Разделы презентаций


Русский язык

Содержание

Способы словообразования :Морфологические Приставочный ( потемнеть-темнеть)Суффиксальный (река - речушка) Приставочно-суффиксальный (соединять – единый)Бессуфиксный (переход – переходить)Сложение (ледокол- лёд, колоть; диван- кровать, МГУ)НеморфологическийПереход одной части речи в другую (вкусное мороженое – сущ.; мороженое-

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русский язык
Выразительные словообразовательные средства

Русский язык Выразительные словообразовательные средства

Слайд 2Способы словообразования :
Морфологические
Приставочный ( потемнеть-темнеть)
Суффиксальный (река - речушка)
Приставочно-суффиксальный (соединять

– единый)
Бессуфиксный (переход – переходить)
Сложение (ледокол- лёд, колоть; диван- кровать,

МГУ)

Неморфологический

Переход одной части речи в другую
(вкусное мороженое –
сущ.; мороженое- прил. мясо)

Способы словообразования :Морфологические	Приставочный ( потемнеть-темнеть)Суффиксальный (река - речушка) Приставочно-суффиксальный (соединять – единый)Бессуфиксный (переход – переходить)Сложение (ледокол- лёд,

Слайд 3Тест по теме «Способы словообразования»
1. Из данных предложений выпишите

слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
В современном обществе целый океан проблем. Они

обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.
2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:
«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»
«За то, что я не сирота».
3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ.
4. Укажите способ образования слова РАЗРАБОТКА.
5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ.
6. Укажите способ образования слова КГУ.




Тест по теме «Способы словообразования» 1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:В современном обществе целый

Слайд 4Проверь себя:
1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
В

современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и

по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (современном- время)
2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом:
«Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?»
«За то, что я не сирота». (прошептал - шептал)
3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ - ОТКАЗАТЬ
(бессуфиксный)
4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА - РАЗРАБОТАТЬ
(суффиксальный)
5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ (приставочный)
6. Укажите способ образования слова КГУ (сложение )



Проверь себя:1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:В современном обществе целый океан проблем. Они обступают

Слайд 5Критерии оценивания

Оценка «3»- 3 правильных ответа
Оценка «4»- 4-5 правильных ответов
Оценка

«5»- 6 правильных ответов
Оценка «2»- менее 3 правильных ответов


Критерии оцениванияОценка «3»- 3 правильных ответаОценка «4»- 4-5 правильных ответовОценка «5»- 6 правильных ответовОценка «2»- менее 3

Слайд 6Осложнённое списывание
Текст:
А) Я пр…обрел книжонку сказал мой с… беседник и

назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я.

Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с…беседник.
Б)Так я выяснил, что мой с…беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. (Б. Тимофеев)

Задание к тексту:


Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая пропущенные орфограммы.


Осложнённое списываниеТекст:А) Я пр…обрел книжонку сказал мой с… беседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так

Слайд 7Проверь себя
Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал

фамилию поэта-классика.
Почему вы говорите так пренебрежительно,- возмутился я.
Что

вы, но ведь она тоненькая и формат небольшой, - ответил мой собеседник.
Проверь себяЯ приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно,-

Слайд 8Ответьте на вопросы:
1. Какая разница в значении слов «книжечка» и

«книжонка»?
2. Благодаря чему изменилось значение слова?
3. Выполните морфемный разбор слова:

собеседник
4. Определите значение морфем в данном слове:
Приставки Со-
Суффикса -ник


Ответьте на вопросы:1. Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»?2. Благодаря чему изменилось значение слова?3. Выполните

Слайд 9Проверь себя:
1. Книжонка
-онк- пренебрежительное отношение
2. Значение слова изменилось благодаря
суффиксу

субъективной оценки
………………………………………………………..
3.Со –прист.,бесед- корень, ник –суфф., окончание нулевое книж- корень,

онк –суффикс., а - окончание
4. Собеседник
Со- - вместе(сокурсник, сотрудник, сочувствие, соучастие…);
-ник - лицо (проводник, отличник, сокурсник…).

Проверь себя:1. Книжонка-онк- пренебрежительное отношение2. Значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки………………………………………………………..3.Со –прист.,бесед- корень, ник –суфф., окончание

Слайд 10Выразительные словообразовательные средства
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
-ЕЦ- (морозец), -ИК- (столик), -ИШК- (братишка),

-К-(ножка),
-УШК- (бабушка), -ЧИК- (колокольчик), -ЕНЬК- (синенький)
Увеличительно-неодобрительные суффиксы
-ИЩ- (домище),

-ОНК- (старушонка)
…………………………………………...
Элемент торжественности вносит приставка ВОС- (востребовать, восходить)
Если добавить приставку ДО - к глаголу бегать: добегаться, то слово приобретёт значение доведение действия до отрицательного состояния
………………………………………………….
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно – непринуждённый тон
Выразительные словообразовательные средстваУменьшительно-ласкательные суффиксы. -ЕЦ- (морозец), -ИК- (столик), -ИШК- (братишка), -К-(ножка), -УШК- (бабушка), -ЧИК- (колокольчик), -ЕНЬК- (синенький)Увеличительно-неодобрительные

Слайд 11Значение суффиксов субъективной оценки
Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке

даёт возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки:
вносят разнообразные

оттенки значения слова;
выражают авторскую позицию;
выражают идейный смысл произведения.

Значение суффиксов субъективной оценки Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы

Слайд 12Образуйте слова СНАЧАЛА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, А ЗАТЕМ С

ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
I вариант с уменьшительно-ласкательным значением
II вариант с пренебрежительным значением.
Шапка
Собака
Одежда
Лодка
Дом
Составьте

предложение с одним из слов.
Образуйте слова СНАЧАЛА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, А ЗАТЕМ  С ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМI вариант с уменьшительно-ласкательным значениемII

Слайд 13ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ШАПОЧКА
СОБАЧКА
ОДЁЖКА
ЛОДОЧКА
РУБАШЕЧКА
ДОМИК




ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ШАПЧОНКА
СОБАЧОНКА
ОДЕЖОНКА
ЛОДЧОНКА
РУБАШОНКА
ДОМИЩЕ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕШАПОЧКАСОБАЧКАОДЁЖКАЛОДОЧКАРУБАШЕЧКАДОМИКПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕШАПЧОНКАСОБАЧОНКАОДЕЖОНКАЛОДЧОНКАРУБАШОНКАДОМИЩЕ

Слайд 14Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
А знаете

ли вы, маменька, отчего мы
в дворянском звании

родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и
не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
( М. Салтыков – Щедрин «Господа Головлёвы)
С какой целью использует автор суффиксы субъективной оценки?

Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами    А знаете ли вы, маменька, отчего мы

Слайд 15Ответы:
Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.

Создается психологический портрет

героя. Ласковые слова придают слащавость, лелейность, которыми он прикрывает свое

лицемерие и ханжество.
Ответы:Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, лелейность, которыми

Слайд 16Выборочный диктант
Запишите слова с суффиксами субъективной оценки.
Объясните, с

какой целью автор использует их в произведении?

Выборочный диктант Запишите слова с суффиксами субъективной  оценки.Объясните, с какой целью автор использует их в произведении?

Слайд 17Текст
Она сидела в своей комнатке, как

мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными

ручками; высматривала, как зверек.
( И. С.Тургенев «Отцы и дети»)
Текст    Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми

Слайд 18Ответы:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.

Используя слова с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.

Ответы:В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и

Слайд 19Домашнее задание:

Выпишите из художественной литературы предложения, содержащие слова с суффиксами

субъективной оценки

Домашнее задание:Выпишите из художественной литературы предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки

Слайд 20Подведение итогов урока
Какую роль играют суффиксы субъективной

оценки в русском языке?
Вносят разнообразные оттенки значения слова;

выражают авторскую позицию;
выражают идейный смысл произведения.

Подведение итогов урока   Какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке?  Вносят разнообразные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика