Слайд 1Развитие скоростных способностей
Скоростные способности – это комплекс морфо-функциональных свойств
человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий
отрезок времени.
Слайд 2
Формы проявления скоростных способностей
Слайд 4Элементарные формы проявления
скоростных способностей
Быстрота одиночного движения определяется временем, затраченным
на его выполнение (например, удар в боксе).
Частота, или темп,
движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 сек.).
Слайд 5Факторы влияющие на проявление скоростных способностей
1. Подвижность и лабильность нервных
процессов.
2. Соотношение различных мышечных волокон, их эластичность, растяжимость.
3. Эффективность
внутримышечной и межмышечной координации.
4. Генетические данные человека.
Слайд 6Факторы влияющие на проявление скоростных способностей
5. Степень развития волевых качеств,
силовых и координационных способностей, гибкости.
6. Энергетические запасы в мышце (содержание
АТФ в мышцах, скорость ее расщепления и ресинтеза).
7. Возраст и пол.
Слайд 7 Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей как у мальчиков,
так и у девочек считается возраст от 7 до 11
лет.
Сенситивный период развития скоростных способностей
Слайд 8Задачи развития скоростных способностей
Необходимость разностороннего развития всех форм проявления скоростных
способностей;
Максимальное развитие скоростных способностей в видах спорта, где быстрота действия
играет существенную роль;
Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности;
Слайд 9
Средства развития скоростных способностей
Слайд 10Методы развития скоростных способностей
повторный;
вариативный;
соревновательный;
игровой.
Слайд 11Методика развития простой двигательной реакции
Простая двигательная реакция развивается в основном
повторным методом (быстрое многократное реагирование на внезапно появляющийся известный сигнал)
Слайд 12Методика развития простой двигательной реакции
Типичная реакция осуществляется по следующей цепочке:
сигнал – восприятие – оценка – ответ действием.
Слайд 13Методика развития реакции на движущийся объект
Реакция на движущийся объект
тренируется с помощью повторного метода аналогично развитию простой двигательной реакции.
Слайд 14Методика развития реакции на движущийся объект
Скрытый период реакции на движущийся
предмет слагается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущийся предмет
(мяч, игрока). (80% времени)
2. Оценить направление и скорость его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Слайд 15Методика развития реакции на движущийся объект
Для этого используются упражнения с
реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
— постепенно увеличивать
скорость движения объекта;
— сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;
— уменьшать размеры движущегося объекта.
Слайд 16Методика развития реакции выбора
Реакция выбора связана с выбором нужного
двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения
партнера, противника или окружающей обстановки.
Слайд 17Методика развития реакции выбора
Для развития быстроты реакции с выбором следует:
1.
Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения.
2.
Развивать способность предугадывать действия противника, как бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника, сколько на малозаметные подготовительные движения и внешний вид (осанку, мимику и пр.).
Слайд 18Методика развития быстроты одиночного движения
Быстрота одиночного движения проявляется в
способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например,
скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу и т.п.
Слайд 19Методика развития быстроты одиночного движения
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является
контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных,
обычных и облегченных условиях. Суть его заключается в том, что после работы с отягощением выполняются соревновательные упражнения с установкой на максимальное проявление быстроты движений.
Слайд 20Методика развития частоты движений
Частота, или темп, движений играет большую роль
в беге, плавании, гребле, велоспорте и в других циклических видах
двигательной деятельности
Слайд 21Методика развития частоты движений
Методический путь развития этой способности — повторное
выполнение движений с возможно большой частотой, но без излишнего напряжения.
Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений.
Слайд 22Методика развития комплексных скоростных способностей
При развитии комплексных скоростных способностей ведущим
является повторный метод. Основная тенденция в данном случае — стремление
превысить в занятиях свою максимальную скорость.
Слайд 23Методика развития комплексных скоростных способностей
Особенности применения повторного метода при развитии
комплексных скоростных способностей заключаются в следующем:
1. Применяемое упражнение рекомендуется всегда
выполняться с максимально возможной скоростью и темпом.
2. Продолжительность упражнения такая, чтобы скорость его выполнения к концу повторения не снижалась. Оптимальная - 8–10 сек., допустимая – 20– 22 сек.
Слайд 24Методика развития комплексных скоростных способностей
3. Число повторений лимитируется началом снижения
скорости передвижения, вызванного нарастающим утомлением.
4. Интервалы отдыха между повторениями
должны быть полными, т.е. такой продолжительности, чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.
Однако в любом случае отдых не рекомендуется превышать 8–10 мин
Слайд 25Методика развития комплексных скоростных способностей
5. В структуре одного занятия упражнения
на развитие скоростных способностей целесообразно планировать в начале основной части.
В рамках недельного цикла скоростные нагрузки рекомендуется проводиться не менее трех раз.
6. В связи с травмоопасностью скоростные нагрузки возможны только после тщательной общей и специальной скоростно-силовой разминки, включающей также упражнения на гибкость.
Слайд 26Методика развития скоростных способностей
Не менее важное значение имеют игровой и
соревновательный методы, создающие дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей.
А
также и вариативный метод.
Слайд 27Группы контрольных упражнений для определения уровня развития
скоростных способностей
для оценки
быстроты простой и сложной реакции;
для оценки скорости одиночного движения;
для оценки
максимальной быстроты движений в разных суставах;
для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции