
их семей нуждающихся в социальной защите, а также непосредственно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения.
Слайд 6Функции социального обеспечения
Экономическая
Политическая
Демографическая
Социально-реабилитационная
Духовно-нравственная (идеологическая)
Защитная
Оздоровительная и другие.
Слайд 7Экономическая функция
Осуществляется путем распределения части внутреннего валового продукта с целью
выравнивания личных доходов граждан, следующими основными способами:
замещением заработка (иного дохода),
утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца;
частичным возмещением дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств;
путем оказания денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам;
путем перераспределении доходов через систему налогообложения и др. способами.
Слайд 8Политическая функция
Направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, искоренение бедности и поддержание социальной стабильности в обществе
Критерием
является разница в доходах 10% наиболее обеспеченных граждан и 10% наименее обеспеченных, равная 1/4 - 1/5
Слайд 9Демографическая функция
1. Призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития
страны
2. Направлена на увеличение продолжительности жизни населения
Слайд 10Демографическая ситуация в России
На 1 января 2019 года в России
проживает- 146 793,7 тыс. чел.
городское население – 80,9 %
Сельское население
– 19,1%
Соотношение возраста мужчин и женщин: 0-4 = 105,8; 20-24=103,5; 40-44=90,1; 65-69=53,87; 80-84=22,45; 95-99=11,27.
Продолжительности жизни на 2019 г. составила у мужчин – 67,5, женщин 77,64.
Средняя продолжительности жизни 72,7 года.
Слайд 11Демографическая ситуация в Рязанской области
На 1.1.19 – 1 114312 чел. В
1897- 1 802 196; в 1991 -1 350 283 чел.). 72,1% городское население, 62,9%
- граждане трудоспособного возраста. Численность женщин превышает численность мужчин на 99,2 тыс. человек, или на 19,3%.
Город Рязань –538,8 тыс. чел.
Убыль населения 2006 г.–15037; 2012 -6400; 2015 – 5609; 2017 – 5423.
Ожидаемая продолжительность жизни: мужчины - 66; женщины -77,7 (средняя 71,9).
Каждый третий житель области (336,2 тыс. человека на 1 января 2017 года) – в пенсионном возрасте.
Всего в Рязанской области 268 тысяч супружеских пар, из них 10,8% состоят в незарегистрированном браке.
На 1000 браков - 669 разводов. Среди новобрачных впервые вступили в брак 72% мужчин и 69% женщин.
В 2016 г. зарегистрировано7236 браков и 4839 разводов.
Соотношение браков и разводов 1,5: 1 .
Слайд 13Социально-реабилитационная функция
Направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других
социально зависимых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами
общества.
Это создание таких условий для нуждающихся (инвалидов, престарелых, несовершеннолетних), которые позволяют им без посторонней помощи решать свои проблемы: передвигаться, общаться, обучаться, работать, самостоятельно себя обслуживать и т.п.
Слайд 14Духовно-нравственная функция
Направлена на формирование у человека социально-ориентированных нравственных убеждений,
моральных норм и духовных ценностей:
помощь нуждающимся, почитание и забота о
старших, внешняя и внутренняя чистоплотность, рассудительность, честность, доброта, сострадание, уважение к другим людям, терпение и бескорыстие, контроль своих чувств и эмоций и т.п.
Формирование морально-нравственного общества позволит каждому человеку благоприятно сосуществовать в социуме и быть уверенными в своем будущем и том, что их наследники будут жить в более благоприятных для человека условиях: социальных, материальных, экологических, психологических и т.п.
Слайд 15Формы Социального обеспечения
Это организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения.
Признаки характеризующие соотв.
формы:
способ аккумуляции средств
круг обеспечиваемых субъектов
виды обеспечения за счет определенного
источника
система органов осуществляющих социальное обеспечение
Слайд 16Формы Социального обеспечения
Государственные формы социального обеспечения (обязательное социальное страхование и
социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального и регионального
бюджетов);
Негосударственные формы социального обеспечения (муниципальные и локальные);
Смешанная форма.
Слайд 17Виды социального страхования
1. Добровольное страхование;
2. Негосударственное обязательное страхование (обязательное личное
страхование пассажиров, ОСАГО и др.);
3. Обязательное государственное страхование (судьи, депутаты
ГД, военнослужащие и т.п.), страховщиком может выступать только государственная организация;
4. Взаимное страхование, при котором страхование производится на основании членства в специализированной некоммерческой организации (п. 3 ст. 968 ГК), т.е. права и обязанности участников страховых отношений определяются уставом юридического лица;
5. Обязательное социальное страхование с участием специализированного фонда (ФОМС, ПФ, ФСС). Структура правоотношений для каждого из таких видов страхования определяется специальным законом.
Слайд 18социальное обеспечение за счет прямых ассигнований
1. Государственные служащие проходящие государственную
гражданскую, военную или правоохранительную службу, а также члены их семей.
2.
Граждане имеющих право на СО в соотв. с законами РФ:
участники ВОВ и боевых действий по защите Отечества;
нетрудоспособные граждане, не имеющие права на страховые пенсии;
граждане имеющие право на пособия (в связи с рождением ребенка, ежемесячные пособия на детей, по безработице, при уходе за инвалидами и др. лицами, на погребение и др.)
Граждане имеющие право на социальное обслуживание и медицинскую помощь (льготники, инвалиды, доноры и т.п.)
3. Граждане пострадавшие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, от террористических актов, военных действий и др. чрезвычайных обстоятельств
Слайд 19предмет ПСО
Материальные правоотношения:
по обеспечению в старости, при наступлении инвалидности,
в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице;
по поддержке
материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей;
по оказанию денежной и натуральной помощи малоимущим лицам;
по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других категорий граждан;
по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках программ обязательного медицинского страхования и пр.
Слайд 20Процедурные правоотношения
Процедурные правоотношения могут быть двух видов:
1. По поводу
установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения в сфере
социального обеспечения:
по установлению факта инвалидности медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК);
по установлению факта временной нетрудоспособности;
при подтверждении возраста или факта смерти органами ЗАГСа, судебными органами;
при определении продолжительности стажа;
при установлении факта нахождения на иждивении и др.
2. По поводу реализации права на различные виды соц. обеспечения:
по назначению пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
по назначению страховых пенсий;
при назначении различных пособий, компенсаций и т.д.
Слайд 21Процессуальные правоотношения
Направлены на урегулирование споров по вопросам назначения различных видов
социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм и разрешаются:
в административном
процессе вышестоящими органами социального обеспечения;
в гражданском процессе при обращении заявителя в суд
Слайд 22Метод ПСО
Сочетание централизованного регулирования с региональным и муниципальным
Дополнение социального
обеспечения осуществляемого на федеральном, региональном и муниципальном уровнях за счет
локальных форм СО
Четкая определенность сторон правоотношений, при которых одной из них является гражданин (семья), другой – государство
Носит, как правило, внедоговорной характер установления прав и обязанностей субъектов
Обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями)
Абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений
Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан
Специфика санкций применяемых к субъектам правоотношений
Особый порядок обеспечения за счет специальных фондов создаваемых государством или за счет прямых ассигнований
Слайд 23Значение принципов:
более долговечны, обеспечивают стабильность и преемственность законодательства;
выражают единство и
существенные черты норм отрасли права, придают ей внутреннюю взаимосвязь и
согласованность;
определяют общую направленность и тенденции развития правовых норм и отрасли права в целом;
позволяют уяснить смысл законодательства и его взаимосвязи с политикой, экономикой, моралью, обычаем нормами других отраслей права;
помогают субъектам правоотношений в правильном применении норм трудового права на практике, в решении вопросов еще не урегулированных законодательством.
Слайд 24Отраслевые принципы
всеобщность;
осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей,
так и средств бюджета;
дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в
зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
многообразие видов социального обеспечения;
универсальность и комплексность СО;
адресность;
участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Слайд 25принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и
уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения
чести и достоинства человека.
равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы и т.д.;
адресность предоставления социальных услуг;
приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
добровольность;
конфиденциальность.
Слайд 26Источники ПСО
Классификация:
По субъектам правотворчества (ГД, Президент, МОТ, Правительство…)
По форме
НПА (Конституция, ФЗ, Указ ..)
По юридической силе (Конст, законы,
подзаконные акты..)
По сфере действия (федеральные, СРФ, МСУ..)
По кругу лиц (все, только медики, судьи …)
По степени обобщенности (кодифицированные, комплексные, базовые..)
Слайд 27Конвенции МОТ Общего характера
- 1. Конвенция № 102 «О минимальных
нормах социального обеспечения» (1952 г.),ратифицирована в 2018 г.
- 2. Конвенция №
117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.).
- 3. Конвенция № 118 « О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.).
- 4. Конвенция № 157 « Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).
5. Рекомендация № 167 « Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1983 г.).
Слайд 28Конвенции МОТ По отдельным видам социального обеспечения
- 6. Конвенция №
12 «О возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве» (1921
г).
- 7. Конвенция № 17 « О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» (1925 г.).
- 8. Конвенция № 18 «О профессиональных заболеваниях» (1925 г.).
- 9. Конвенция № 19 « О равноправии в области возмещения при несчастных случаях» (1925 г.).
10. Рекомендация № 25 « О равноправии в области возмещения при несчастных случаях» (1925 г.).
-11. Конвенция № 24 «О страховании по болезни в промышленности» (1927 г.).
-12. Конвенция № 25 « О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» (1927 г).
- 13. Конвенция № 35 «О страховании по старости в промышленности» (1993 г.).
-14. Конвенция № 36 «О страховании по старости в сельском хозяйстве» (1933 г.).
-15. Конвенция № 37 « О страховании на случай инвалидности в промышленности» (1933 г).
-16. Конвенция № 38 «О страховании по инвалидности в сельском хозяйстве» (1933 г.).
-17. Конвенция № 39 « О страховании на случай потери кормильца в промышленности» (1933 г.).
-18. Конвенция № 40 « О страховании на случай потери кормильца в сельском хозяйстве» (1933 г.).
= 19. Конвенция № 42 «О возмещении в случаях профессиональных заболеваний» (1934 г.).
-20. Конвенция № 44 «О безработице» (1934 г.).
21. Рекомендация № 44 «О безработице» (1934 г.).
-22. Конвенция № 48 «О сохранении за мигрантами прав на пенсию» (1935 г.).
23. Рекомендация № 69 «О медицинском обслуживании» (1944 г.).
= 24. Конвенция № 128 « О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 г.).
25. Рекомендация № 131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 г.).
- 26. Конвенция № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.).
27. Рекомендация № 134 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.).
- 28. Конвенция № 159 « О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г).
29. Рекомендация № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.).
- 30. Конвенция № 165 (пересмотренная) «О социальном обеспечении моряков» (1987 г.).
- не ратифицирована Россией
= планируется ратифицировать
Слайд 29Законы о пенсионной реформе с 2019 г.
Конвенция Международной Организации Труда
N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня
1952 г.). Ратифицирована 3 октября 2018 г. №349-ФЗ
ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Федеральный закон от 12.11.2018 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца"
Федеральный закон от 25.12.2018 N 476-ФЗ "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год"
Федеральный закон от 03.08.2018 N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 20 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования» и др.