Слайд 1Проблема самосознания в психологии
Слайд 2Общая характеристика самосознания (1)
С.Л. Рубинштейн:
«Без сознания и самосознания не
существует личности»
Личность не сводима к ее сознанию и самосознанию,
но и невозможна без них
Самосознание не надстраивается над личностью, а включается в этот процесс развития личности в качестве его момента, стороны, компонента
«Я сегодня сам не свой»
Личность ≠ Я (эксперименты С. Милгрэма, Ф. Зимбардо)
Слайд 3Эксперимент С. Милгрэма
26 из 40 человек дошли до отметки в
450 вольт
Из 40 "учителей" пятеро остановились в тот момент, когда
"ученик" потребовал прекратить эксперимент (на отметке в 300 вольт)
Слайд 4Общая характеристика самосознания (2)
Самосознание – ориентировка человека в собственной личности,
осознание себя как «Я»
Самосознание личности существует как знание «Я», как
переживание и созерцание «Я», объяснение и интерпретация жизненных проявлений «Я», как присвоение и обобщение знания о деяниях «Я» (Е.Б. Старовойтенко)
Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в этом мире, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать свой внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его
Слайд 5Проблема «Я» в психологии
У. Джеймс
(1842-1910)
Предметом непосредственно психологических исследований проблема
«Я» становится лишь в конце XIX века, и сразу начинает
разрабатываться в столь разнородных направлениях, что их трудно каким-либо образом упорядочить
(А.Н. Славская)
Слайд 6У. Джеймс: «Я» (self)
Чистый опыт
Эмпирическое «Я»
(I) (me)
Слайд 7Знаменитая формула У.Джеймса
Успех
Самоуважение =
Притязания
Слайд 8Проблема «Я» в психологии
(self-zoo)
самоотношение
самоприятие
Я-концепция
Я-образ
самоуважение
самооценка
самоодобрение
чувство собственного достоинства
саморегуляция
самосознание
самоэффективность
самовосприятие
Слайд 9Я-концепция
«Я-концепция» – это система относительно устойчивых и осознанных представлений человека о самом
себе; переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности
и их оценка
Слайд 11Когнитивная подструктура
Самопознание
Я-образ
Виды Я-образов: «реальное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я»,
«должное Я», «изображаемое Я», «динамическое Я», «зеркальное Я»
Модель М. Розенберга:
отчетливость осознания
субъективная значимость
когнитивная сложность
согласованность
устойчивость
адекватность
Слайд 12Оценочная подструктура
Самооценивание самооценка
Виды самооценки:
Общая и частные
Высокая и низкая
Адекватная и неадекватная
Стабильная и
изменчивая
Эксплицитная и имплицитная
Независимая и зависимая
Оптимальная и «хрупкая»
Слайд 13Общая самооценка базируется на частных самооценках
ИЛИ
«Восходящая» теория (bottom-up theory)?
«Нисходящая» теория (top-down theory)?
Общая самооценка - устойчивая личностная диспозиция, выступающая
в качестве общего основания для частных самооценок
Слайд 14Высокая или низкая самооценка: что лучше?
Высокая самооценка
важнейший психологический ресурс человека
безусловное
благо
необходимый компонент и источник полноценной, гармоничной жизни
является универсальной
и фундаментальной человеческой потребностью
Низкая самооценка
ведет к различным формам девиантного поведения и социальной дезадаптации
является причиной развития криминальных наклонностей индивида
обусловливает низкие академические достижения
подростковую беременность и проституцию
наркоманию и алкоголизм
Self-esteem movement
Слайд 15Низкая самооценка
Два открытия
Р. Баумейстера:
Уровень низкой самооценки в абсолютном отношении
– средний
Путаная Я-концепция:
Неопределенная
Изменяющаяся
Непоследовательная
Слайд 16Нет широкого распространения низкой самооценки
Низкая самооценка не является противоположной высокой
самооценке
Объективные методы резко снижают (или не обнаруживают) корреляцию между способностями
(или позитивными чертами) и высокой самооценкой
Лонгитюдные методы не обнаруживают, что низкая самооценка обусловливает многие социальные проблемы
Низкая самооценка – реалистичная самооценка?
Современные данные
чаще проявляют эффект «выше среднего»
воспринимают себя через «розовые очки»
прибегают к «позитивным иллюзиям» в ситуации угрозы их собственной Я-концепции
Высокая самооценка
Слайд 17делинквентность
насилие по отношению к другим
расовые предрассудки
злоупотребление курением
появление трудностей в
образовании
возникновение алкоголизма и наркомании
суицид и суицидальные попытки
развитие депрессии
пищевые нарушения
Ощущение
счастья
Слайд 18Оценочная подструктура
Виды самооценки:
Общая и частные
Высокая и
низкая
Адекватная и неадекватная
Стабильная и изменчивая
Эксплицитная и имплицитная
Независимая и зависимая
Оптимальная
и «хрупкая»
Аффект неадекватности
Депрессивный реализм?
Слайд 20Оптимальная самооценка
Чувство самоценности
Чувство собственной компетентности или эффективности
Цели
человека с оптимальной («здоровой») самооценкой сфокусированы не на стремлении достичь
самоуважения, а на стремлении к знаниям, личностному и профессиональному росту, достижению благополучия других и т. д.
Слайд 21Оптимальная самооценка
(Bluestein J., 2001)
независимость чувства самоценности от мнений других
людей, собственных достижений или других внешних факторов (сатус; материальное благополучие,
внешний вид и т.д.)
резистентность к сравнению с другими в определении собственной ценности
реалистичная оценка себя, осознание собственных недостатков, ограничений и несовершенств без потери чувства собственного достоинства
готовность рисковать, заблуждаться и ошибаться, готовность к конфликту, способность сказать «нет» и защитить себя
самопринятие и одновременно постоянное стремление к развитию
высокая степень настойчивости даже при столкновении с фрустрацией, неудачей или разочарованием
способность к долгосрочному планированию и целеполаганию, вера в достижение собственных целей, благодаря усилиям и настойчивости
Слайд 22Эмоциональная подструктура
Самоотношение эмоциональное
отношение к себе
Приятие, любовь, симпатия,
самоуважение
или
Неприятие, отрицание,
антипатия, недовольство
Слайд 23Механизмы самооценивания и формирования Я-образа
Достижения субъекта в различных видах деятельности
(У. Джеймс)
Усвоение оценок других людей (Ч. Кули; Д. Мид)
Высокая компетентность
и высокий статус
Привлекательность группы
Степень соответствия между желаемой и реальной самооценкой
Благожелательность оценок
Степень доверия к «источнику» оценки
Социальное сравнение
Самоатрибуция (Д. Бем)
Временное сравнение
Слайд 24Модель взаимодействия двух факторов (С. Хартер)
Слайд 25Поведенческая подструктура
Саморегулирование потенциальное
поведение,
самоэффективность
Я-концепция определяет
действия человека в той или иной ситуации
интерпретацию опыта, действий других людей
ожидания индивида
способы самопрезентации: ублажающая и самоконструирующая стратегии
Слайд 26Высокая СО
Низкая СО
Стратегия самовозвышения (самовозвеличивания)
Защитная стратегия
«умаление других»
фокусировка на своих
недостатках и на их исправлении
самоуничижение
Стратегии поведения в ситуации угрозы Я-концепции
Слайд 28Способы поддержания и защиты Я-образа и самооценки
избирательность круга знакомств
дискредитация
других
нисходящее сравнение
«модель поддержания самооценки» (A. Tesser)
«ложная скромность»
приукрашивание себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления
манипулирование параметрами и их значимостью
создание препятствий
доверие к лести
асимметрия каузальной атрибуции
Эффект ложного консенсуса
Эффект ложной уникальности
Слайд 29Источники самооценки
Что детям осознанно и неосознанно передают родители
(В.В. Столин):
Ценности, нормы, стандарты, параметры оценок и самооценок
Образ самого себя,
как обладающего теми или иными способностями и качествами
Отношение к ребенку и конкретную оценку ребенка
Чужую самооценку (самооценка родителей, педагогов), которая может быть усвоена
Слайд 30Условия формирования низкой самооценки
Требования от детей
послушания
умения подстраиваться по других людей
зависимости
от взрослых в повседневной жизни
бесконфликтного взаимодействия со сверстниками
Безразличие незаинтересованность в
благополучии и развитии ребенка
Подчеркивают, что ребенок «плохой»
Ограничивают жизненный опыт ребенка, оберегают от всех ситуаций, которые им не нравятся
Скорее критикуют самого ребенка, а не его поведение
Не поощряют достаточно за усилия, только за «пятерки»
Всегда бывают правыми и имеют право решающего голоса
Пытаются мотивировать ребенка путем сравнения с другими
Слайд 31Условия формирования оптимальной самооценки
Внимательное и заботливое отношение к ребенку в
сочетании с требовательностью
Восприятие ребенком родителей как успешных
Подчеркивают ценность стремления к
совершенству («расширение горизонтов» и «маленькие шаги»)
Замечают, когда ребенок бывает хорошим
Критикуют поведение, но не ребенка
Позволяют ребенку принимать решения и … ошибаться
Поощряют усилия, а не только результаты
Проявляют интерес к тому, чем ребенок занимается
Обеспечивают разнообразие в образе жизни ребенка
Поддерживают общение с другими детьми
Позволяют ребенку выигрывать (побеждать) достаточно часто