Разделы презентаций


Простейшие СМО

Содержание

Агнер Краруп Эрланг 1878-1929гг., родился в Дании Пришел в Копенгагенскую Телефонную Компанию в 1908 году как научный сотрудник и позднее глава лаборатории Применил теорию вероятности к проблемам телефонного трафика Его

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обнинский Институт Атомной Энергетики

Обнинский Институт Атомной Энергетики

Слайд 2Агнер Краруп Эрланг 1878-1929гг., родился в Дании
Пришел в Копенгагенскую Телефонную

Компанию в 1908 году как научный сотрудник и позднее глава

лаборатории
Применил теорию вероятности к проблемам телефонного трафика
Его первая работа была издана в 1909 году и доказывала, что телефонные звонки распределены беспорядочно во времени и подчиняются распределению Пуассона
Агнер Краруп Эрланг 1878-1929гг.,  родился в Дании Пришел в Копенгагенскую Телефонную Компанию в 1908 году как

Слайд 3Простейшие СМО
n-канальная СМО с отказами (M|M|n) - задача Эрланга






Простейшие СМОn-канальная СМО с отказами (M|M|n) - задача Эрланга

Слайд 4n-канальная СМО с отказами (M|M|n)-задача Эрланга






n-канальная СМО с отказами (M|M|n)-задача Эрланга

Слайд 5Показатели эффективности






Показатели эффективности

Слайд 6Показатели эффективности






Показатели эффективности

Слайд 7Пропускная способность
Q=1-Ротк –
относительная
A=λQ –
абсолютная

Показатели эффективности

Пропускная способностьQ=1-Ротк – относительная	A=λQ – абсолютнаяПоказатели эффективности

Слайд 8k= 0 1 2 3 …

n
p0 p1 p2 p3 …

pn

kср = 0 ⋅ pо + 1 ⋅ p1 + 2 ⋅ p2 + ... + n ⋅ pn

kср=A/μ

Показатели эффективности



k=  0  1  2  3 … n     p0 p1

Слайд 9




M|M|n - задача Эрланга
Пример
Станция связи с тремя каналами (n=3), интенсивность

потока заявок λ= 1,5 (заявки в минуту);
среднее время обслуживания

одной заявки tобсл=2 (мин),
все потоки событий - простейшие.
Найти финальные вероятности состояний и характеристики эффективности СМО: А, Q, Pотк , kср .
M|M|n - задача ЭрлангаПримерСтанция связи с тремя каналами (n=3), интенсивность потока заявок λ= 1,5 (заявки в минуту);

Слайд 10Пример 1. Имеется станция связи с тремя каналами (n=3),
интенсивность

входного потока λ= 1,5 заявки в минуту;
среднее время обслуживания

одной заявки tобсл=2 мин, все потоки событий − простейшие.
Найти финальные вероятности состояний и характеристики эффективности СМО: А, Q, Pотк , kср .
Найти число каналов, при котором вероятность отказа в обслуживании не превышает 0,1.
Пример 1. Имеется станция связи с тремя каналами (n=3), интенсивность входного потока λ= 1,5 заявки в минуту;

Слайд 13





М|М|1 с бесконечной очередью

М|М|1 с бесконечной очередью…

Слайд 14

p0=1-ρ





Как бы ни была нагружена система с очередью, если только

она вообще справляется с потоком заявок (ρ < 1),

самое вероятное число заявок в системе - 0.
p0=1-ρ…Как бы ни была нагружена система с очередью, если только она вообще справляется с потоком заявок (ρ

Слайд 15Одноканальная СМО с неограниченной очередью









Найдем среднее число заявок в СМО

Lсист .
Случайная величина Z — число заявок в системе

— имеет возможные значения 0, 1, 2, ..., k, ... с вероятностями р0 , p1, р2, ..., рk, ...
Одноканальная СМО с неограниченной очередьюНайдем среднее число заявок в СМО Lсист . Случайная величина Z — число

Слайд 16



Рзан=1-pо=ρ


Рзан=1-pо=ρ

Слайд 17Пример
Одноканальная СМО - железнодорожная сортировочная станция, на которую поступает простейший

поток составов с интенсивностью λ=2 (состава в час).
Обслуживание (расформирование)

состава длится случайное показательное время со средним значением tобсл=20 мин.
В парке прибытия станции имеются два пути, на которых могут ожидать обслуживания прибывающие составы; если оба пути заняты, составы вынуждены ждать на внешних путях.
ПримерОдноканальная СМО - железнодорожная сортировочная станция, на которую поступает простейший поток составов с интенсивностью λ=2 (состава в

Слайд 18 Найти (для

стац. режима работы станции):
среднее число составов Lсист, связанных со

станцией,
среднее время Wсист пребывания состава при станции (на внутренних путях, на внешних путях и под обслуживанием),
среднее число Lоч составов, ожидающих очереди на расформирование (все равно на каких путях),
среднее время Wоч пребывания состава в очереди,
среднее число составов, ожидающих расформирования на внешних путях Lвнеш и среднее время этого ожидания Wвнеш,
суммарный суточный штраф Ш, который придется заплатить станции за простои составов на внешних путях, если за один час простоя одного состава станция платит штраф а (руб.).
Найти    (для стац. режима работы станции): среднее число составов

Слайд 19Решение
Интенсивность обслуживания μ=3 (состава/час), ρ=2/3,
Тогда

- Lсист=2


- Lоч=4/3 (состава)
Соответственно, по формулам Литтла Wсист=1 (час), Wоч=2/3 (час).
Очередь на внешних путях начинается с состояния номер 4 − и т.д.

Lвнеш= Lвнеш = 16/27 (состава), Wвнеш=8/27 (час).
Средний суточный штраф Ш за ожидание составов на внешних путях получим, перемножив среднее число составов, прибывающих на станцию за сутки, среднее время ожидания состава на внешних путях и часовой штраф а:
Ш=2*24*8/27*а=а*128/9)


РешениеИнтенсивность обслуживания μ=3 (состава/час), ρ=2/3, Тогда

Слайд 20Многоканальная СМО с неограниченной очередью

Номер состояния системы равен числу заявок

в системе:
S0 − в СМО заявок нет (все каналы свободны),


S1 − занят один канал, остальные свободны,
S2 − занято два канала, остальные свободны,

Sk − занято k каналов, остальные свободны,
Sn − заняты все п каналов (очереди нет),
Sn+1 − заняты все п каналов, одна заявка в очереди,
Sn+r − заняты все п каналов, r заявок стоит в очереди, …
Многоканальная СМО с неограниченной очередьюНомер состояния системы равен числу заявок в системе:S0 − в СМО заявок нет

Слайд 22Характеристики эффективности
Абсолютная пропускная способность СМО А равна среднему числу

заявок, поступающих в систему в единицу времени - λ
Среднее

число занятых каналов
kср =A/μ= ρ − это справедливо для любой СМО с неограниченной очередью
Найдем среднее число заявок в системе Lсист и среднее число заявок в очереди Lоч.
Lоч=



Lсист=Lоч+ρ

Деля выражения для Lоч и Lсист на λ, по формулам Литтла получим средние времена пребывания заявки в очереди и в системе.


Характеристики эффективности Абсолютная пропускная способность СМО А равна среднему числу заявок, поступающих в систему в единицу времени

Слайд 23Пример
Железнодорожная касса по продаже билетов с двумя окошками - двухканальная

СМО с неограниченной очередью, устанавливающейся сразу к двум окошкам.
Касса

продает билеты в два пункта: А и В. Интенсивность потока заявок для обоих пунктов А и В одинакова λА= λВ = 0,45, в сумме они образуют общий поток заявок с интенсивностью λА + λв = 0,9.
Кассир тратит на обслуживание пассажира в среднем 2 мин.
У кассы скапливаются очереди.
Предложение: вместо одной кассы, продающей билеты и в А, и в В, создать две специализированные кассы, продающие билеты одна - только в пункт А, другая - только в пункт В. Требуется проверить полезность предложения расчетом.

Все потоки событий – простейшие
ПримерЖелезнодорожная касса по продаже билетов с двумя окошками - двухканальная СМО с неограниченной очередью, устанавливающейся сразу к

Слайд 25Одноканальная СМО с ограниченной очередью
число заявок в очереди ограничено (не

может превосходить некоторого заданного m
Найти:
pi − финальные вероятности

состояний
Ротк − вероятность отказа,
А − абсолютную пропускную способность,
Рзан − вероятность того, что канал занят,
Lоч − среднюю длину очереди,
Lсист − среднее число заявок в СМО,
Wоч − среднее время ожидания в очереди,
Wсиcт − среднее время пребывания заявки в СМО .
Одноканальная СМО с ограниченной очередьючисло заявок в очереди ограничено (не может превосходить некоторого заданного m Найти: pi

Слайд 26Вер{канал занят}=1-Вер{канал свободен}=1− p0.
Pотк=Вер{заняты все места в
очереди}=pm+1=
Тогда относительная пропускная

способность
Q=1-Pотк=
Абсолютная пропускная способность А=λQ.


Вер{канал занят}=1-Вер{канал свободен}=1− p0.Pотк=Вер{заняты все места в очереди}=pm+1=Тогда относительная пропускная способность     Q=1-Pотк=Абсолютная пропускная

Слайд 27Пример 2. Банк принимает решение об открытии филиала, рассматривая его

как многоканальную систему с отказами.
Входной поток − простейший с

интенсивностью λ.
Производительность каждого канала μ.
Обслуживание одной заявки приносит средний доход С1. Создание одного канала обслуживания требует средних издержек С2, а эксплуатация одного канала в единицу времени − С3. Определить время τ, через которое филиал банка начнет приносить прибыль.
Пример 2. Банк принимает решение об открытии филиала, рассматривая его как многоканальную систему с отказами. Входной поток

Слайд 28Решение. В стационарном режиме средний доход, приносимый СМО за время

τ,
D(τ) =АС1τ,
где А − абсолютная пропускная способность (среднее

число заявок, обслуживаемых СМО в единицу времени),
Аτ − среднее число заявок, обслуживаемых СМО за время τ.
А= μkср,
где kср − среднее число занятых каналов. Поэтому
D(τ) =С1μkсрτ
Средние издержки за это же время
Сср(τ)=С3kсрτ+С2n.
Решение. В стационарном режиме средний доход, приносимый СМО за время τ, D(τ) =АС1τ, где А − абсолютная

Слайд 29D(τ)=Сср(τ)

время, после которого СМО будет приносить прибыль,

D(τ)=Сср(τ)время, после которого СМО будет приносить прибыль,

Слайд 30 Пример 3.
При строительстве контакт-центра необходимо

оптимизировать количество операторских мест.

Для

этого нужно знать
среднюю продолжительность разговора,
среднее время поствызовной обработки,
среднее количество вызовов в час и
предпочтительный уровень обслуживания.
Пример 3.  При строительстве контакт-центра необходимо оптимизировать количество операторских мест.

Слайд 31Пусть средняя продолжительность разговора равна 160 с, количество звонков –

240 в час,
время поствызывной обработки –

10 c,
уровень обслуживания – 80/20 (20% заявок получают отказ в обслуживании).
Решение. λ=240 звонков/ч=4 звонков/мин=1/15 зв./сек, интенсивность обслуживания μ=1/(160+10)сек=1/170 звонков/сек, ρ=λ/μ=170/15=34/3.
Pотк=0,2, отсюда следует, что среднее число занятых операторов (каналов)= ρ∙Q=0,8·34/3=9.
Поскольку уровень загрузки оператора должен быть примерно 75 % (оператор каждый час имеет перерыв 15 мин), то среднее количество операторов равно 12.
Пусть средняя продолжительность разговора равна 160 с, количество звонков – 240 в час,   время поствызывной

Слайд 32СМО с ограниченным временем ожидания
M/M/n, очередь бесконечна, но время пребывания

заявки в очереди ≤ Точ со средним значением tоч.

Тогда на каждую заявку, стоящую в очереди, действует как бы поток “уходов” с интенсивностью

Если этот поток – пуассоновский, то процесс в СМО – марковский.


СМО с ограниченным временем ожиданияM/M/n, очередь бесконечна, но время пребывания заявки в очереди ≤ Точ со средним

Слайд 33
μ

2μ 3μ …

nμ nμ+ν … nμ+rν …

λ λ λ … λ λ λ … λ λ …


μ            2μ

Слайд 34обозначим β=ν/μ


обозначим β=ν/μ

Слайд 35Замкнутые системы массового обслуживания
Рабочий-наладчик обслуживает n станков. Каждый станок может

с интенсивностью λ в любой момент выйти из строя и

потребовать обслуживания. Вышедший из строя станок останавливается. Если рабочий свободен, он берется за наладку станка, на это он тратит среднее время
t =1/μ,
где μ - интенсивность потока обслуживания (наладок).
Если рабочий занят, станок становится в очередь на обслуживание.
Замкнутые системы массового обслуживанияРабочий-наладчик обслуживает n станков. Каждый станок может с интенсивностью λ в любой момент выйти

Слайд 36nλ (n-1)λ

(n-2)λ … λ
μ

μ μ … μ

Номер состояния равен числу неисправных станков



nλ        (n-1)λ     (n-2)λ …

Слайд 37 Абсолютная пропускная способность А –
это “среднее количество

заявок, прошедших через систему в единицу времени”,
в случае замкнутой

системы это
“среднее число неисправностей, устраняемых рабочим в единицу времени”.
Рабочий занят наладкой станка с вероятностью
Pзан=1-p0.
Если он занят, то обслуживает μ станков в единицу времени, значит, абсолютная пропускная способность системы
A=(1-p0)μ
Абсолютная пропускная способность А – это “среднее количество заявок, прошедших через систему в единицу времени”,

Слайд 38Относительная пропускная способность Q=1, т.к. каждая заявка в конце концов

будет обслужена.
Среднее число неисправных станков ϖ найдем через абсолютную пропускную

способность: Каждый исправный станок порождает поток неисправностей с интенсивностью λ, в среднем работает (n-ϖ) станков, все неисправности устраняются рабочим, следовательно,
(n-ϖ)λ=(1-p0)μ,
откуда
,
или
ϖ=n-(1-p0)/ρ


Относительная пропускная способность Q=1, т.к. каждая заявка в конце концов будет обслужена.Среднее число неисправных станков ϖ найдем

Слайд 39Среднее число заявок в системе

Lсист=ϖ.
Среднее число заявок в очереди
Lоч=Lсист -Mν,
где ν - число станков на обслуживании.
Очевидно, что это случайная величина с рядом распределения


ее мат.ожидание Мν=1-p0.
Тогда Lоч=ϖ-(1-p0)=n-(1-p0)(1+1/ρ).
Зная среднее число неисправных станков ϖ и производительность q исправного станка в единицу времени, можно оценить среднюю потерю производительности группы станков в единицу времени за счет неисправностей
Q=qϖ.


Среднее число заявок в системе

Слайд 40Пример
Рабочий обслуживает группу из трех станков. Каждый станок останавливается в

среднем 2 раза в час. Процесс наладки занимает у рабочего

в среднем 10 мин. Определить характеристики замкнутой СМО:
вероятность занятости рабочего;
абсолютную пропускную способность А;
среднее количество неисправных станков;
среднюю относительную потерю производительности группы станков за счет неисправностей.
ПримерРабочий обслуживает группу из трех станков. Каждый станок останавливается в среднем 2 раза в час. Процесс наладки

Слайд 41Немарковские СМО
n-канальная СМО с отказами,
с простейшим потоком заявок и


произвольным распределением
времени обслуживания
- M| G| n с

отказами -

Формулы Эрланга справедливы
и при произвольном распределении
времени обслуживания





Немарковские СМОn-канальная СМО с отказами, с простейшим потоком заявок и произвольным распределением времени обслуживания  - M|

Слайд 42M|G|n с отказами

M|G|n с отказами

Слайд 43M|G|n с отказами
Формулы Эрланга










M|G|n с отказамиФормулы Эрланга

Слайд 44Показатели эффективности
Пропускная способность
Q=1-Ротк – относительная
A=λQ – абсолютная
kср=A/μ - среднее число

занятых

каналов

Показатели эффективностиПропускная способностьQ=1-Ротк – относительная	A=λQ – абсолютнаяkср=A/μ - среднее число занятых

Слайд 45Немарковские СМО




Одноканальная СМО
с неограниченной очередью, простейшим потоком заявок и


произвольным распределением
времени обслуживания
M| G| 1 с бесконечной

очередью



Немарковские СМООдноканальная СМО с неограниченной очередью, простейшим потоком заявок и произвольным распределением времени обслуживания M| G| 1

Слайд 46M| G| 1 с бесконечной очередью
Время обслуживания распределено по произвольному

закону
с мат. ожиданием tμ и
среднеквадратическим отклонением σμ

Коэффициент вариации

νμ= σμ/ tμ
M| G| 1 с бесконечной очередьюВремя обслуживания распределено по произвольному закону с мат. ожиданием tμ и среднеквадратическим

Слайд 47Формулы Поллачека-Хинчина

Формулы Поллачека-Хинчина

Слайд 48M|M|1
Время обслуживания распределено по экспоненциальному закону
с мат. ожиданием tμ

и
среднеквадратическим отклонением σμ= tμ

Коэффициент вариации νμ= σμ/ tμ

=1!

M|M|1Время обслуживания распределено по экспоненциальному закону с мат. ожиданием tμ и среднеквадратическим отклонением σμ= tμ Коэффициент вариации

Слайд 49M|G|1 ?M|M|1

M|G|1 ?M|M|1

Слайд 50M|D|1
Время обслуживания не является случайным – tμ,
среднеквадратическое отклонение σμ=0

Коэффициент

вариации νμ= σμ/ tμ =0!

M|D|1Время обслуживания не является случайным – tμ, среднеквадратическое отклонение σμ=0Коэффициент вариации νμ= σμ/ tμ =0!

Слайд 51M|G|1?M|D|1

M|G|1?M|D|1

Слайд 52Немарковские СМО




Одноканальная СМО
с произвольным потоком заявок и произвольным распределением


времени обслуживания
– G| G| 1 с ∞ очередью -

Немарковские СМООдноканальная СМО с произвольным потоком заявок и произвольным распределением времени обслуживания – G| G| 1 с

Слайд 53G| G| 1 с ∞ очередью
Время обслуживания распределено по произвольному

закону
с мат. ожиданием tμ =1/μ и
среднеквадратическим отклонением σμ

Коэффициент

вариации νμ= σμ/ tμ
0< νμ<1
G| G| 1 с ∞ очередьюВремя обслуживания распределено по произвольному закону с мат. ожиданием tμ =1/μ и

Слайд 54G| G| 1 с ∞ очередью
Время между заявками распределено по

произвольному закону
с мат. ожиданием tλ=1/λ и
среднеквадратическим отклонением σλ
Коэффициент

вариации νλ = σλ / tλ
0< νλ<1

G| G| 1 с ∞ очередьюВремя между заявками распределено по произвольному закону с мат. ожиданием tλ=1/λ и

Слайд 55G|G|1 с бесконечной очередью
Неравенство Файнберга


G|G|1 с бесконечной очередьюНеравенство Файнберга

Слайд 56Пример
В СМО поступают заявки в среднем через 15 мин, коэффициент

вариации равен 0,4.
Обслуживание происходит с интенсивностью 5 заявок в час,

коэффициент вариации времени обслуживания равен 0,7.
Оценить среднюю длину очереди

ПримерВ СМО поступают заявки в среднем через 15 мин, коэффициент вариации равен 0,4.Обслуживание происходит с интенсивностью 5

Слайд 57Пример
16/25*(0,16+0,49)*2,5-0,4*0,84

Пример16/25*(0,16+0,49)*2,5-0,4*0,84

Слайд 58Пример
Если входной поток – простейший, то
Loch= 2,4
Loch = 16/25*(1+0,49)*2,5
Woch=2,4/4=0,6 ч=36

мин

ПримерЕсли входной поток – простейший, тоLoch= 2,4Loch = 16/25*(1+0,49)*2,5Woch=2,4/4=0,6 ч=36 мин

Слайд 59Многоканальные немарковские СМО
Среднее число занятых каналов
kср=ρ

Многоканальные немарковские СМОСреднее число занятых каналов kср=ρ

Слайд 60Многоканальные немарковские СМО
Если каналов много (по крайней мере >5),
то

поток обслуживания практически близок к простейшему.
Тогда можно использовать результаты

для системы М|M|n.
Многоканальные немарковские СМОЕсли каналов много (по крайней мере >5), то поток обслуживания практически близок к простейшему. Тогда

Слайд 61Многоканальные немарковские СМО
Когда входной поток заведомо не простейший


В этом случае можно подобрать две одноканальные СМО,

из которых одна по своей эффективности «лучше» данной многоканальной, а другая— «хуже» (очередь больше, время ожидания больше).
Многоканальные немарковские СМО  Когда входной поток заведомо не простейший   В этом случае можно подобрать

Слайд 62«Худший» вариант (пессимистическая оценка)
n-канальную СМО на

п


одноканальных


На каждую СМО будет поступать
поток Эрланга п-го порядка
с коэффициентом вариации νλ =1/√n

Коэффициент вариации времени обслуживания – тот же G|G|1



λ

n

«Худший» вариант (пессимистическая оценка)n-канальную СМО      на  п

Слайд 63«Лучший» вариант (оптимистическая оценка)
n-канальную СМО

одной

одноканальной,
но с интенсивностью потока обслуживания в n раз большей, чем у данной, т.е. равной пμ
ρ ? ρ´= ρ/n


«Лучший» вариант (оптимистическая оценка)n-канальную СМО       одной

Слайд 64Пример
Служба “Такси” хочет оптимизировать свою работу. Известно, что поток требований

на обслуживание имеет интенсивность λ=50 заявок/час, а время обслуживания распределено

по экспоненциальному закону с мат.ожиданием 15 мин. Затраты на содержание автомашин пропорциональны их количеству – С1=k1*n, а поступления - числу обслуженных заявок.
Определить необходимое количество автомашин в фирме, чтобы вероятность отказа в обслуживании не превышала 5%, а прибыль была максимальна.
ПримерСлужба “Такси” хочет оптимизировать свою работу. Известно, что поток требований на обслуживание имеет интенсивность λ=50 заявок/час, а

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика