Слайд 1
Развитие письменной речи в среднем звене коррекционной школы
Евдокимова Г.В., учитель
русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»»
Слайд 2Основная задача коррекционной работы
Одной из основных задач коррекционной
работы с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие
речи, т.к. речь, устная и письменная, служит базой, на которой далее строится воспитание и обучение детей.
Слайд 3
Перед учителями русского языка стоят следующие задачи:
1. Обогащать, уточнять и
активизировать словарь учащихся разными частями речи.
2. Учить детей устанавливать
связь между предметами и явлениями окружающего мира,
обогащать словарь детей образными выражениями (метафорами, аллегориями, сравнениями).
3. Учить детей употреблять синонимы, антонимы и образные выражения в связной речи как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.
Слайд 4Работа над синонимами
Работа над синонимами обогащает словарь ребенка,
приучает его наиболее ясно, точно выражать свои мысли, устраняет однообразность
речи, делает ее более яркой, выразительной.
Слайд 5
Работа над синонимами при изучении имени существительного
Упражнение 1.
Подберите к
существительным близкие по значению слова с шипящими на конце.
Неправда, друг,
доктор, родник, сила, слабость, поддержка.
Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь.
Упражнение 2.
Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните в предложениях каждой пары слова близкие по смыслу.
Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник.
Упражнение 3.
Спишите. Вставьте подходящие по смыслу существительные.
Завтра молодые воины будут принимать ... . Солдаты дали ... сражаться до победы. (Клятву, присягу).
Слайд 6
Работа над синонимами при изучении имени прилагательного
Упражнение 4.
Найдите в предложениях слова, одинаковые по значению с выделенными словами.
Вся страна весенним утром, как огромный сад, стоит. В центре города выстроили громадный универсам.
Упражнение 5.
Из двух прилагательных, данных в скобках, выберите одно, наиболее подходящее по смыслу. Прилагательные поставьте в том же падеже, что и существительные.
В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку.
Упражнение 6.
Какие из данных синонимов не только называют признаки, но и выражают наше отношение к ним?
Высокий, долговязый. Ловкий, пронырливый. Крикливый, горластый. Гордый, спесивый. Выносливый, двужильный.
Слайд 7
Работа над синонимами при изучении имени прилагательного
Упражнение 7.
Выпишите слова, близкие по значению к словам «некрасивый» и «красивый».
1.
- Эту розу точит червь. Какие гадкие розы! А у этой стебель совсем скривился. Торчат в
безобразных ящиках, и сами безобразные!
2. Берега реки были очень красивы: повсюду здесь росли чудесные цветы, прекрасные вековые деревья...
3. Герда обвила куст ручонками, стала целовать цветы и вспомнила о тех великолепных розах, что цвели у неё дома....
Слайд 8
Работа над синонимами при изучении имени прилагательного
Упражнение 8.
Прочитайте
текст. Скажите, какой в нем недостаток? Что нужно сделать, чтобы
устранить этот недостаток?
Робкий заяц.
Нет более робкого животного, чем заяц. Он пугается даже слабого шума. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов.
Слайд 9Работа над синонимами при изучении имени прилагательного
Упражнение 9.
Расположите
прилагательные по степени нарастания признака.
Оглушительный, громкий, громовой.
Упражнение 10.
Подберите к словам «комар», «отдых», «боец» прилагательные близкие по смыслу
Короткий, смелый, назойливый, кратковременный, бесстрашный, навязчивый, мимолетный, безбоязненный, неотвязчивый, минутный, неустрашимый, непродолжительный, надоедливый, отважный, лихой, удалой.
Упражнение 11.
Замените в словосочетаниях прилагательные близкими по значению словами.
Свежий хлеб. Свежая газета. Свежий ветерок. Свежий воротничок. (Мягкий, чистый, прохладный, утренняя).
Слайд 10
Работа над синонимами при изучении глагола
Упражнение 12.
К выделенным глаголам в первом предложении подберите глаголы, близкие по
значению из второго предложения.
Не стал Иван старшего брата будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит.
Иван и на среднего брата не понадеялся. Стал переезд караулить
Упражнение 13.
Составьте словосочетания с данными глаголами.
Удивляться (чему?), поражаться (чем?).
Упражнение 14.
Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы в данных предложениях.
На деревьях ... пушистый иней. (Искрился, сверкал, блистал, сиял )
Слайд 11Работа над синонимами при изучении глагола
Упражнение 15.
Расположите
глаголы по степени усиления обозначенного действия.
Кричал, шептал, говорил.
Упражнение 16.
1. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, которыми автор описывает движение на улице.
Автобус едет по улице города. Слева его обгоняет быстроходный легковой автомобиль. Справа движется тяжелый грузовик, впереди троллейбус. У тротуара катит на велосипеде мальчишка, где-то с грохотом проносится мотоциклист. Улица полна движения.
2. Перескажите текст, не повторяя слова «едет».
Слайд 12Работа с антонимами
Антонимы способствуют уяснению значения слова. Работа
с антонимами требует от учащихся таких логических операций, как сравнение,
противопоставление, и тем самым способствует коррекции мыслительных процессов детей.
Слайд 13Работа над антонимами при изучении имени существительного
Упражнение 1.
«Что хорошо,
а что плохо?»
Запишите слова в два столбика.
Грязь- чистота, ложь- правда, горе –радость.
Упражнение 2.
«Добавь слово».
Подберите противоположные по смыслу существительные к выделенным словам.
Надо людям делать добро, а не ... .
Слайд 14Работа над антонимами при изучении имени прилагательного
Упражнение 3.
Допишите в предложения прилагательные противоположные по смыслу выделенным словам.
Шершавая доска в умелых руках столяра стала ... .
Упражнение 4.
Объясните значение прилагательного «толстый». В каких предложениях оно будет противоположным по значению к слову «худой», а в каком — к слову «тонкий».
1.На задней парте сидел толстый Васька. 2. Местами ручей был застелен толстым снеговым одеялом. 3. Вася заметил на карте две толстые красные стрелки, направленные в одну точку.
Слайд 15
Работа над антонимами при изучении глагола
Упражнение 5.
Выпишите в
левый столбик глаголы, обозначающие приближение, а в правый — обозначающие
удаление.
Убежать, прибежать, угнать, пригнать, отползти.
Упражнение 6.
Образуйте при помощи приставок от-, раз-, у-, вы- глаголы, противоположные по значению данным.
Завинтить — развинтить. Завязать. Закрутить.
Слайд 16Упражнений на уточнение лексического значения однокоренных слов.
Особенность мышления
детей с интеллектуальными нарушениями позволяет им лучше усваивать различие предметов,
признаков, действий, чем их сходство. Для коррекции данных понятий возможно использовать упражнений на уточнение лексического значения однокоренных слов.
Слайд 17Упражнений на уточнение лексического значения однокоренных слов.
Упражнение 1.
Спишите.
Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Мальчик оказался (понятным, понятливым) собеседником.
Упражнение 2.
Спишите. Поставьте подходящие по смыслу прилагательные в нужном падеже.
Товарищ нашел ... монету. Мы вошли в ... избушку. (Старый, старинный)
Упражнение 3.
Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
Мясо ... очень долго, но зато ... хорошо. (Варилось, сварилось)
Слайд 18Упражнений на уточнение лексического значения однокоренных слов.
Упражнение 4.
Замените
данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.
1) Образец: Говорить шепотом
— шептать.
Говорить шепотом. Испытывать робость. Издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Давать совет. Давать ответ. Давать оценку. Проводить осмотр.
Слайд 19 Работа над многозначными словами
Упражнение 1.
1. Прочитайте. Скажите,
о каком «полотне» идет речь?
Лучами красит солнышко
стальное полотно.
Без устали, без устали, смотрю, смотрю в окно.
2. Какое ещё бывает «полотно»? Составьте и запишите словосочетания со словом «полотно» в разных значениях.
Упражнение 2.
Ответьте на вопросы.
Из какого полотна не сошьешь платья?
Каким гребнем не расчешешь волосы?
На каких полях не пашут и не сеют?
Слайд 20 Работа над многозначными словами
Упражнение 3.
Определите
значение слова «свежий», используя слова для справок.
Свежая газета,
свежий фильм, свежие обои; свежее бельё; свежее молоко; свежие розы; свежее утро, свежий ветер.
Слова для справок: прохладный, чистый, только что сорванный, доброкачественный, новый.
Упражнение 4.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
1. Потерять здоровье. Потерять вечер. 2. Расшатать дисциплину. Расшатать зуб.
Слайд 21Переносное значение слов
Упражнение 1.
Выпишите словосочетания, в которых выделенные
слова употреблены в переносном значении.
1. Копна волос. Копна сена.
2. Толстая стена. Стена тумана.
Упражнение 2.
Выпишите предложения, в которых выделенные глаголы употреблены в переносном значении.
1. Затем и фиалка проснулась ото сна. Девочка проснулась и заплакала.
Слайд 22Работа над образными словами
Работа над образными словами начинается
с загадок метафорического характера. Подобные загадки воспитывают у учеников умение
понимать средства образной речи.
Упражнение 1.
Узнайте предмет по признакам и запишите его название.
Быстрый, прозрачный, звонкий ....
Голубое, безоблачное ....
Слайд 23Анализ словесного образа
Большое значение для правильного понимания словесного
образа имеет анализ семантики и эмоциональности сравнения в старших классах.
Анализ словесного образа необходимо проводить целенаправленно в одной и той же последовательности, в виде ответов на наводящие вопросы учителя. Цель этих вопросов — помочь школьнику с нарушением интеллекта:
отыскать готовый оборот в тексте;
актуализировать знания об объекте сравнения;
правильно провести соотносительный анализ субъекта и объекта сравнения по акцентируемым признакам сходства;
обнаружить понимание смысловой и эмоциональной цели данного сопоставления.
Слайд 24Приёмы и виды работ при усвоении образной лексики
Прочность и сознательность усвоения образной лексики достигается с помощью методических
приемов и разнообразных видов работ с учащимися:
выписывание отдельных образных слов и оборотов;
использование изученных сравнений в устной речи школьников (ответы на вопросы по тексту, связный пересказ, рассказ по картине и др.);
включение готовых средств языковой выразительности в новый, доступный пониманию учеников контекст;
выполнение различных лексико-стилистических упражнений, составленных на основе знакомых художественных текстов и проверяющих понимание изученных образных оборотов;
восстановление одного из пропущенных компонентов сравнения; произвольный подбор объекта для характеристики того или иного явления, предмета природы;
выбор одного объекта из двух к заданному субъекту сравнения
Слайд 25Приёмы и виды работ при усвоении образной лексики
Упражнение 1.
Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.
Горячий, как огонь. Легкий, как ... . Черный, как ... . Острый, как ....
Красный, как .... Тяжелый, как ....
Слова для справок: рак, камень, пух, игла, уголь.
Упражнение 2.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.
Арбуз, как сахар, ... . Лекарство, как полынь, ... . Сок, как клюква, ... .
Вода в море, как слеза, ... .
Слова для справок: соленая, кислый, сладкий, горькое.
Слайд 26Приёмы и виды работ при усвоении образной лексики
Упражнение 3.
Замените выделенные слова однокоренными прилагательными.
Образец: Река блестит на
солнце, словно серебряная.
Река блестит на солнце, словно серебро. 2. Зубы у мальчика белые, словно жемчуг.
Упражнение 4.
Спишите. Вставьте глаголы в неопределённой форме.
1 . ..., как черепаха. 2 как на пожар. 3. ..., как сорока. 4. … , как соловей. 5. ..., как голодные волки. 6 ..., как рыба. 7… , как змея. 8. ..., как пчела.
Слова для справок: жужжать, ползти, трещать, бежать, петь, шипеть, выть, молчать.
Слайд 27Приёмы и виды работ при усвоении образной лексики
На уроках развития
связной речи создаются условия для активного употребления учениками образной лексики,
изученной вместе или самостоятельно составленной.
Узнай зверька.
В наших лесах живет робкий зверек. Летом на нём серенькая легкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или березки. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.
Задание.
1. Прочитайте описание зверька.
2. Выпишите словосочетания, с помощью которых вы узнали
зверька.
3. Подчеркните слова, которыми называют зайчишку.
Слайд 28Приёмы и виды работ при усвоении образной лексики
Дополните предложения
подходящими по смыслу словами, чтобы получился связный рассказ. Подберите к
тексту название
Тихо в _________ лесу. Снегопад замел ________ следы. Вот из сосняка раздался _______ перестук. Это __________дятел трудится над ___________ шишкой. ______________умелец загнал шишку в ____________ расщелину сосны. Дятел ______________ разбивал шишку клювом и доставал ______ семена.
Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пестрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.
Слайд 29Спасибо за внимание
При создании презентации были использованы
ресурсы Интернет; учебники для специальных коррекционных школ
VIII вида.