Слайд 1Развитие основных физических качеств юношей
Реферат выполнила студентка группы 1ПСО-12 Слинкина
Милена
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Физическое развитие
Физическая подготовка
Опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы.
Упражнения на
развитие ловкости, скоростно-силовых качеств, силы и выносливости.
Методика выполнения упражнений развивающих
физические качества.
Слайд 3Опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы
Опорно-двигательный аппарат
После повреждений и
при заболеваниях опорно-двигательного аппарата часто развиваются функциональные нарушения, резко ограничивающие
бытовые возможности человека (способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя), нарушающие трудоспособность и не редко приводящие к инвалидности. По данным статистики, полученным в результате научных исследований, тяжелая инвалидность возникает в половине случаев после травм опорно-двигательного аппарата. Особенно высок процент утраты трудоспособности после травматических ампутаций, множественных переломов костей, повреждений пальцев кисти, позвоночника.
Слайд 4Анализ причин инвалидности травматологических и ортопедических больных указывает на то,
что она зависит не только от тяжести травмы и заболевания.
По данным врачебно-трудовой экспертизы, определенную роль в утрате трудоспособности после травм опорно-двигательного аппарата играют недостатки в организации и методике лечения больного и недооценка роли функционального восстановительного лечения.
В основе большинства функциональных нарушений, наблюдающихся у ортопедических и травматологических больных, лежат двигательные расстройства, снижающие работоспособность верхних конечностей, опорную функцию нижних, ограничивающие статико-динамические возможности позвоночника. Они развиваются после травм, заболеваний центральной нервной системы, а также врожденных, системных и дегенеративно-дистрофических заболеваний суставов и позвоночника. Причиной их возникновения после травматических поражений , помимо анатомических нарушений, является длительная акинезия, связанная с иммобилизацией конечностей, постельным режимом, развитие вторичных изменений в тканях. К ним относятся мышечные атрофии, сморщивание и утолщение суставной сумки, утрата ее эластичности, уменьшение количества синовиальной жидкости в полости сустава, разволокнение, фиброзные изменения суставного хряща, остеопороз и др. В связи с тяжестью и хроническим характером заболевания могут возникнуть нарушения в течении обменных процессов, снизиться общая реактивность организма.
Слайд 5Нервная система
Нервная система разделяется на соматическую нервную систему, отвечающую, главным
образом, за произвольный контроль деятельности скелетной мускулатуры, и автономную нервную
систему, которая регулирует функции каждого органа, а также гомеостаз в целом и в большинстве случаев не поддается произвольной регуляции.
В нейрофизиологии она известна как висцеральная или вегетативная нервная система. Автономная нервная система является преимущественно эфферентной и передает импульсы от центральной нервной системы (ЦНС) к периферическим органам. Она регулирует частоту сердечных сокращений и сократимость миокарда, степень вазоконстрикции и вазодилатации, сокращение и расслабление гладкомышечной мускулатуры разных органов, аккомодацию зрения, размер зрачков и секрецию экзокринных и эндокринных желез. Автономные нервы состоят из эфферентных волокон, исходящих из ЦНС; исключение составляют те из них, которые иннервируют скелетную мускулатуру. Кроме того, автономная нервная система содержит и некоторые афферентные волокна, передающие информацию с периферии в ЦНС.
Слайд 6К функциям этих нервов относятся формирование висцеральных сенсорных импульсов и
контроль за сосудодвигательными и дыхательными рефлексами. Так, автономная нервная система
включает в себя баро- и хеморецепторы каротидного синуса и дуги аорты, играющие важную роль в регуляции частоты сердечных сокращений, артериального давления и дыхания. Эти афферентные волокна вступают в ЦНС в составе больших автономных нервов, к которым относятся блуждающий нерв, спланхнические и тазовые нервы. Тем не менее, следут помнить, что афферентные волокна, отвечающие за болевую импульсацию от кровеносных сосудов, могут принадлежать к соматической нервной системе. Автономная система участвует в замыкании дуг различных рефлексов, при этом афферентные и эфферентные волокна, участвующие в этих рефлексах, могут быть как автономными, так и соматическими. Афферентные волокна доставляют в ЦНС стимуляцию от болевых рецепторов, механорецепторов и хеморецепторов, локализующихся в сердце, легких, желудочно-кишечном тракте и других органах. Рефлекторные реакции, осуществляемые с помощью различных автономных афферентных волокон, приводят к сокращению гладкой мускулатуры в различных органах (в кровеносных сосудах, глазах, легких, мочевом пузыре, желудочно-кишечном тракте) и оказывают влияние на деятельность сердца и различных желез. Кроме того, в ряде случаев эфферентные звенья данных рефлексов могут приводить к активации соматической нервной системы (кашель, рвота).
Слайд 7Простые рефлексы заканчиваются непосредственно в тех органах, на которые они
были задействованы, в то время как более сложные рефлексы регулируются
высшими автономными центрами, расположенными в ЦНС (главным образом, гипоталамусом). Автономная нервная система разделяется на симпатический и парасимпатический отделы; это разделение обусловлено рядом анатомических и функциональных особенностей. Как симпатическая, так и парасимпатическая системы состоят из миелинизированных преганглионарных волокон, которые связаны через синапсы с немиелинизированными постганглионарными волокнами, иннервирующими эффекторные органы. Синаптическая связь между этими волокнами осуществляется в ганглиях. Большинство органов иннервируется волокнами из обоих отделов автономной нервной системы; при этом их воздействие, как правило, бывает прямо противоположным (так, блуждающий нерв замедляет частоту сердечных сокращений, в то время как симпатические нервы увеличивают ее и повышают сократимость миокарда). Однако, в ряде случаев эффекты симпатической и парасимпатической систем могут протекать параллельно (работа слюнных желез).
Слайд 8Дыхательная система
В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов
дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.
Общетонизирующие
упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.
Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.
Слайд 9Сердечно-сосудистая система
Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной причиной
смертности и инвалидности наделения экономически развитых стран. С каждым годом
частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаше заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте.
Слайд 10К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда, миокардит, эндокардит, пороки
сердца, перикардит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая
и гипотоническая болезни, облитерирующий эндартериит, тромбофлебит, варикозное расширение вен и др. Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца — болезнь, связанная с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Разновидностями ишемической болезни являются стенокардия и инфаркт миокарда. Ишемическая болезнь протекает коварно, часто
(в 35—40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери трудоспособности.
Распространению болезни способствует ряд факторов внешней я внутренней среды («факторы риска»). Из группы социально-культурных факторов наибольшее значение имеют: потребление высококалорийной пищи, богатой насыщенными жирами и холестерином (избыточный вес, ожирение); курение; «сидячий» (малоактивный) образ жизни; стрессовые условия современной жизни в крупных городах. Из нарушений биохимических и физиологических регуляторных механизмов важное значение имеют: гиперхолестеринемия, гипертриглицеродемия, ряд форм гиперлипопротейнемии, нарушенная толерантность к углеводам, артериальная гипертония и др.
Слайд 11Примерный перечень рекомендуемых упражнений
Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма
в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в
течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
А) лежа на спине:
1.Дугами вперед руки вверх— вдох, руки через стороны вниз — выдох.
2.Поднимание согнутых в коленях, ног — выдох, опускание прямых ног вдох.
3.Отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное.
4.Имитация движений ног при езде на велосипеде. Дыхание произвольное.
5.Переход в положение сидя с помощью и без помощи рук.
Б) стоя:
1.Руки в замок ладонями вверх, ногу назад на носок, прогнуться — вдох, и. п. — выдох.
2.Руки в замок ладонями вверх, наклон туловища в сторону, одноименную ногу в сторону — вдох, и. п. — выдох.
3.Руки согнуты перед грудью, пружинистые отведения рук назад.
4.Руки на пояс, круговые движения туловищем.
5.Руки в стороны — вдох, наклон вперед, кисти рук касаются коленей — выдох.
6.Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное.
7.Присед, руки вперед — выдох, и. п. — вдох.
8.Ходьба обычная на носках, с высоким подниманием колена.
Слайд 12СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ , ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Важным в обучении и такие методические приемы, как опробование,
выполнение упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощерение, оказание помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.
Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе, что достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса оучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.
Состязательность вызывает у студентов стремление к максимальному эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют студентов к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.
Слайд 13Принцип систематичности означает последовательное и регулярное прохождение учебной программы с
таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более
сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм физической культуры.
Систематичность при разучавании упражнений достигается методически правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень физической подготовленности студентов.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целестное, ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее осовить технику выполнения упражнений.
Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение выского уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систеатической проверкой и оценкой достигнутых результатов.