Слайд 1Пояс. Особое значение пояса для славян.
Слайд 4Пояс является одним из самых сокровенных видов творчества, украшений и
оберегов. Это обязательная принадлежность русской народной одежды. Разделяя верхнюю и
нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке. Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки. Он всегда и во всех славяно-арийских народах воспринимается как знак благополучия и порядочности. Например, раньше женщинам сомнительного поведения (гетерам, танцовщицам) запрещалось носить пояса. Древнему римлянину разрешалось распоясаться только в особых случаях: при погребении кого-либо или в дни религиозных праздников.
Слайд 7Большое значение имеют пояса в обрядовой жизни Русского народа. На
свадьбе супруги дарят пояса друг другу, родственникам и гостям, поясом
повивают новорожденного, перевязывают первый сноп, кладут покойнику, провожая его в последний путь, завязывают на берёзах и росстанях при расставании, дарёным поясом признаются в любви и т.д.
Человек может находиться какое-то время и без пояса. Например: новорожденный, рожающая женщина, тяжело больной или умирающий; пояс обязательно снимают при гаданиях, как бы открывая ворота для связи с миром Нави. Но находиться без пояса человек может только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.
Слайд 9У пояса всегда есть обереговое и знаковое назначение. По поясу
читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное
и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. На простые повседневные пояса крестьяне и воины обычно подвешивали нож в ножнах и кресало, ведуны — различные обереги, женщины — ладанку, ключи, гребешок, детям подвешивали погремушки-бубенчики. Ременные (кожаные) пояса всегда носили только мужчины-воины. Особенно у них славились турьи пояса, посвещённые богу Перуну. Такие пояса делали обычно с металлическими пряжками и наконечниками, сплошь покрывая их чеканными бляшками или вырезанными узорами. До сих пор многие женщины используют мужнин пояс, как оберег: в случае долгой отлучки мужа, при беременности, для благополучного разрешения при родах или используют его как обрядовый
Слайд 10. Женщины на Руси никогда не опоясывали своё чрево поясом
из кожи убитых животных, поскольку это может энергетически навредить здоровому
чадородию
Слайд 14Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса. Повседневные пояса для
детей до 3-4-х лет чаще всего делают витыми; изготавливают их
матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не одевают (исключение — если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником). У детей в возрасте с 3-х до 12 лет, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Лучше, если их будут ткать или плести отец, дед, родной дядька или старший брат. Девочке благоприятно носить «женские» пояса, сделанные мамой, но у неё обязательно должен быть «мужской» пояс изготовленный отцом. Связано это с тем, что пояс прикрывает и оберегает хару (один их основных энергетических центров, «золотник»), он помогает ребёнку к 12-ти годам — условному возрасту половозрелости — уравновесить использование своих Ян (мужской) и Инь (женской) энергий. Пояс, созданный руками мужчины, подпитывает жизненной созидающей силой растущего, созревающего ребёнка, защищая и оберегая его.
После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их обычная ширина — 2-2,5 см (полвершка). Кроме покромок, юноши и мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются «махрами» (бахромой), а повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью.