Разделы презентаций


Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт

Содержание

СодержаниеВведение Типичные проблемыПринципы психологического сопровождения по Н. Л . Коноваловой Принципы психологического сопровождения(Казакова Е. И.)Механизмы психологического сопровождения Цели и задачи психологического сопровожденияОсновные функции психологического сопровожденияСписок литературы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Работу выполнила студентка 1 курса,

4 гр:
Овчарова Вероника
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра

начального образования
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опытРаботу выполнила студентка 1 курса, 4 гр:Овчарова ВероникаФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»Академия

Слайд 2Содержание
Введение
Типичные проблемы
Принципы психологического сопровождения по Н. Л . Коноваловой


Принципы психологического сопровождения(Казакова Е. И.)
Механизмы психологического сопровождения
Цели и задачи

психологического сопровождения
Основные функции психологического сопровождения
Список литературы
СодержаниеВведение Типичные проблемыПринципы психологического сопровождения по Н. Л . Коноваловой Принципы психологического сопровождения(Казакова Е. И.)Механизмы психологического сопровождения

Слайд 3 Психологическое сопровождение – процесс сотрудничества взрослого с ребенком; это достижение

взрослым совместности переживаний, действий и размышлений с ребенком, в результате

чего происходят качественно позитивные изменения в ученике: улучшение самочувствия, формирование и развитие успешных полезных навыков, снятие или разрешение проблем и облегчение эмоционального состояния.
Психологическое сопровождение основано на реализации принципов личностно-ориентированной педагогики и психологии, на субъект-субъектном общении.

Введение


Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие закономерности развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности указывают на общее направление развития, существуя как наиболее характерные общие особенности возраста. Тот или иной возраст сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а также и к определенному типу воздействий. Сложность психологического возраста заключается в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых определяется потребностями дня завтрашнего (И.А.Дубровина).

Психологическое сопровождение – процесс сотрудничества взрослого с ребенком; это достижение взрослым совместности переживаний, действий и размышлений с

Слайд 4Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к

переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого

Психологическим новообразованиям. В основе благоприятных психологических условий лежит реализация принципа «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время. Для младшего школьника психолог выступает чаще всего как еще один учитель, вообще взрослый, который имеет право что-то спросить, дать задание и т.п. Младший школьник не выступает еще непосредственным заказчиком в системе школьной психологической службы; его потребности опосредуются взрослыми (учителями, родителями, администрацией детского сада и школы). Старший школьник, напротив, прямо и непосредственно обращается к психологу, как взрослый к взрослому, за помощью, за советом. Этот переход происходит в средних классах школы и представляет важный момент в развитии отношений между учащимися и школьным психологом. Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к психологу, когда две-три подружки приходят посоветоваться по общему делу или каждая по своему, но хотят разговаривать вместе.
Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться

Слайд 5Типичные проблемы
Эмоциональные – депрессия, стрессы, неуверенность в себе, страхи, нервная

анорексия

Поведенческие – агрессия, гипер или гипоактивность, побеги из дома, суицид,

девиантное поведение

Мотивационно-волевые – абулия, девиантное поведение

Школьные – неуспеваемость, снижение мотивации учения
Типичные проблемыЭмоциональные – депрессия, стрессы, неуверенность в себе, страхи, нервная анорексияПоведенческие – агрессия, гипер или гипоактивность, побеги

Слайд 6Н. Л. Коновалова выделяет следующие принципы организации психологического сопровождения школьников
1.Раннее

вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического

развития ребенка или уже имеющихся минимальных отклонений, так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.
2. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включенным в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды. Кроме того, преемственная организация профилактической работы позволяет отследить эффективность психопрофилактических мероприятий каждого этапа возрастного развития в дальнейшем.
Н. Л. Коновалова выделяет следующие принципы организации психологического сопровождения школьников1.Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного

Слайд 73. Приоритетность психопрофилактических мероприятий для детей с имеющимися минимальными нарушениями. Такие

дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения.
4. Компетентность специалиста,

осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.
3. Приоритетность психопрофилактических мероприятий для детей с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами

Слайд 8Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.)
гуманизм;
ориентация на максимальные возможности личности;
соответствие

характера обучения сензитивным периодам жизни ребенка;
организация личностно-ориентированного образования;
забота о социальном

самочувствии ребенка;
социально–психологическое сопровождение личности и ее самоопределение;
постоянный деловой контакт с «большой» наукой и специалистами родственных направлений работы.
Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.)гуманизм;ориентация на максимальные возможности личности;соответствие характера обучения сензитивным периодам жизни ребенка;организация личностно-ориентированного

Слайд 9Механизмы психологического сопровождения
1. Психодиагностика
диагностика психологических особенностей детей в коллективах
изучение

психологического потенциала педагогов
изучение психологического потенциала родителей детей, посещающих коллективы

учреждения.

2. Коррекция
психологическое воздействие на развитие индивидуальных особенностей ребёнка через осуществление программ профилактики и психокоррекции.

Механизмы психологического сопровождения1. Психодиагностикадиагностика психологических особенностей детей в коллективах изучение психологического потенциала педагогов изучение психологического потенциала родителей

Слайд 103. Консультирование.
Индивидуальные консультации детей и подростков, их родителей, а

также педагогов дополнительного образования по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей

в развитии ребенка

4. Просвещение:
ознакомление учащихся по проблемам общения, развития личности, полового воспитания;
информирование педагогов по вопросам возрастной психологии, проблемам межличностного общения, развития творческих способностей детей;
информационно-просветительская работа с родителями.

5. Профессиональное взаимодействие:
организация системы запросов на профессиональную деятельность психолога (ее отделение от педагогических, административных и иных обязанностей);
соединение теоретических основ развития личности с содержанием и организационно-методическими компонентами деятельности субъектов взаимодействия;
организация совместной деятельности субъектов взаимодействия с функциональным распределением прав, обязанностей, формированием системы связей.

3. Консультирование. Индивидуальные консультации детей и подростков, их родителей, а также педагогов дополнительного образования по проблемам возрастных

Слайд 11Организация психологического сопровождения
Знакомство. Установление доверительный отношений. Наблюдение. Беседа.
Уточнение первичного запроса

со стороны участников психологического сопровождения (педагоги, дети, родители). Проверка запроса

на обоснованность. Работа с «автором» запроса.
Плановая психодиагностика по согласованию с родителями.
Психодиагностика по запросу родителей.
Групповая и индивидуальная коррекционно - развивающая работа с ребенком.
Психологическая консультация всех участников сопровождения.
Информационно – просветительское направление. Родительские собрания. Методические рекомендации. Детско-родительские группы.
Организация психологического сопровожденияЗнакомство. Установление доверительный отношений. Наблюдение. Беседа.Уточнение первичного запроса со стороны участников психологического сопровождения (педагоги, дети,

Слайд 12Цели и задачи психологического сопровождения детей в школе
гармонизировать эмоциональное состояние

ученика,
развить совладающее поведение (каким способом разрешить проблемы)
развить внутреннюю мотивацию учения
предоставить

опыт позитивных отношений
Цели и задачи психологического сопровождения детей в школегармонизировать эмоциональное состояние ученика,развить совладающее поведение (каким способом разрешить проблемы)развить

Слайд 13Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребёнка
Дети в своем поведении

руководствуются двумя базовыми потребностями: принадлежать (быть признанным) и быть любимым.

Эти потребности определяют реакцию ребенка на внешнее событие. Например: ребенок может вести себя агрессивно после рождения братика, потому что трактует это событие как отказ от него родителей. Если родители или другие взрослые не понимают и не принимают ребенка, то ребенок может сформировать ошибочные типы поведения.
Психокоррекционная деятельность педагога и психолога – деятельность, направленная на решение в процессе развития школьников конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребёнка	Дети в своем поведении руководствуются двумя базовыми потребностями: принадлежать (быть признанным)

Слайд 14 Психологическое просвещение школьников – деятельность педагога и психолога, ориентированная на

создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний

в процессе обучения, общения и личностного развития.
Психолого-педагогическое консультирование родителей – деятельность педагога и психолога, целью которой является информирование родителей о школьных проблемах ребенка, методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка родителей.
Развивающая деятельность педагога и психолога – деятельность, ориентированная на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников.
Психологическое просвещение школьников – деятельность педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного присвоения и использования

Слайд 15Основные функции
Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и

эмоционального благополучия детей.
Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Подготовка

детей к новой социальной ситуации развития.
Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Основные функцииСоздание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.Максимальное содействие полноценному психическому и

Слайд 16Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных

формах организации деятельности.
Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями

по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.Профилактическая и пропедевтическая работа с

Слайд 17Список литературы
1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе:

Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. –

М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.
2. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
4. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с.
5. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.
6. Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с.
7. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
8.Роджерс К. Клиенто-центрированная психотерапия. М., 1997.


Список литературы1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика