Слайд 1Проблема периодизации психического развития
Слайд 2План:
Периодизация психического развития Л.С. Выготского;
К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте Д.Б. Эльконина;
Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского;
Современные тенденции
в решении проблемы периодизации психического развития.
Слайд 3Древнекитайская классификация
Молодость;
Возраст вступления в брак;
Возраст выполнения общественных обязанностей;
Познание собственных заблуждений;
Последний
период творческой жизни;
Желанный возраст;
Старость.
Слайд 4Классификация возрастов жизни по Пифагору
Период становления (весна);
Молодой человек (лето);
Человек в
расцвете сил (осень);
Старый и угасающий человек (зима).
Слайд 51. Периодизация психического развития Л.С. Выготского
Л.С. Выготский называл проблему возрастной
периодизации развития ≪центральной для всей детской психологии≫ и ≪ключом коивсем
вопросам практики≫
1 группа:
Периодизация Рене Заззо, Ст. Холл
2 группа:
Периодизация П.П. Блонского, В. Штерна; З. Фрейда.
Слайд 6П.П. Блонский
0-8 мес. до 2,5 лет – беззубое детство;
2,5 –
6,5 лет – детство молочных зубов;
6,5 и старше – детство
постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
Слайд 7В. Штерн
Раннее детство – до 6 лет;
Период сознательного учения с
6 до 14 лет;
Период юношеского созревания от 14 до 18
лет с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.
Слайд 83 группа: периодизация Гезелла.
От рождения до 1 года;
От 1 года
до 3-х лет;
От 3 до 18 лет.
Слайд 9Л.С. Выготский
Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к
самому развитию:
≪Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты
в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка≫
Слайд 10Выготский предложил на первый план выдвинуть понятие ≪психологический возраст≫ и
рассматривать возрастные периоды развития как ≪единицы≫ анализа детского развития.
В
работе ≪Проблема возраста≫, написанной в 1932—1934 гг., Выготский так сформулировал эту мысль: ≪Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития≫
Слайд 11Социальная ситуация
развития
это ≪совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста,
исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде всего социальной≫
Слайд 12Возрастные
н о в о о б р а з
о в а н и я
— это результаты, продукты возрастного
развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период
Слайд 13Структура психологического возраста включает :
1) социальную ситуацию развития, определяющую
2) ≪образ жизни ребенка, или его социальное бытие≫, в процессе
которого развиваются
3) новообразования в сфере сознания и личности.
Слайд 14накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие
со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и
построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Говоря словами Выготского, в этом состоит динамика развития в о з р а с т а .
Слайд 152 типа возрастных периодов
Критические периоды Стабильные периоды
Слайд 16
Периодизация, выстроенная Выготским:
— кризис новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1
год);
— кризис одного года;
— раннее детство (1 — 3 года);
—
кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет);
— кризис семи лет;
— школьный возраст (8—12 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (14—17 лет);
— кризис 17 лет.
Слайд 172. Периодизация
Д.Б. Эльконина
Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к
условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе
осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования.
Психологический возраст:
Социальная ситуация развития;
Ведущая деятельность;
Основные новообразования.
Слайд 18ведущая деятельность
Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как
критерий выделения психологических возрастов.
В каждом возрасте имеется система различных видов
деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.
Слайд 19Ведущая деятельность
— это не та деятельность, которая занимает у ребенка
больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для
психического развития:
— в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
— в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
Слайд 20Периодизация Д.Б. Эльконина
— кризис новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1
год) — непосредственно эмоциональное общение со взрослым;
— кризис одного года;
—
ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная
(предметно-манипулятивная) деятельность;
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
— кризис семи лет;
— младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
— кризис 11 — 12 лет;
— подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
— кризис 15 лет.
Слайд 213. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского
Эпоха детства:
Раннее детство;
Дошкольное детство;
Младший
школьный возраст.
Эпоха отрочества.
Эпоха юности.
Слайд 224. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
А.Н. Леонтьев
Л.И.
Божович
В.В. Давыдов
М.И. Лисина
А.В. Петровский
Д.И. Фельдштейн
Слайд 23В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман
I. Оживление (от рождения до 12
месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную,
психосоматическую индивидуальность.
II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое ≪Я сам!≫), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
V. У н и в е р с а л и з а ц и я (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в ≪свое другое≫. Бого-человечество как со-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия.
Слайд 24Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной
жизни в постиндустриальную информационную эпоху.
Конец XX — начало XXI
в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр.
Категории ≪идея возраста≫, ≪культурный возраст≫, по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой ≪лестницы возрастов≫ к неопределенности индивидуального развития.
Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий.