Слайд 1Приемы работы с информацией
Екатеринбург
Автор Миниханова С.А.
Слайд 2Что такое информация
Информация – это сведения или данные
Объективно отражающие различные
стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном
этапе развития общества;
Представляющие для него какой-либо интерес;
Материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения и обработки человеком или автоматизированными средствами.
Слайд 3Грамотное осуществление информационных процессов
Есть важная компетенция для человека в любой
отрасли и определяет
Его социальную востребованность
Поиск
Хранение
Переработка
Распространение
Успешность
его личностного роста
Важно донести до
учеников !
Слайд 4Немного статистики
Из исследований немецких ученых:
10% того, что он читает, человек
запоминает
20% того, что слышит,
30% того, что видит,
50-70% запоминается
при участии в групповых дискуссиях,
80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Аналогичные результаты были получены и российскими учёными.
Слайд 5Прием «SWOT - анализ»
Есть факт, понятие, тема.
Необходимо найти:
Сильные стороны (strengths)
Слабые
стороны (weaknesses)
Возможности (opportunities)
Угрозы (threats)
Слайд 6«SWOT - анализ»
Сильные стороны
(strengths)
Слабые стороны
(weaknesses)
Возможности
(opportunities)
Угрозы
(threats)
Тема, понятие , факт
Слайд 7Задание!
Сделать «SWOT - анализ»
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
(opportunities)
Угрозы
Профильное обучение в
старшей школе
Слайд 8Прием «ПОПС- формула»
Этот приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором
права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР.
Учитель получает возможность в считанные
минуты получить лаконичную информацию:
о степени «погружения» ученика в материал,
о степени понимания происходящих процессов,
о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
Ценность этого о приёма мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.
Слайд 9Прием «ПОПС- формула»
Позиция. «Я считаю, что………» или «Мне кажется, что…»,
«Я думаю, что…», «На мой взгляд…».
Обоснование. «Потому что………»
Подтверждение. «Подтверждается эта
мысль словами из текста………» или «Я могу это подтвердить……….»
Следствие. « Следовательно…………..»
Слайд 10Пример использования этого приема
П (позиция) - я считаю себя очень
ценным сотрудником
О (обоснование) – потому что обладаю всеми необходимыми для
этой работы навыками
П (подтверждение) – в качестве подтверждения я привожу свое портфолио и отзывы работодателей с прежних мест работы
С ( следствие) – поэтому я уверен, что моя кандидатура самая лучшая
Слайд 12Задание
Используя прием «ПОПС- формула», высказать свое мнение по вопросу
«Профильное обучение
в старшей школе»
Слайд 13Графическое структурирование информации позволяет учителю
1. Наглядно представить школьникам учебный материал
по отдельной теме, курсу;
2. Уменьшить объем информации, необходимой для запоминания,
за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
3. Развивает познавательный интерес
4. Активизирует учебно-познавательную деятельность
5. Систематическая и целенаправленная работа по преобразованию учебной информации в графический образ, способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.
Слайд 14Графические приемы
Какие графические способы представления информации вы используете на своих
уроках?
Блок-схемы,
Таблицы,
Графики,
Диаграммы и др.
Слайд 15Приемы работы с информацией, представленной в виде схем
Кластер,
Денотатный граф,
Рыбья кость,
Диаграмма
Венна.
Слайд 16Схема 1. «Кластер»
Кластер –от английского «cluster» – рой, гроздь, груда,
скопление;
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие
объемы информации;
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.
Слайд 18Задание индивидуальное
Рисуем кластер на тему
Образовательный процесс в старшей школе
Слайд 19Что позволяет определить анализ составленного кластера ?
1. Содержит ли кластер
какие-то принципиальные ошибки;
2. Умеет ли ученик выделять смысловые категории, слова;
3.
Умеет ли ученик устанавливать причинно-следственные связи;
4. Есть ли у ученик собственное видение предложенной темы;
5. Что ученик запомнил из пройденного материала;
6. Насколько сформировано у ученика системное мышление.
Слайд 20Кластер решает такие педагогические задачи
Активизируется деятельность учащихся;
Учащиеся учатся работать
в группе;
Учащиеся учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и
деятельности своих товарищей.
Слайд 21Примеры использование этот приема
1. Учитель сам представляет кластер перед тем,
как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит
дополнить этот кластер.
2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.
Слайд 22Что дает использование приема кластер на уроках самим обучающимся?
Развивает системное
мышление,
Учит детей систематизировать не только учебный материал, но и
свои оценочные суждения,
учит вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,
Развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций,
Способности к творческой переработке информации.
Слайд 27Еще одна из дидактических целей кластера
Возможность наглядного представления наличия
связей между понятиями, явлениями, относящимися к разным природным и социальным
объектам.
Такая работа учителя направлена на понимание обучающимися того, что в стандарте определяется, как метапредметный результат.
Кластер, представленный ниже, показывает, что положительные и отрицательные числа – это инструмент, позволяющий описывать различные процессы и явления в живой и неживой природе.
Слайд 29Схема 2 «Денотатный граф»
От лат. denoto — обозначаю, греч. –
пишу
Цель приёма
Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.
Слайд 30Ключевое слово (может быть словосочетание) или понятие
глагол
глагол
глагол
глагол
признак
признак
признак
признак
Слайд 31Баскетбол
формирует
воспитывает
развивает
поддерживает
Умение работать в коллективе
Мужество,
Волю,
Стойкость
Угол зрения
Выносливость
реакцию
Форму тела
Внешний вид
Слайд 34Задание!
Объединиться в группы по предмету;
Выбрать тему по своему предмету и
нарисовать денотатный граф;
Представить всей группе.
Слайд 37Задание в минигруппах (в паре)
Рисуем детонатный граф
Ключевая фраза
ФГГС СОО
Положительные эмоции
Отрицательные
эмоции
Слайд 38Схема3 «Диаграмма Венна»
Названа по имени английского логика Джона Венна»
Это графический
организатор, состоящий из нескольких пересекающихся кругов или кругов, входящих друг
в друга;
Позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении аспектов: фактов, понятий, явлений, имеющих различные и общие черты;
Это наглядное и удобное представление отношений между двумя или несколькими понятиями.
Слайд 40Реформа
Революция
Войны (локальная, мировая)
Слайд 41Спортивные игры
Олимпийские игры
Летние
Зимние
Тема «Виды игр» Урок физической культуры
Слайд 42Задание!
Объединиться в группы по предмету;
Нарисовать диаграмму Венна
Темы ФГОС СОО
ФГОС СОО
Представить результат работы группе.
Слайд 44Прием «Фишбоун»
«Fishbone»
Перевод с анг. - «Рыбная кость» или «Скелет
рыбы»
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора,
Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее:
наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем,
соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Слайд 45Как выглядит схема?
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные
в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном
выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы или причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) —суть понятий, подтверждающие наличие сформулированных причин, или факты, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Слайд 50Задание
Объединиться в группы по предмету
Составить схему «Фишбон», связанную с
темой урока(темы взяты из курса 10 – 11 классы)
Слайд 51Вопрос!
Что дает детям работа с этим приемом?
Они учатся работать в
группе или парах;
Они имеют возможность визуализировать причинно-следственные связи;
Они могут ранжировать
информацию по степени значимости, разместив более важную информацию ближе к голове рыбы;
У них развивается критическое мышление;
Они учатся давать оценку явлениям действительности.
Слайд 52Чему учит работа с этим приемам?
Учит:
анализу,
находить общее и
отличное в понятиях, явлениях, событиях,
Работать в группе.
Слайд 53Приём «ШЕСТЬ ШЛЯП»
Позволяет более рационально организовать мыслительный процесс.
Слайд 54Автор приема Эдвард де Бонэ
Любое событие, явление многообразно, противоречиво. Его
нельзя оценивать однозначно.
Кроме того решение умственных задач затруднено, на
то есть ряд причин:
1. Эмоции.
Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
2. Беспомощность.
Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше».
3. Путаница.
Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина
Как сделать, чтобы ученики в этом не запутались?
Слайд 55Прием исходит из идеи
Параллельного мышления. Как это понимать?
Традиционное мышление основано
на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе
часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.
Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 56Почему шляпы?
Шляпу легко надеть и снять.
Это относится и
к любой ситуации ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные
типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
Слайд 57Только факты
Эмоции
Позитивные стороны
Критика
Креатив, новые идеи
Организующая шляпа
Слайд 59Задание
1. Объединиться в 6 групп
2. Согласно цвету шляпы подготовить выступление
Тема
обсуждения «ФГОС старшей школы»
Слайд 60Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они
будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить
собственные идеи.
Песталоцци Иоганн Генрих
(1746 – 1827 г.г.)