Слайд 1Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля». Модуль 1
Презентация к
курсу «Эмоции. Воля»
Модуль 3
Эмоциональные процессы и состояния
Автор:
Джанерьян Светлана Тиграновна,
д-р психол. наук, профессор
кафедры психологии личности
Ростов-на-Дону, 2011
Слайд 2Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Характеристики эмоционального
процесса (В.К. Вилюнас)
Эмоциональный процесс - познавательно обусловленное динамичное взаимодействие
переживаний. Единицы эмоционального процесса:
Переключение с эмоциогенного воздействия на его причину
Эмоциональное сопереживание
Слайд 3Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Переключение как
единица эмоционального процесса (В.К. Вилюнас)
Виды эмоциональных переключений:
Переключение на косвенную причину
Переключение на действительную причину
Ответные эмоциональные переживания
Фиксирующееся переключение сильного аффективного переживания (аффективный след памяти)
Эмоциональные переключения в состоянии настроения
Слайд 4Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Сопереживание как
единица эмоционального процесса
(В.К. Вилюнас)
Признаки сопереживания:
Независимая индивидуальная реакция на эмоциональное
состояние другого человека
Предмет переживания – любая эмоциональная реакция другого человека
Эмоциональное переживание другого человека нам приятно или неприятно, потому что мы определенным образом относимся к данному человеку
Слайд 5Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Характеристики аффекта
выраженная
интенсивность
нецеленаправленность, непроизвольность
нарушения ассоциативных, мнемических, мыслительных, аттенционных процессов
импульсивность
выраженное физиологическое сопровождение
выраженная субъективность
разнообразные
формы проявления: экстра-, интра- и импунитивные реакции, демонстративность; бегство, оцепенение, агрессивность; дезорганизующая сознательное действие экспрессия
Слайд 6Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Условия возникновения
аффекта
Сложившаяся экстремальная, критическая, трудно переносимая травматическая ситуация, ситуация угрозы, нападения
Предшествующий
сильный или внезапный эмоциогенный раздражитель, предшествующие сверхсильное эмоциональное возбуждение, напряжение, страх; ведущее эмоциональное переживание и эмоции успеха-неуспеха как следствия критических ситуаций
Конфликт в мотивационной сфере, конфликт противоположно направленных тенденций
Временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей
Слайд 7Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Эмпирический материал,
используемый в сопряженной моторной методике для изучения аффектов
(А.Р. Лурия,
А.Н. Леонтьев, 1926)
8 аффектогенных слов: просмотр, конец, чистка, комиссия, списки, хромой
13 сомнительных слов: бояться, метла, книжка (зачетка) и т.п.,
9 индифферентных слов: конституция. ВУЗ, студент, РСФСР.
Слайд 8Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Ассоциативные нарушения
при аффекте (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, 1926)
снижение числа полноценных ассоциаций
создание
аффективного комплекса (констелляция) , проявляющегося в распространении аффектогенности на индифферентный раздражитель, но предъявляемый вслед за аффектогенным словом- раздражителем
увеличение латентного периода ассоциативного ответа (в некоторых опытах в 10 раз) на аффектогенный, а также на последующие за ним индифферентные раздражители (тенденция к торможению ассоциативных ответов)
нарушение репродукций в случаях реакций на аффектогенные слова-раздражители
Слайд 9Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Моторные нарушения
при аффекте (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, 1926)
асинхронность ассоциативного и моторного
ответов
появление лишних движений
чрезмерная энергетическая насыщенность моторного ответа
Слайд 10Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Характеристики и
факторы возникновения настроения (С.Л. Рубинштейн)
Характеристика настроения
Общее эмоциональное состояние человека
Не
приурочено к какому-то частному событию
Беспредметно
Не осознается (бессознательно - С.Л. Рубинштейн)
Возникает как результат обобщения эмоциональных впечатлений под влиянием осознания и оценки субъекта его взаимоотношений с окружающим
Зависит от характерологических особенностей человека
Слайд 11Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Факторы и
механизмы порождения настроения (С.Л. Рубинштейн)
Факторы порождения настроения:
Органическое самочувствие и интроцептивная
чувствительность
Не всегда осознанные оценки складывающихся взаимоотношений человека с окружающим.
Механизм порождения настроения: обобщение отдельных эмоциональных впечатлений, которые находят "подготовленную почву и созвучные мотивы" в личности (С.Л. Рубинштейн, 1989,
с. 177).
Слайд 12Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Психологическая характеристика
страсти (С.Л. Рубинштейн)
Устойчивость
Выраженная интенсивность
Активно-пассивное чувство
Не обязательно осознанна
Выражается в сосредоточенности всех
устремлений личности на единой цели
Единство эмоционального и волевого компонентов с доминированием волевого компонента
Слайд 13Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Типы конфликтов
- внутренние фрустраторы
Конфликт равнозначных положительных возможностей (легко преодолимы)
Конфликт одновременно представленных
положительных и отрицательных возможностей (временный или окончательный физическ или психологический уход субъекта)
Конфликт равнозначных отрицательных возможностей (реальный или воображаемый уход, агрессивность, различные эмоциональные нарушения, психологическое "инкапсулирование" поведения (К.Левин)
Конфликт двойных стремлений – избеганий или конфликт двойной амбивалентности (К. Ховлэнд и Р. Сирс).
Слайд 14Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Субсиндромы стресса
(Л.А. Китаев-Смык)
эмоционально-поведенческий
вегетативный
когнитивный
социально-психологический
Слайд 15Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Фазы и
формы ОАС (Г. Селье)
Фазы ОАС:
Реакция тревоги
Фаза резистентности
Фаза истощения
Формы ОАС:
Синтоксическая
Кататоксическая
Слайд 16Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Признаки ПостТравматических
Стрессовых Расстройств (А. Кардинер, 1941)
Post traumatic stress disorder
Возбудимость и раздражительность
Безудержный
тип реагирования на внезапные раздражители
Фиксация на обстоятельствах травмировавшего события
Уход от реальности
Склонность к неуправляемым агрессивным реакциям
Слайд 17Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Различия между
тревогой и страхом
(К. Хорни).
Специфика условий вызова: при страхе опасность
всегда присутствует реально, очевидна, объективна; при тревоге опасность может быть воображаемой, скрытой, субъективной); Степень пропорциональности реакции на опасность: при страхе интенсивность реакции пропорциональна опасности; при тревоге - пропорциональна тому смыслу, которая имеет для человека данная ситуация)
Обусловленность возникшего чувства беспомощности (при страхе оно обусловлено реальностью, при тревоге – собственным отношением человека.
Слайд 18Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Использование в
психологии термина «чувство»
Эмоциональное явление как таковое
Проявление активного момента потребности
Специфические,
присущие только человеку эмоции
Закрепившиеся эмоциональные отношения (чувства-переживания), которые, устойчиво связаны с объектом и могут быть источником импульсивного поведения
Потребностноподобные установки личности (чувства-потребности), инициирующие поведение, целью которого является само переживание и осуществление определенного отношения
Слайд 19Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Критерии различий
между эмоциями и чувствами
Перво- и второсигнальность
Степень телесной выраженности
Выраженный интеллектуальных характер
чувств
Предметность.
Осознанность
Произвольность
Ситуативность-устойчивость
Общественно-историческая обусловленность
Уровни изучения человека
Слайд 20Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Свойства чувств
Амбивалентность
Сила
Глубина
Актуальность-инактуальность
Динамика
Слайд 21Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Виды психофизиологического
стресса (В.Суворова)
Периферический стресс
Церебральный стресс первосигнального типа (экспериментальный невроз)
Церебральный стресс второсигнального
типа
Слайд 22Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Комплексы фундаментальных
эмоций
(К. Изард).
Тревожность: страх, горе, гнев, стыд, вина, интерес.
Депрессия: горе,
гнев, отвращение, презрение, страх, вина
Любовь: интерес, радость
Враждебность: гнев, отвращение, презрение
Слайд 23Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Компоненты эмоционального
процесса
(Я. Рейковский)
Эмоциональное возбуждение
Знак эмоций
Содержание или качество эмоций
Слайд 24Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Симптомокомплекс тревожности
(Н.А. Аминов, В.Н. Азаров)
Предчувствие дурного с признаками тотальности
Напряжение физиологических ресурсов
Блокада
произвольной регуляции скелетной мускулатуры на фоне растормаживания стволовых рефлексов
Слайд 25Джанерьян С.Т. Презентация к курсу «Эмоции. Воля» Модуль 3
Основные понятия,
описывающие фрустрацию
Фрустрация –психическое состояние, возникающее при наличии сильной мотивированности достижения
цели и преграды, препятствующей этому достижению.
Фрустратор – непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной человеком цели
Фрустрационная толерантность - зависимая от личностных особенностей человека устойчивость к фрустраторам.
Фрустрационное поведение – зависящие от личностных особенностей человека формы его поведения во фрустрационной ситуации, различающиеся по направленности (экстрапунитивная, интрапунитивная, импунитивная) и по характеру реагирования (агрессия, эгрессия и т.п.).
Функциональное назначение фрустрации – способствование избеганию факторов и реакций, к ней приводящих.