Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
Слайд 2По страницам детских журналов
Слайд 3Проверка домашнего задания
Прочитать и подготовить рассказ о войне
Слайд 4Сегодня мы познакомимся еще с одним автором рассказов для детей.
Слайд 6Тема урока
Цели урока:
Познакомиться с творчеством писателя
и
его произведением.
Юрий Иванович Ермолаев
«Проговорился»
Слайд 8Он родился в 1921 году в городе Москве, в семье
рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом
закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров.
Слайд 9Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих
героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович
прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.
Слайд 10Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. В
каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное,
смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость.
Слайд 12Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она
называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева
Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы.
Слайд 13Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106
пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно – негаданно»
и другие. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе». Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного.
Слайд 14- Предположите, кто должен проговориться.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу «Проговорился». Как
вы считаете, о ком и о чём этот рассказ?
Слайд 15Прочитайте по слогам, затем плавно, целым словом:
тре-ни-ров-ка
од-но-клас-сни-ки
дрес-си-ров-щи-ца
пред-чув-ству-я
вос-тор-жен-ные
по-здо-ро-вай-ся
взъе-ро-шил-ся
рас-сер-ди-лась
Подготовка к чтению рассказа
Слайд 16Чтение рассказа
Стр. 179 - 181
О чём проговорился попугай?
Что ребята
узнали о девочке из общения с попугаем?
Как ты думаешь. Почему
получилась такая неприятность?
Слайд 18Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название
рассказа.
Разболтал, сказал лишнее, выдал тайну, не подумал, о чем рассказывать.
Слайд 19тренировка
дрессировщица
способная
предчувствуя восторженные похвалы
Объясните смысл слов:
Слайд 20Работа по теме урока
- Нравится ли вам Ирочка?
- Как была
наказана Ирочка за своё поведение? Прочитайте.
- Как вы понимаете слова,
сказанные одноклассником Ирочки Алешей: «как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?»
Чему учит этот рассказ?
Слайд 21Как вы считаете, почему получилась такая неприятность?
- Получилась ли
из девочки настоящая дрессировщица?
-Как нужно дрессировать животных?
Какова идея произведения?
Какой
урок получила Ира?
Слайд 23грубая
ленивая
не очень ответственная
невоспитанная
хвастунья
Слайд 24Исправь ошибки и прочитай правильно.
Ирочка взяла клетку с попугаем
и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку:
— Ну-ка спроси своего попугая
что-нибудь! Пусть ответит.
— Сейчас спрошу. Только вы не шумите, — приказала Ирочка и сказала попугаю: — Поздоровайся с ребятами, Чико!
А попугай, вместо того чтобы сказать «здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:
— Привет!
Слайд 25Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила
попугая:
— А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на
Ирочку и проскрипел:
— Вот ещё!
— А как собачка лает? — чуть не плача, спросила Ирочка. — Полай собачкой, Чико!
— Очень нужно! Мне лень! — прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.
Слайд 26Ребята загрустили, а Ирочка рассердилась:
— Какой ты противный, Чико! Ничего говорить
не хочешь.
— Как не хочет? — возразил Ирочке вожатый Витя. — Он нам
очень многое сказал. Молодец, Чико!
Слайд 27-Посмеялся ли сам писатель Ю. Ермолаев над своей героиней?
Можно ли
его рассказ назвать юмористическим?
Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что
необходимо быть вежливыми всегда и во всем?
- Как Ирочке исправить ситуацию?
Слайд 28Изба красна пирогами, а человек делами.
Труд кормит, а лень портит.
Слово
не воробей, вылетит – не поймаешь.
Землю красит солнце, а человека
- труд.
Все тайное становится явным.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Правда, что шило в мешке – не утаишь.
Вежливым человек должен быть всегда.
Выбери пословицы, которые подойдут к данному
произведению.
Слайд 29- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- А у вас
были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети?
Слайд 30Рефлексия деятельности
на уроке
«Лестница успеха»
Слайд 31с. 179 - 181,
Составить вопросы по прочитанному
Домашнее задание