Разделы презентаций


с формальной стороны предметом социально-гуманитарного познания гипотетически

Содержание

С содержательной стороны под социально-гуманитарным знанием принято понимать те науки, предметом которых будут всевозможные проявления человеческой культуры и которые немецкой философией определялись как «науки о духе» (в противоположность наукам о природе).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1с формальной стороны предметом социально-гуманитарного познания гипотетически может стать любой

феномен человеческой культуры, в том числе и сами методы, и

концепты научного исследования. «Методы научного мышления, — писали основатели французской социологической школы Эмиль Дюркгейм и Марсель Мосс, — это подлинные социальные институты, возникновение которых может описать и объяснить только социология»
с формальной стороны предметом социально-гуманитарного познания гипотетически может стать любой феномен человеческой культуры, в том числе и

Слайд 2С содержательной стороны под социально-гуманитарным знанием принято понимать те науки,

предметом которых будут всевозможные проявления человеческой культуры и которые немецкой

философией определялись как «науки о духе» (в противоположность наукам о природе).
С содержательной стороны под социально-гуманитарным знанием принято понимать те науки, предметом которых будут всевозможные проявления человеческой культуры

Слайд 3Корпус наук о духе пользуется принципиально иными методами исследования, нежели

методы наук о природе. Если для новоевропейского естествознания основным методом

получения истин является математическое доказательство, то для наук о духе таким методом будет герменевтика — искусство понимания.
Корпус наук о духе пользуется принципиально иными методами исследования, нежели методы наук о природе. Если для новоевропейского

Слайд 4История занимает особое место между естествознанием и науками о духе:

если науки о духе выступают нормативными науками (науками «о должном»,

т. е. описывают правила, ценности и нормы), то естествознание и история — науки «о сущем» — исследуют мир таким, каков он есть; если предмет естествознания — общие законы природы, то предмет истории — единичные и неповторимые события, как и для большинства наук о духе
История занимает особое место между естествознанием и науками о духе: если науки о духе выступают нормативными науками

Слайд 5Однако не во всех проявлениях духа лежат сознательно понятые мотивы

действия. В большей части дух (особенно коллективный) действует независимо и

помимо воли индивидуумов. В таких случаях говорят об объективациях духа, данных в языке, системах родства, социальной структуре общества и т. п. Такие его проявления можно исследовать и более точными методами, чем методы понимающей психологии или герменевтики. Здесь применяются и сравнение, и статистические методы, и наблюдение, и даже эксперимент.
Однако не во всех проявлениях духа лежат сознательно понятые мотивы действия. В большей части дух (особенно коллективный)

Слайд 6Традиционно принято считать, что вся содержательная сторона знания присутствовала в

первых философских системах в синкретическом виде. Приоритетным предметом исследований первых

греческих ученых (которых называли в то время «историками», «географами», «физиологами») была природа.
Традиционно принято считать, что вся содержательная сторона знания присутствовала в первых философских системах в синкретическом виде. Приоритетным

Слайд 7Этнографические и социальные сведения были, вероятно, не менее востребованными в

древнем мире, чем данные о явлениях природы. Знание обычаев, языков,

религий, нравов соседей было актуальным для любого народа, встающего на путь исторического бытия.
Можно смело утверждать, что уже мифология становится богатым источником для изучения архаических форм социально-гуманитарного знания. Миф в строгом значении слова есть знание о строении мира сакрального и о правилах взаимодействия с ним.
Этнографические и социальные сведения были, вероятно, не менее востребованными в древнем мире, чем данные о явлениях природы.

Слайд 8Миф дает целостную картину мира, но мира не как противопоставленного

человеку объекта, а как субъекта коммуникации и обмена. Боги, духи

и мертвые были первыми «соседями» человека, и знание их «привычек», нравов и языка оказывалось знанием жизненно важным.
Поэтому мифологию можно считать не только древним естествознанием, но и древней социологией и этнологией; правильно будет говорить о вычленении натурфилософии из мифологии.

Миф дает целостную картину мира, но мира не как противопоставленного человеку объекта, а как субъекта коммуникации и

Слайд 9Если у древнегреческих философов социальные и гуманитарные учения и познания

были «включены» в натурфилософию, то в эпоху софистов усилиями Протагора,

Горгия и Продика создаются предпосылки для выделения некоторых отраслей этого знания в отдельные дисциплины. В первую очередь это касалось риторики, искусства весьма востребованного в демократических Афинах.
Если у древнегреческих философов социальные и гуманитарные учения и познания были «включены» в натурфилософию, то в эпоху

Слайд 10В дальнейшем сфера социально-гуманитарного знания развивается по пути дифференциации предметов

и специализации методов исследования. Благодаря деятельности александрийских и пергамских библиотекарей

филология становится самодостаточной дисциплиной и разрабатывает смежные дисциплины — историю, грамматику, риторику, поэтику, текстологию.
В дальнейшем сфера социально-гуманитарного знания развивается по пути дифференциации предметов и специализации методов исследования. Благодаря деятельности александрийских

Слайд 11Вопрос о том, возможна ли философия как наука, был краеугольным

для размышлений Канта и в позднейшей неокантианской традиции. Но для

немецкой философии науки о культуре все-таки продолжали относиться к сфере искусств. «Перевод» их в класс «наук» произошел во 2-й половине XIX в. под непосредственным влиянием позитивизма и марксизма, где социальные и гуманитарные знания стали пониматься как науки об обществе и мышлении (духе), а история стала их базовым методом и источником эмпирических фактов.
Вопрос о том, возможна ли философия как наука, был краеугольным для размышлений Канта и в позднейшей неокантианской

Слайд 12Философский тип вопрошания о генезисе социально-гуманитарного знания должен отличаться от

исторического, ведь философия не спрашивает «Как?», философия спрашивает «Что?». Что

собой представляет такой вид познания? По-философски вопрос может быть поставлен в трансцендентальном ключе: как возможны «науки о духе»? Каков их главный вопрос?
Философский тип вопрошания о генезисе социально-гуманитарного знания должен отличаться от исторического, ведь философия не спрашивает «Как?», философия

Слайд 13Можно ли его решить, и если можно, то какими средствами?

Почему у этих наук возникают трудности принципиального порядка, трудности, которые

невозможны, например, в физике или математике? Каковы их метафизические и трансцендентальные предпосылки? Какова природа такого вида знания? Зачем оно возникает? Наконец, в чем его когнитивная и экзистенциальная необходимость для человека?

Можно ли его решить, и если можно, то какими средствами? Почему у этих наук возникают трудности принципиального

Слайд 14Социально-гуманитарное знание имеет одну важную трансцендентальную особенность, которая и определяет

всю его специфичность: оно является результатом самопознания и самосознания человека.

Но может ли человек стать для себя предметом? Способен ли он сказать правду о себе? В случае с «науками о природе» такого вопроса возникнуть не может: физика использует метафизическую предпосылку о принципиальной познаваемости неживой природы.
Социально-гуманитарное знание имеет одну важную трансцендентальную особенность, которая и определяет всю его специфичность: оно является результатом самопознания

Слайд 15Физик в момент эксперимента выступает «природой» для своих объектов, в

случае с социальными науками исследователь сам включен в те процессы,

которые изучает в качестве его участника. Историк сам прочитывает историю из определенной исторической точки, которая задает собственные перспективы. Этнограф не просто описывает некую традицию, но, с одной стороны, вносит в процесс описания свою, наполненную собственными «пред-пониманиями» и поведенческими стратегиями, культуру, а с другой — и сам выступает для «информантов» как «чужой», и, следовательно, ему в любом случае, даже самом удачном, будет показана лишь «лицевая» сторона исследуемой культуры. Хотим мы или нет, но мы не можем просто сбросить со счетов эти вопросы. Их так или иначе придется решать, и от этого решения будет зависеть, как именно мы станем решать и другие, частные вопросы той или иной отрасли социально-гуманитарного знания.
Физик в момент эксперимента выступает «природой» для своих объектов, в случае с социальными науками исследователь сам включен

Слайд 16Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы,

идеалы
Понятие «ценности» и его содержание сделалось предметом философской рефлексии сравнительно

недавно. Большинство исследователей начинают изложение истории ценностной проблематики с философского учения Германа Лотце (1817–1881), отдельные специалисты усматривают ее начало в философии И. Канта (П. П. Гайденко), т. е. опять-таки помечая исходный пункт теоретического осмысления ценности периодом не ранее середины XVIII столетия.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалыПонятие «ценности» и его содержание сделалось предметом

Слайд 17Данное отличие понятия «ценности» от других фундаментальных философских понятий, таких

как «сущность», «истина», «благо»,«свобода», «познание» и др., получивших определение уже

в античной мысли и лишь различным образом переосмысливаемых в ту или иную эпоху, не случайно.
Данное отличие понятия «ценности» от других фундаментальных философских понятий, таких как «сущность», «истина», «благо»,«свобода», «познание» и др.,

Слайд 18По своему определению ценности «служат нормативной формой ориентации человека в

социальной и природной реальности».

По своему определению ценности «служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности».

Слайд 19Основанием для подобного истолкования понятия «ценности» и его функционального назначения

послужила трансцендентальная философия И. Канта (1724–1804). В рамках его учения

получает осознание имманентное свойство разума, который в практической сфере реализует себя как воля устанавливать закон нравственного поступка исходя из свободной причинности.

Основанием для подобного истолкования понятия «ценности» и его функционального назначения послужила трансцендентальная философия И. Канта (1724–1804). В

Слайд 20ценности не относятся к сфере сущего, т. е. не существуют

сами по себе, но полагаются и, следовательно, принадлежат сфере должного

в качестве требований, повелений, целей.
Единичные вещи, определимые только идеей, т. е. исходя из принципов чистого разума, Кант называет «идеалами».
ценности не относятся к сфере сущего, т. е. не существуют сами по себе, но полагаются и, следовательно,

Слайд 21Так, он говорит:«Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во

всей их чистоте суть идеи. Но мудрец... есть идеал, т.

е. человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости»

Так, он говорит:«Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во всей их чистоте суть идеи. Но мудрец...

Слайд 22С понятием «ценности» неразрывно связано также понятие «нормы», которое в

сфере социально-гуманитарных наук подразумевает прежде всего ее служебную или инструментальную

функцию по отношению к ценностям и идеалам. В данном контексте норма приобретает предикат «социальная» и, согласно определению, обеспечивает упорядоченность и регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.
С понятием «ценности» неразрывно связано также понятие «нормы», которое в сфере социально-гуманитарных наук подразумевает прежде всего ее

Слайд 23Греческие добродетели не являются ценностями, как не являются они идеалами

или нормативами потому, что они не существуют в качестве законов,

никем не предписываются и не назначаются. В определенном смысле они существуют сами по себе, «от природы», правда, понятой в своеобразном, греческом смысле. Греческие добродетели естественны для человека, т. е. определены его природой, сущностью, предназначением.
Греческие добродетели не являются ценностями, как не являются они идеалами или нормативами потому, что они не существуют

Слайд 24Столь же неверно было бы говорить о «ценностях» средневекового человека.

В эпоху, основой мировосприятия которой выступало христианское вероучение, истина и

благо, совершенство и всемогущество безраздельно принадлежали Богу, сотворившему все сущее единой волей Своей, из ничего. Соответственно, именно божественное совершенство полагало меру благости и достоинства всему сущему.
Столь же неверно было бы говорить о «ценностях» средневекового человека. В эпоху, основой мировосприятия которой выступало христианское

Слайд 25Потребность в ценностях впервые появилась тогда, когда прежние авторитеты —

как античный (природа), так и средневековый(божественное Слово) — оказались исчерпаны

и лишены силы. Настала новая эпоха, поставившая человека с его свободой и безграничным стремлением к познанию в центр бытия всего сущего. Отныне в ведении человека оказались не только вопрос об истинности знаний, но и вопросы значимости и достоинства поступков.
Потребность в ценностях впервые появилась тогда, когда прежние авторитеты — как античный (природа), так и средневековый(божественное Слово)

Слайд 26В.Виндельбандт усматривает цель философии в том, чтобы задавать результатам научного

познания критерии необходимости и значимости. А поскольку подлинной целью познания

выступает истинность, то таким образом понятие истины получает ценностное измерение.
В.Виндельбандт усматривает цель философии в том, чтобы задавать результатам научного познания критерии необходимости и значимости. А поскольку

Слайд 27И хотя мир ценностей, согласно представителям баденской школы неокантианства, относится

к некой идеальной сфере, независимой от эмпирических данных, а также

от человеческих потребностей и желаний, судьба истины неизбежно оказывается в руках человека и его произволения.

И хотя мир ценностей, согласно представителям баденской школы неокантианства, относится к некой идеальной сфере, независимой от эмпирических

Слайд 28Науки о природе и науки о культуре
Если целью естественно-научного познания

является всеобщее, т. е. установление всеобщих законов природы и формирование

универсальных понятий, то для исторических наук интерес представляет индивидуальное и его уникальность. Однако наука отвечает своей сущности только тогда, когда она подходит к явлениям в их случайности и многообразии с меркой объективности и необходимости.
Науки о природе и науки о культуреЕсли целью естественно-научного познания является всеобщее, т. е. установление всеобщих законов

Слайд 29Таким образом, Риккерт ставит вопрос: что в сфере индивидуального и

особенного, каковой является история, сохраняет характер объективности и общезначимости? Ответна

этот вопрос звучит следующим образом: «Лишь то, что “имеет культурную ценность или находится в отношении к ней”».

Таким образом, Риккерт ставит вопрос: что в сфере индивидуального и особенного, каковой является история, сохраняет характер объективности

Слайд 30В 19 в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с которой

мы имеем дело и по сей день. Получение объективных знаний

о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих эти сферы дисциплин. Решающую роль в этом разделении сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины.
В 19 в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело и по сей день.

Слайд 31Первой социальной наукой, выделившейся как дисциплина, была история. Одновременно с

этим развивалась философия. Затем появляются либеральная политэкономия и либеральные экономические

теории (вт. пол. 19 в.). Экономическое поведение базируется на универсальной индивидуальной психологии – стремление к максимуму самоудовлетворений. Это положение адекватно ситуации на Западе в сфере экономических мотиваций.
Первой социальной наукой, выделившейся как дисциплина, была история. Одновременно с этим развивалась философия. Затем появляются либеральная политэкономия

Слайд 32По причине отделения государства от экономики и его обособленности от

общества появляется блок дисциплин, изучающих государство и право, политическая наука,

а также социология как наука о социальной сфере общества, культорология – наука о культуре как сфере общества. С момента формирования данной системы на место лидирующих дисциплин поочередно выходили: история, социология, экономика, политическая наука (смена происходит в условиях быстрых социальных изменений).

По причине отделения государства от экономики и его обособленности от общества появляется блок дисциплин, изучающих государство и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика