Слайд 1Зарождение и становление дизайна
Автор: Кимайкина И.Н.,
преподаватель
высшей категории
Многопрофильный лицей №1
Магнитогорск
Слайд 2 Термин «дизайн» появился в нашей стране сравнительно недавно. В переводе
с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным
конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой».
Слайд 3 До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна,
его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает,
что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.
Джо Понти
Слайд 4 Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т. Мальдонадо.
Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения,
а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. За рубежом широко распространено мнение, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать. Таким образом, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.
Томас Мальдонадо
Слайд 5 Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно отделить
от архитектуры (когда речь идет о проектировании интерьеров), от скульптуры (когда проектируются, скажем,
детские площадки или аттракционы), от прикладного искусства (создании новых видов посуды и мебели).
Слайд 6 Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо
жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть
потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами.
Поэтому ценность вещи охватывает два начала — польза и красота. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.
Слайд 7 Что мы можем сказать о предмете, кроме «красиво»
или «некрасиво», «изящно» или «грубо»? Да почти ничего. Оказывается, что научиться
давать оценку вещи не так уж просто. Для этого необходимо освоить целый ряд понятий, из которых составляется характеристика произведения ремесла и дизайна.
Слайд 8 Многое делается понятнее, когда постигаются основные закономерности человеческого
восприятия. Мы узнаем, как человек подходит к предмету, как им пользуется,
оценивает, отличает, сопоставляет.
Только изучив механизм восприятия, мы получим ключ к пониманию того, почему нам кажется, что этот предмет красив, как сделать предмет красивым, а всю предметную среду — гармоничной.
Слайд 9Становление дизайна
Ремесло и промышленность
Слайд 10Ремесло и промышленность
XIX век, названный веком пара и электричества, поистине
был веком ошеломляющего прогресса. За сто лет человечество в развитии техники проделало
больший путь, чем за предыдущие сто веков. Появлялись всё новые источники энергии, даже самые, казалось бы, совершенные паровые машины стали уступать место двигателям внутреннего сгорания, паровым турбинам, электромоторам.
Автомобиль конца XIX в.
Слайд 11Ремесло и промышленность
Одно техническое чудо приходило на смену другому;
век, начавшийся дилижансом и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом
последовал телефон, но и это не всё — в конце века заработал «беспроволочный телеграф» — радио.
Слайд 12Ремесло и промышленность
Люди придумали способ делать точные изображения
с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали
первые попытки взлететь на аппарате тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.
Слайд 13Ремесло и промышленность
Технический прогресс века хорошо прослеживается на железных
дорогах. Первая из них появилась в Англии в 1825 году, а всего через 25 лет длина
всех железных дорог на земле равнялась длине экватора! Первые пассажирские вагоны были тряскими, холодными, лишёнными каких-либо удобств, но к концу века в них появились утеплённые стены, туалеты, вентиляторы и даже электрическое освещение.
Слайд 14Ремесло и промышленность
Всё более развивается и наука о машинах. Но её
содержание сводилось лишь к изучению сущности механизмов, законов их создания. Форма же
машин почти не привлекала внимания, она оставалась плодом интуиции конструктора.
году
Телеграфный аппарат Морзе
Пианино Schiedmayer & Söhne (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году
Растерянность архитекторов и художников этого периода повлияла на господствовавшее тогда мнение, что машина не может, да и не должна быть красивой, её дело приносить пользу, и только.
Слайд 15Ремесло и промышленность
Слабость таких эстетических воззрений обнаружила с особой силой
Промышленная выставка 1851 года в Лондоне. Все увидели удручающий разрыв между великолепием
технических замыслов и эстетическим убожеством их воплощения. Особенно отсталой в этой области оказалась именно технически передовая Англия.
Джозеф Пакстон. Хрустальный Дворец, 1851 г.
Здание Промышленной выставки в Лондоне.
Слайд 16Ремесло и промышленность
К тому же технический прогресс радовал далеко не всех.
Против безудержного наступления машин выступили некоторые мыслящие люди из высокообразованных слоёв.
Среди таких людей особенно выделялась фигура английского философа Джона Рёскина (1819–1900). Рёскин отвергал новую машинную технику, он указывал на то, что с её распространением растёт власть алчного капитала и армия его несчастных рабов, что с исчезновением ручного труда люди становятся просто придатками машин, лишаясь всякой радости творчества.
Джон Рескин
Слайд 17Ремесло и промышленность
Духота, смрад и дым огромных фабричных цехов делают
ужасной среду обитания людей; лишают их всех начал добра и красоты,
уничтожают тягу к прекрасному, к искусству.
Здание бумажной фабрики 19 века
Слайд 18Ремесло и промышленность
Однако, восставая против власти машин и господства
машинной продукции, Рёскин не отрицал органической связи красоты и пользы. И в этом уже
угадывалось начало новой эстетики машинной продукции и самих машин. Машинное массовое производство различных предметов долгое время шло путём копирования форм вещей, создававшихся до того ремесленниками.
Цех паровых машин, конец 19 века
Механический компьютер, созданный в 19 веке
Однако технология производства их была уже совершенно иной: производимые машинами вещи только напоминали ремесленные изделия, но выглядели подделкой, оскорблявшей хороший вкус.
Слайд 19Ремесло и промышленность
Продолжатель идей Рёскина, поэт, талантливый и разносторонний
художник, Уильям Моррис (1834–1896) перенёс учение Рёскина в сферу практической деятельности
. В 60–70-х годах 19 века Моррис обратился к предметному окружению, к тем вещам, которые делают рабочие в процессе их повседневного труда. Он поставил вопрос об участии художника в создании таких вещей, что само по себе прозвучало в то время крайне необычно. По существу Моррис был один из самых первых теоретиков будущего дизайна, зачатки идей которого уже как бы носились в воздухе.
Уильям Моррис
Слайд 20Ремесло и промышленность
Моррис сделал предметом открытого публичного обсуждения
проблемы оформления, эстетической целесообразности частного жилого дома, его помещений. Будучи
не только теоретиком, но и талантливым художником, Моррис предложил в своих проектах жилища вместо полутёмных, загромождённых мебелью комнат легкие, светлые интерьеры с рациональной, лишённой вычурности мебелью и убранством, основанными на принципах целесообразности. Так он положил начало комплексному проектированию предметно-пространственной среды.
Спальня в стиле Уильяма Морриса
Слайд 21Ремесло и промышленность
С помощью художников Ф. М. Брауна и Берн-Джонса он основал
мастерские, в которых собрал ремесленников, изготовлявших предметы прикладного искусства. В этих мастерских
работы велись ручными инструментами, применялись натуральные красители и т. д.
Cэр Эдвард Коули Берн-Джонс
Но большого практического результата его затея с ремесленными мастерскими, возглавлявшимися талантливыми художниками, дать не могла — вещи получались красивыми, но слишком дорогими.
Слайд 22Ремесло и промышленность
Несмотря на горячие протесты и призывы отдельных прекраснодушных
философов и эстетиков, машинное производство продолжало неудержимо наступать. Приходилось мириться с этим,
надо было подумать, как преодолеть неприглядность машин, как их приукрасить. Взоры опять обратились к архитектуре. Основным частям — рамам, станинам, опорным стойкам машин, станков — стали придавать архитектурные, причем неважно какие, античные или готические, формы. В формообразовании машин возобладал откровенно «архитектурный» стиль
Слайд 23Ремесло и промышленность
Архитектурный стиль оформления машин продержался многие
десятилетия. Наиболее видными художниками-конструкторами машин были лучшие профессиональные архитекторы.
Слайд 24Ремесло и промышленность
Наряду с выпуском массовой промышленной продукции, наряду
с проблемами её эстетического освоения ремесленные изделия продолжали занимать очень существенное
место на торговом рынке.
Слайд 26Ремесло в России
В России ремесло играло особенно важную
роль. В конце XIX века 87% населения жило в деревне, во многом ещё патриархальной,
удовлетворявшей свои потребности в основном за счет промыслов.
Слайд 27Ремесло в России
Жизненный уклад деревенского жителя резко
отличался от городского, имел свои, уходящие в прошлое традиции. Традиционным было само
жилище — крестьянская изба. Её основой было просторное помещение с большой печью и лавками вдоль стен. Оно было одновременно и спальней, и кухней, и рабочей комнатой. Большая, так называемая русская печь была необычайно многофункциональной: она и обогревала помещение, в ней готовили пищу, на ней и спали, сушили обувь и одежду. В долгие зимние вечера при свете лучины мужчины занимались каким-либо ремеслом, а женщины ткали или пряли пряжу.
Слайд 28Ремесло в России
Бытовая и хозяйственная утварь изготовлялась ремесленниками
с соблюдением определенных традиций: в каждой губернии бытовали своеобразные, неповторимые формы, орнаментика
и даже технология. Золотистая блестящая поверхность хохломских изделий, по которой их всегда можно узнать, получалась в результате специальной обработки поверхности металлическим порошком, покрытия олифой и обжига.
Слайд 29Ремесло в России
Но ещё интереснее для нас чисто
стилевые и композиционные различия. Специалист сразу отличит мезенскую прялку от вологодской или
ярославской, несмотря на их одинаковое назначение.
Мезенская прялка
Вологодская прялка
Ярославская прялка
Расписывались почти все принадлежности быта: посуда, ковши, колыбели, лукошки. Роспись сочеталась с резьбой, создавая иногда самые удивительные созвучия.
Слайд 30Ремесло в России
К концу века многие ремесленные промыслы
теряют свое значение, не выдержав жестокой конкуренции с дешевой промышленной продукцией. Стало
сокращаться производство деревянной посуды, фабричный ситец вытеснил домотканую пряжу. Многие предметы повседневного быта вообще вышли из обихода.
Слайд 31Ремесло в России
Но параллельно с угасанием народных ремесленных и художественных
промыслов в среде прогрессивной интеллигенции возрастает понимание красоты национального «низового» искусства.
Если до этого бытовые предметы в глазах большинства людей были вне сферы искусства, то теперь они стали объектом внимания и даже моды. Дамы из самых аристократических фамилий самым непосредственным образом занялись прикладным искусством.
Слайд 32Ремесло в России
Были организованы специальные мастерские, а известные
художники, такие, как Врубель, Васнецов, Малютин, были привлечены для того,
чтобы проектировать предметы или декорировать уже сделанное — домашнюю утварь, музыкальные инструменты, мебель и многое другое.
Михаил Врубель
Виктор Васнецов
Сергей Малютин
Слайд 33Ремесло в России
Другими мерами для поддержки кустарной
промышленности (в том числе и художественной) было открытие целой сети художественно-ремесленных школ.
В конце 1870–1890 годов такие школы были основаны в Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах. Предметы старины стали экспонироваться на специальных выставках в крупнейших промышленных центрах страны в Москве, Петербурге, Киеве.
Слайд 35Модерн
В конце XIX века в условиях смешанного характера производства (ремесленного
и фабричного), противоборства сторонников рукотворного и промышленного возникло новое стилевое направление — модерн
(в буквальном переводе — «новый»).
Слайд 36Модерн
Первые ощутимые признаки нового стиля появились в интерьерах
Ван де Вельде — бельгийского архитектора и художника. На международной выставке в Дрездене (1897 г.)
его работы завоевали всеобщее признание, положив начало стилю «модерн», ставшему вскоре господствующим во всех странах Европы.
Анри Ван де Вельде. Интерьер кабинета, 1899 г.
Слайд 37Модерн
В Вене появляется группировка «Сецессион» — одно из средоточий нового стиля.
Аналогичные центры возникают в городах Германии, Франции, Англии.
Музей Сецессион
Слайд 38Модерн
В России термин «модерн» стал общепринятым названием нового
стиля. Во всех крупных городах нашей страны сохранились известные памятники модерна.
Особенно богата ими Москва: гостиница «Метрополь», бывший дом Рябушинского, ныне дом-музей А. М. Горького, и мн. др. В духе модерна были выдержаны и предметы того времени — мебель, посуда, одежда.
Федор Шехтель. Особняк Рябушинского, 1900 г.
Федор Шехтель. Фрагмент интерьера особняка Рябушинского, 1900 г.
Слайд 39Модерн
Несмотря на необычайное разнообразие форм, произведения модерна характеризовались
определенными стилевыми чертами. Основным идейным принципом нового направления был отказ
от прямой преемственности стилей. Жилище и его оборудование стали рассматриваться как единый взаимодействующий организм, призванный удовлетворять материальные и духовные потребности человека.
Слайд 40Модерн
Побудительным мотивом всех новшеств стали поиски неповторимых
индивидуальных решений архитектуры, композиций интерьера, форм утвари, мебели, орнаментики. Для
модерна были характерны живописность, рисованность, пластичность форм.
Слайд 41Модерн
Характерные для модерна текучие «растительные» линии очерчивают
переплеты окон, стулья, светильники, волнисто повторяются в рисунке обоев. Вся домашняя
утварь — посуда, предметы сервировки, ткани, спроектированные и прорисованные одним автором, как бы растворяются в ансамбле.
Анри Ван де Вельде. Дверные ручки, 1901 г.
Слайд 42Модерн
Даже в таких значительных работах, как здание Московского
Художественного театра, всё до последних мелочей было подчинено единому гармоническому ладу,
начиная от фонарей у входа и кончая знаменитой, ставшей эмблемой театра чайкой на занавесе. Ни одна деталь целого не была оставлена без внимания. Всё было спроектировано замечательным архитектором и художником Федором Шехтелем.
Слайд 43 Экономические факторы неуклонно вели к зарождению пока ещё
непрофессионального дизайнерского проектирования. Показательно в этом смысле победоносное «шествие» так называемого
венского стула «тонет», названного по имени изобретателя особого рода технологии изготовления стула, мастера, а впоследствии фабриканта — Тонет. Он наладил массовый выпуск деревянной мебели из нескольких типов элементов. Его кресла, стулья, шезлонги, дешевые, легкие, прочные, завоевали буквально мировое признание.
Михаэль Тонет
Слайд 44 Всё более и более распространявшиеся автомобили, проектировавшиеся, как
правило, инженерами, стали постепенно изменять свой облик и превращаться из некоего подобия
кареты или экипажа в наделенную своей специфической формой машину.
Её кузов сужался и одновременно удлинялся вдоль продольной оси для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха при передвижении.
Слайд 45 Активно вторгались в быт всё новые и новые предметы:
телефон, граммофон и разного рода электрические приборы. Инженеры, промышленники на ощупь искали
формы этих совершенно новых, не знавших традиции предметов.
В результате на рубеже века в мире машин ещё господствовал очень неопределенный стиль или, вернее, отсутствовал какой-либо стиль. Правда, в некоторых деталях ощущался всё-таки привкус стиля модерн, но это никак не шло дальше поверхностной стилизации.
Слайд 46«Веркбунд»
и первый дизайнер
Петер Беренс
Слайд 47 В одной из самых развитых стран Европы — Германии в 1907 году
был основан производственный союз «Веркбунд», объединявший промышленников, архитекторов, художников, коммерсантов.
Они руководствовались пониманием того, что без органической увязки экономических и эстетических требований промышленного производства, технологии победить на международном рынке сбыта Германия не может. Основатель «Веркбунда» — архитектор Герман Мутезиус оставался до 1914 года президентом этого общества.
Союз «Веркбунд»
Слайд 48«Веркбунд» с самого начала своего существования поставил несколько основных задач:
реорганизацию ремесленного
производства на промышленной основе;
создание идеальных образцов для промышленного производства;
борьбу
с украшением и орнаментацией.
Петер Беренс. Электрический чайник, 1910 г. Энергосберегающая дуговая лампа, 1917 г.
Стеклянный павильон Таута на выставке Немецкого Веркбунда 1914 г. в Кёльне
Слайд 49 Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для
формирования нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много последователей как
в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова.
Петер Беренс. Зала, 1911 г.
П. Беренс. Управление завода «И. Г. Фарбениндустри»в Хёхсте (Гессен). 1925—26.
Петер Беренс
Слайд 50«Баухауз»—
первая школа
художественного
конструирования
Слайд 51 В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре был создан
«Баухауз» (буквально «Строительный дом»), первое учебное заведение, призванное готовить художников
для работы в промышленности. Школа, по мнению её организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Во главе «Баухауза» стал его организатор, прогрессивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса. В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна.
Вальтер Гропиус
Слайд 52 В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры
начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Мейер,
Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан.
Мис ван дер Роэ
Марсель Брейер
Василий Кандинский
Слайд 53 Не приходится говорить о том, что изделия «Баухауза» несли
на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для
того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие её геометрические формы.
Мебель Мис ван дер Роэ
Слайд 54 Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм
линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла.
Кофейники. В. Рёссгер
и Ф. Марби. 1924
Стул. М. Брейер. 1925
Чайники, например, могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте — из полукружия, полусферы и цилиндров.
Слайд 55 Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища
из тихого патриархального Веймара в промышленный город Дессау. Здесь по проекту самого Гропиуса
было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой архитектуры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, квартиры профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой архитектуры — разумной и функциональной.
Слайд 56 Прогрессивность «Баухауза», передовые взгляды его профессуры, открытая солидарность
с Советским Союзом вызывали недовольство местных властей. В 1930 году Мейер отстраняется от руководства
институтом и уезжает в Советскую Россию вместе с группой архитекторов. Во главе «Баухауза» становится замечательный архитектор Мис ван дер Роэ, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после приходя нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголи-Надь, навсегда уезжают из страны.
Слайд 57Зарождение дизайна
в Советском Союзе
Слайд 58 Первое десятилетие существования Советского государства оставило нам
богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового, современного
и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социалистической культуры.
В. Кандинский
Слайд 59 Постановлением Совнаркома за подписью В. И. Ленина, опубликованным 25 декабря 1920 года,
были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). Это
должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности».
Слайд 60 Руководители ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как
синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Возглавлявший
металлофакультет А. Родченко писал: «Поставил перед собой задачу выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подготовленного». Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров.
Студенты и педагоги ВХУТЕМАСА
Слайд 61 Темы студенческих курсовых проектов были разнообразны: киоски,
трансформирующаяся мебель, мелкие бытовые предметы (лампы, пепельницы, посуда и т. п.). Для
реализации учебных программ были организованы производственные мастерские, которые мыслились как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания — от архитектурных макетов до костюма.
Слайд 62 Целый отряд архитекторов, искусствоведов и художников поставил перед
собой цель — слияние своего искусства с новой жизнью, видел целью развития
искусства вхождение его в промышленное производство, в «делание вещей». Их называли «производственниками». Одними из наиболее интересных представителей этого нового течения в искусстве были В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова.
Владимир Татлин. «Восточный» фасад Памятника III Интернационалу, 1920 г.
Слайд 63 Дизайнерские разработки Родченко показывают, что он уделял
большое внимание вопросам художественного формообразования, которое рассматривал в тесной связи с социально-этической
ролью вещи в новом обществе. В 1925 году он разработал комплексное оборудование для рабочего клуба. Простота форм была здесь как бы новым эстетическим идеалом, противопоставлявшимся буржуазной роскоши. Широко использовались приемы трансформации (один предмет легко мог быть превращен в другой: диван превращался в парту, кресло — в кровать и т. д.).
Александр Родченко. Фрагмент интерьера Клуба рабочих, 1925 г.
Слайд 64 Уже в первые послереволюционные годы В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова,
а также Л. Лисицкий, братья Веснины и многие другие художники и архитекторы пытались заложить
основы новой, социалистической эстетической культуры.
Братья Веснины. Дворец труда, 1922 г.
Слайд 65 Новая Россия располагала хоть и немногочисленными, но широко образованными
и талантливыми инженерными кадрами, которые уже на заре XX века по-своему решали вопросы
эстетики и формообразования.
Инженер В. Шухов создавал удивительные по легкости и изяществу ажурные металлические конструкции.
Владимир Шухов. Радиобашня, 1919 г.
Первое в мире сооружение гиперболоидной формы — башня Шухова в Полибине
До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды покрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем.
Слайд 66 В 1920 году был создан первый русский трактор инженера Я. Мамина.
Конструкция его была предельно проста, управление отличалось исключительной легкостью, любой
малограмотный крестьянин мог быстро им овладеть.
Я. Мамин
Слайд 67 В 1924 году именно в Советской России впервые был создан
инженером Я. Гаккелем тепловоз. Накрытый общим «кожухом», он внешне радикально отличался
от паровоза и послужил прообразом будущих локомотивов и автобусов с их обтекаемой формой. Но, самое главное, работа машиниста здесь протекала в совсем иных условиях, нежели на паровозе,— кабина была закрытой, теплой, изолированной от шума, с прекрасным обзором.
Я. Гаккель
Слайд 68 Позднее, в тридцатых годах, наметились заметные сдвиги в области
нарастающего дизайнерского проектирования, перестройка его в расчете на массовое производство. Наиболее заметно
это было в тех областях, в которых технический уровень был относительно высоким. К таким областям в первую очередь относились железные дороги, бывшие и до революции одними из лучших в мире. Были созданы новые типы паровозов, тепловозов, электровозов.
Слайд 69 Особенно значительным событием в развитии советского дизайна было
создание прославленного Московского метрополитена, который с самого начала его проектирования и сооружения
мыслился как целостный архитектурно-транспортный комплекс. Архитекторы тут практически превратились в дизайнеров, решая не только архитектуру станций, но и архитектуру вагонов, и шрифт надписей, и форму эскалаторов, и местоположение проектируемых станций, и их увязку с наземным транспортом.
Метрополитен решался как система, обеспечивающая невиданный до того комфорт подземным пассажирам.
Слайд 70 В тридцатые годы — время всемерной поэтизации воздушных кораблей
и скоростей — идеи обтекаемости стали проникать в транспортную технику. Это отразилось и в новом
облике автомобилей, троллейбусов и даже паровозов (выпущенном в середине 30-х годов мощном локомотиве «ИС», например). Мягкие, плавные формы улучшили аэродинамические качества машин, позволили увеличить скорость.
Локомотив «ИС», 1926 г.
Слайд 71 В конце тридцатых годов технический прогресс нашей промышленности
позволил создать собственные модели автомобилей. Чем они характерны? Крылья были
поглощены корпусом, фары утоплены, исчезли подножки, машины приобрели обтекаемую, каплевидную форму. Таким был автомобиль «Победа», окончательно отработанный художником В. Самойловым в 1943 году. Для того времени это было новым словом.
Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа», 1943 г.
Слайд 72 Разумеется, в тридцатые годы было очень мало людей,
профиль работы которых приближался к дизайнерскому. Условия их работы были трудными,
их часто не понимали, результаты их трудов, рекомендации отвергались. Художественное конструирование развивалось лишь благодаря энтузиазму отдельных архитекторов, художников и инженеров В послевоенные годы дизайн всё больше стал внедряться в проектирование предметной среды. Появились специальные дизайнерские организации. В 1962 году вышло постановление правительства «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов Художественного конструирования». Это постановление сыграло большую роль в развитии отечественного дизайна. Был положен конец дизайну единичному, полукустарному, полупризнанному, начался период организованного дизайна, который уже не может идти ни в какое сравнение по темпам и размаху с тем, что делалось в 20–30-х годах.
Слайд 73Источники:
www.dizajneru.com
www.dizayne.ru
www.skzod.ru
www.arx.novosibdom.ru
www.100decor.ru
www.delfmebel.narod.ru
www.fotodecal.ru
www.vashsad.ua
www.molgvardia.ru
www.coral-com.ru
www.portal27.ru
www.kraft.ru
www.warhistory.violla.net
www.dic.academic.ru
и многие другие сайты Интернета