Слайд 1Русский язык
Выразительные словообразовательные средства
Слайд 2Способы словообразования :
Морфологические
Приставочный ( потемнеть-темнеть)
Суффиксальный (река - речушка)
Приставочно-суффиксальный (соединять
– единый)
Бессуфиксный (переход – переходить)
Сложение (ледокол- лёд, колоть; диван- кровать,
МГУ)
Неморфологический
Переход одной части речи в другую
(вкусное мороженое –
сущ.; мороженое- прил. мясо)
Слайд 3Тест по теме «Способы словообразования»
1. Из данных предложений выпишите
слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
В современном обществе целый океан проблем. Они
обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.
2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:
«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»
«За то, что я не сирота».
3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ.
4. Укажите способ образования слова РАЗРАБОТКА.
5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ.
6. Укажите способ образования слова КГУ.
Слайд 4Проверь себя:
1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
В
современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и
по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (современном- время)
2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:
«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»
«За то, что я не сирота». (прошептал - шептал)
3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ - ОТКАЗАТЬ
(бессуфиксный)
4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА - РАЗРАБОТАТЬ
(суффиксальный)
5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ (приставочный)
6. Укажите способ образования слова КГУ (сложение )
Слайд 5Критерии оценивания
Оценка «3»- 3 правильных ответа
Оценка «4»- 4-5 правильных ответов
Оценка
«5»- 6 правильных ответов
Оценка «2»- менее 3 правильных ответов
Слайд 6Осложнённое списывание
Текст:
А) Я пр…обрел книжонку сказал мой с… беседник и
назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я.
Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с…беседник.
Б)Так я выяснил, что мой с…беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. (Б. Тимофеев)
Задание к тексту:
Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая пропущенные орфограммы.
Слайд 7Проверь себя
Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал
фамилию поэта-классика.
Почему вы говорите так пренебрежительно,- возмутился я.
Что
вы, но ведь она тоненькая и формат небольшой, - ответил мой собеседник.
Слайд 8Ответьте на вопросы:
1. Какая разница в значении слов «книжечка» и
«книжонка»?
2. Благодаря чему изменилось значение слова?
3. Выполните морфемный разбор слова:
собеседник
4. Определите значение морфем в данном слове:
Приставки Со-
Суффикса -ник
Слайд 9Проверь себя:
1. Книжонка
-онк- пренебрежительное отношение
2. Значение слова изменилось благодаря
суффиксу
субъективной оценки
………………………………………………………..
3.Со –прист.,бесед- корень, ник –суфф., окончание нулевое книж- корень,
онк –суффикс., а - окончание
4. Собеседник
Со- - вместе(сокурсник, сотрудник, сочувствие, соучастие…);
-ник - лицо (проводник, отличник, сокурсник…).
Слайд 10Выразительные словообразовательные средства
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
-ЕЦ- (морозец), -ИК- (столик), -ИШК- (братишка),
-К-(ножка),
-УШК- (бабушка), -ЧИК- (колокольчик), -ЕНЬК- (синенький)
Увеличительно-неодобрительные суффиксы
-ИЩ- (домище),
-ОНК- (старушонка)
…………………………………………...
Элемент торжественности вносит приставка ВОС- (востребовать, восходить)
Если добавить приставку ДО - к глаголу бегать: добегаться, то слово приобретёт значение доведение действия до отрицательного состояния
………………………………………………….
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно – непринуждённый тон
Слайд 11Значение суффиксов субъективной оценки
Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке
даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки:
вносят разнообразные
оттенки значения слова;
выражают авторскую позицию;
выражают идейный смысл произведения.
Слайд 12Образуйте слова СНАЧАЛА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, А ЗАТЕМ
С
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
I вариант с уменьшительно-ласкательным значением
II вариант с пренебрежительным значением.
Шапка
Собака
Одежда
Лодка
Дом
Составьте
предложение с одним из слов.
Слайд 13ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ШАПОЧКА
СОБАЧКА
ОДЁЖКА
ЛОДОЧКА
РУБАШЕЧКА
ДОМИК
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ШАПЧОНКА
СОБАЧОНКА
ОДЕЖОНКА
ЛОДЧОНКА
РУБАШОНКА
ДОМИЩЕ
Слайд 14Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
А знаете
ли вы, маменька, отчего мы
в дворянском звании
родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и
не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
( М. Салтыков – Щедрин «Господа Головлёвы)
С какой целью использует автор суффиксы субъективной оценки?
Слайд 15Ответы:
Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.
Создается психологический портрет
героя. Ласковые слова придают слащавость, лелейность, которыми он прикрывает свое
лицемерие и ханжество.
Слайд 16Выборочный диктант
Запишите слова с суффиксами субъективной оценки.
Объясните, с
какой целью автор использует их в произведении?
Слайд 17Текст
Она сидела в своей комнатке, как
мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными
ручками; высматривала, как зверек.
( И. С.Тургенев «Отцы и дети»)
Слайд 18Ответы:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.
Используя слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
Слайд 19Домашнее задание:
Выпишите из художественной литературы предложения, содержащие слова с суффиксами
субъективной оценки
Слайд 20Подведение итогов урока
Какую роль играют суффиксы субъективной
оценки в русском языке?
Вносят разнообразные оттенки значения слова;
выражают авторскую позицию;
выражают идейный смысл произведения.