Слайд 1Синдром психического инфантилизма.
Отличия от психоорганического синдрома.
Подготовила студентка группы ДФ-22
Алекберова
Лейла
Слайд 2Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии
эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности
Слайд 3У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих
более младшему возрасту.
О психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь
начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо.
Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.
Слайд 4Причины психического инфантилизма:
Легкие поражения головного мозга
Инфекционные заболевания
Травмы плода
Асфиксия
Слайд 5Признаки психического инфантилизма:
Эмоционально-волевая незрелость
Незрелость чувства долга и ответственности
Неумение подчинять свое
поведение требованиям
Неспособность сдерживать проявления чувства, а также волевого напряжения
Несамостоятельность
Повышенная внушаемость
Наивность
Преобладание в мотивационной сфере игровых интересов
Трудности в выполнении прогностических функций (а порой и невозможность их выполнения)
Слайд 6Виды инфантилизма:
1. Простой гармонический инфантилизм.
При гармоничном инфантилизме внешне
ребенок выглядит моложе своих лет и имеет черты психики, свойственной
более раннему возрасту. Однако его физическая и психическая организация не утрачивает гармоничности, отсюда понятие «гармоничный инфантилизм».
Такие дети отличаются малым ростом, небольшим черепом, узкой костью, но они подвижны, грациозны, ловки и порывисты в движениях. Дети обладают живой мимикой и жестикуляцией, неутомимы в игре, подражании, но легко устают в трудовой и учебной деятельности, внушаемы и лабильны в настроении.
.
.
Слайд 7Виды инфантилизма:
2. Дисгармонический инфантилизм характеризуется сложной структурой, включающей одновременно и
задержанное, и ускоренное развитие, что определяет более грубые и стойкие
формы психической дисгармонии.
Причины дисгармонического развития:
Наследственная предрасположенность
Внутриутробные патологии
Наличие минимальной мозговой дисфункции
Слайд 8Виды инфантилизма:
3. Органический инфантилизм- развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку
нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом
типе инфантилизма часто встречаются — низкорослость, дискрании(нарушение секреторной функции слизистой оболочки), высокое нёбо, неправильный рост волос, зубов.
Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов, снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения, некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения.
Слайд 9Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени,
чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной
деятельности — внимание, память, психическая работоспособность.
Эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).
Слайд 10Осложненные виды органического инфантилизма:
1) Церебрастеническому варианту свойственно эмоционально-волевая незрелость в
сочетании с раздражительной слабостью и мягкой интеллектуальной недостаточностью.
2) Невропатический
вариант характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дисрегуляции.
Слайд 113) При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма
с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной
дисфункции. Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.
Слайд 12Виды инфантилизма:
4. Психогенный инфантилизм. Этот вариант рассматривается как выражение аномального
формирования личности в условиях неправильного воспитания. С возрастом формируется эмоционально-незрелая
личность.
При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.
Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности.
Слайд 13Всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде
недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У
таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.
Слайд 14Психоорганический синдром
- это состояние общей психической беспомощности со снижением памяти,
сообразительности, ослаблением воли и аффективной устойчивости, снижением трудоспособности и иных
возможностей адаптации.
Психоорганический синдром возникает при черепно-мозговых травмах, сосудистых заболеваниях головного мозга, интоксикациях, опухолях и абсцессах головного мозга, атрофических процессах в инволюционном периоде, сифилитических заболеваниях нервной системы, эндокринопатиях и др.
Слайд 15Формы психоорганических синдромов у детей школьного возраста и подростков:
1) Психоорганический
синдром с нарушением так называемых школьных навыков, т. е. навыков
чтения, письма и счета (дислексия, дисграфия и дискалькулия), в основе которых лежат стертые речевые расстройства, нарушения фонематического слуха, синтеза пространственных представлений, праксиса, тонких движений рук, а также, по-видимому, расстройства сложных форм конструктивной деятельности и мышления
Слайд 162) Психоорганический синдром с дефектом эмоционально-волевых свойств личности- в этом случае
описанные выше общие проявления психоорганического синдрома сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами,
а также нарушениями темперамента и влечений, которые обусловлены «повреждением», распадом, дефектом тех или иных свойств личности. Выражением указанного дефекта личности чаще всего становятся эмоционально-волевая неустойчивость (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива непосредственного получения удовольствия), аффективная возбудимость с агрессивностью, расторможение примитивных влечений (сексуальность, прожорливость, повышенное влечение к новым впечатлениям — «сенсорная жажда» и др.)
Слайд 173) Апатическая форма психоорганического синдрома характеризуется эмоциональной вялостью, монотонностью, слабостью побуждений,
аспонтанностью, нередко бездеятельностью, недостаточностью инстинктивных проявлений (в частности, инстинкта самосохранения),
практической беспомощностью, недостаточностью моторики; наряду с этим у части детей и подростков с этой формой психоорганического синдрома, особенно при гидроцефалии, имеется склонность к рассуждательству, поучениям, некоторая вычурность мышления - все это нередко обусловливает сходство с шизофреническим дефектом.
Слайд 184) Эйфорическая форма психоорганического синдрома: на первый план выступают эйфорический
фон настроения, импульсивность поведения, расторможение примитивных влечений, грубая недостаточность критики
к себе и своим поступкам; нейроморфологические, а также нейропсихологические исследования указывают на роль преимущественного поражения базальной (орбитальной) коры лобных долей полушарий большого мозга в происхождении расстройств, относящихся к данной форме психоорганического синдрома (так называемый базальный вариант лобного синдрома)
Слайд 19Для психоорганического синдрома характерны нарушения ВПФ:
– внимания (истощаемость, отвлекаемость, затруднения
переключаемости);
– памяти (гипомнезия);
– мыслительной деятельности (от детализации до вязкости);
– нарушение волевой деятельности (снижение
волевой активности и интересов);
– эмоций (раздражительность, эмоциональная лабильность, эйфория, апатия, слабодушие);
– нарушение работоспособности. У детей и подростков отмечается:
– затруднение адаптации в
обществе
Психический инфантилизм проявляется :
в виде недоразвития определенных структур и физиологических систем мозга,
или в форме задержки темпа их развития.