Слайд 1Система управления персоналом организации
Черанёва Е.К., к. психол.н., доцент кафедры ГМУ
Слайд 2СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
совокупность элементов и подсистем управления персоналом, взаимодействующих между
собой и обеспечивающих эффективное использование потенциала рабочей силы на уровне
организации
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Цели системы управления персоналом
Функции
системы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом
Методы управления персоналом
Технология управления
персоналом
Кадры управления персоналом
Кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Делопроизводственное обеспечение
Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом
Техническое обеспечение системы управления персоналом организации
Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом
Слайд 4КАДРОВАЯ ЦЕЛЬ
является основой формирования целевой направленности системы управления персоналом.
Содержит два
блока целей:
1. С точки зрения работника
Нормальные условия труда
Мотивация труда
2. С
точки зрения администрации:
Обеспечение прибыли предприятия через
использование персонала в соответствии со структурой и целями организации и
достижение рациональной степени мобильности персонала
Слайд 5ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Определение потребности в персонале
Обеспечение персоналом
Развитие персонала
Использование персонала
Мотивация результатов труда и поведение персонала
Правовое и
информационное обеспечение процесса управления персоналом
Слайд 6ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
обеспечение соответствия качественных и количественных
характеристик персонала целям организации
Слайд 7КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЛА
способность (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт
работы в определенной сфере и т.п.);
мотивация (круг профессиональных и личных
интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);
свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).
Слайд 8ВАРИАНТЫ СТРУКТУРНОГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Вариант 1. Структурная подчиненность кадровой службы
в качестве штабного органа высшему руководству
Руководитель организации
Руководитель службы управления
персоналом
Финансовый директор
Директор по производству
Коммерческий директор
Директор по развитию
Слайд 9ВАРИАНТЫ СТРУКТУРНОГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Вариант 2. Организационное включение службы управления
персоналом в руководство организацией
Руководитель организации
Финансовый директор
Директор по производству
Коммерческий директор
Директор
по персоналу
Слайд 10Этапы формирования внутренней структуры системы управления персоналом
структуризация целей системы управления
персоналом;
определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы;
формирование состава подсистемы
оргструктуры;
расчет трудоемкости функций и численности подсистем;
построение конфигурации оргструктуры.
Слайд 11Варианты построения службы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом ,
ориентированная на обслуживание функциональных сфер организации
Руководитель службы персонала
Руководитель службы персонала
исследований и разработок
Руководитель службы персонала производства
Руководитель службы персонала сбыта и продаж
Руководитель службы персонала управления финансами
Слайд 12Варианты построения службы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом при
продуктовой организационной структуре организации
Руководитель центральной службы управления персоналом
Руководитель службы управления
персоналом по продукту А
Руководитель службы управления персоналом по продукту В
Руководитель службы управления персоналом по продукту С
Слайд 13Кадровое обеспечение системы управления персоналом -
это необходимый количественный
и качественный состав работников кадровой службы организации
Слайд 14Качественная потребность в персонале -
это потребность в работниках
определенных профессий,
специальностей, квалификации.
Слайд 15Количественный состав службы управления персоналом определяется:
общей численностью работников организации;
конкретными условиями
и характерными особенностями организации, связанными со сферой ее деятельности (производственной,
банковской, торговой, страховой и т.д.), масштабами, разновидностями отдельных производств, наличием филиалов;
социальной характеристикой организации, структурным составом ее работников (наличием различных категорий- рабочих, специалистов с высшим и средним специальным образованием, научных работников), их квалификацией;
сложностью и комплексностью решаемых задач по управлению персоналом (стратегическое планирование, выработка кадровой политики, организация обучения и т.п.);
техническим обеспечением управленческого труда
Слайд 16Делопроизводственное обеспечение
обработка поступающей и передаваемой документации;
доведение документации до соответствующих работников
системы управления персоналом для исполнения;
печатание документов по кадровым вопросам;
регистрация, учет
и хранение документов по персоналу;
формирование дел в соответствии с номенклатурой, утвержденной по данной организации;
копирование и размножение документов по кадровым вопросам;
контроль за исполнением документов;
передача документации по вертикальным и горизонтальным связям.
Слайд 17Информационное обеспечение
системы управления персоналом
представляет собой совокупность реализованных решений по
объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления
при ее функционировании
Слайд 18Техническое обеспечение системы управления персоналом организации
представляет собой комплекс технических средств,
взаимосвязанных единым управлением и (или) автономных технических средств сбора, регистрации,
накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации, а также средств оргтехники
Слайд 19Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
это совокупность документов организационного,
организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также
нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством организации.
Слайд 20РЕГЛАМЕНТ
это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения,
организации, а также порядок проведения заседаний и конференций.
Слайд 21КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГЛАМЕНТОВ
регламенты, регулирующие деятельность предприятия в целом как единого юридического
лица (устав, договор учредителей, философия, правила внутреннего трудового распорядка и
др.);
регламенты, регулирующие работу персонала, рассматриваемого, в свою очередь, как совокупность взаимосвязанных групп работников (положение о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, контракты и др.);
регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, документы, классификаторы, типовые банки данных и др.);
регламенты, регулирующие порядок работы с техникой управления (размещение, паспорт, инструкции по эксплуатации и др.);
регламенты, нормирующие процесс управления (матрица функций, графики процессов, технологические карты и др.).
Слайд 22ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА
общие положения;
порядок приема и увольнения сотрудников;
время труда
и отдыха;
основные обязанности сотрудников;
основные обязанности администрации;
меры поощрения и взыскания.
требования
к сотрудникам;
условия оплаты труда;
социальные блага и гарантии;
служебная тайна.
Слайд 23Положения о подразделениях
основной нормативный документ, регламентирующий назначение и место подразделения
на предприятии, его структуру, основные функции и задачи управления, права,
ответственность и формы поощрения работников подразделения.
Слайд 24Основные части Положения о структурном подразделении
1. Общая часть
Указывается
подчиненность подразделения руководителю предприятия или его заместителям и основные функции
управления, которые оно реализует.
Указывается порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделения.
Определяется численно-профессиональный состав работников подразделения.
Приводится схема подчиненности персонала внутри подразделения.
Устанавливается перечень основных нормативных актов, положений и инструкций, которыми руководствуется структурное подразделение.
Указывается главная цель деятельности структурного подразделения.
Слайд 25Основные части Положения о структурном подразделении
2. Функции и задачи
Данный раздел
содержит функции и комплексы задач управления, закрепленные за структурным подразделением.
В упрощенном виде это может быть перечень функций.
Слайд 26Основные части Положения о структурном подразделении
3. Права
Права предоставляют возможность использования
различных ресурсов (трудовых, информационных, технических, материальных, финансовых, энергетических) для выполнения
функций управления, закрепленных за структурным подразделением.
Слайд 27Основные части Положения о структурном подразделении
4. Ответственность
В зависимости от
формы собственности и типа предприятия все работники структурного подразделения несут
дифференцированную ответственность (индивидуальную или коллективную) за выполнение установленных собственником предприятия целей и задач, сформулированных в годовом плане экономического развития.
Слайд 28Основные части Положения о структурном подразделении
5. Поощрения
Указываются формы материального и
морального поощрения работников за своевременное и качественное решение задач управления.
Определяются показатели деятельности структурного подразделения, при этом исходят из основных экономических и социальных показателей работы предприятия в целом.
Указывается перечень показателей, которые закрепляются за функциональным подразделением.
Слайд 29Должностная инструкция
основной документ, регламентирующий назначение и место работника в системе
управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения
Слайд 30Основные части должностной инструкции
1. Общая часть
Основная функция управления, подчиненность работника,
перечень должностных лиц (для руководителей), непосредственно подчиненных по штатному расписанию
предприятия.
Порядок назначения, перевода и освобождения работника по данной должности.
Квалификационные характеристики кандидата на должность.
Профессиональные требования к кандидату на должность.
Перечень основных нормативных актов, положений и инструкций, которыми должен руководствоваться работник при выполнении своих обязанностей
Основная цель деятельности работника, определяющая главное направление его работы при выполнении функциональных обязанностей.
Слайд 31Основные части должностной инструкции
2. Карта функциональных обязанностей
Определяет функциональные обязанности
работника, количественные показатели их выполнения и функциональные взаимосвязи с другими
работниками.
Слайд 32Основные части должностной инструкции
3. Права
Права характеризуют возможность использования
различных ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных, технических, энергетических) для решения
задач управления.
Слайд 33Основные части должностной инструкции
4. Ответственность
Определяется персональная ответственность работника за
несвоевременное и некачественное выполнение функциональных обязанностей с учетом действующего трудового
законодательства.
Слайд 34Основные части должностной инструкции
5. Поощрение
Указываются формы
морального и материального поощрения за своевременное и качественное выполнение функциональных
обязанностей и отсутствие нарушений трудовой дисциплины:
Формы морального поощрения:
Формы материального поощрения:
Оценка эффективности работы конкретного работника осуществляется по результатам выполнения показателей, закрепленных за структурным подразделением.
Слайд 35Правовое обеспечение
это использовании средств и форм юридического воздействия на органы
и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации
Слайд 36Основные изменения в работе кадровых служб
переход от подбора и расстановки
кадров к участию в формировании стратегии бизнеса и организационных изменений;
оказание
наряду с выполнением традиционных функций помощи линейному руководству;
профессионализация сферы управления персоналом и сокращение в ней роли технических исполнителей, призванных просто фиксировать состояние кадров;
участие в формировании и реализации политики социального партнерства;
ориентация на развитие человеческих ресурсов в тесной связи с целями организации, не сводя этот процесс лишь к тренингу и повышению их квалификации и обеспечивая ее высококвалифицированными, всесторонне развитыми и образованными сотрудниками.
Слайд 37Основные задачи кадровой службы
обеспечение организации квалифицированными кадрами;
создание необходимых условий для
эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;
совершенствование системы оплаты труда
и мотивации;
повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
предоставление работникам возможностей для развития, повышения квалификации и профессионального роста; стимулирование творческой активности;.
формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата;
совершенствование методов оценки персонала; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников;
участие в разработке организационной стратегии (в будущем предполагается трансформация корпоративной стратегии в стратегию управления человеческими ресурсами, подбор занятых в соответствии со стратегией бизнеса и культурой организации, максимально широкое развитие социального партнерства).
Слайд 38Факторы, определяющие создание отдела кадров
размер предприятия,
сложность законодательства,
уровень квалификации
персонала,
развитость и сложность социальных отношений,
возможность руководителя и его
интерес к проблемам персонала.
Слайд 39Блоки структуры кадровой службы
Блок формирования персонала (комплектование, изучение, подготовка, увольнение).
Блок
распределения и перераспределения персонала (первичная расстановка, профессиональная адаптация, перемещения).
Блок создания
условий использования персонала (охрана
труда, организация медицинского и социального обслуживания, выработка методов стимулирования).
Блок разработки нормативов по персоналу (производительности, расхода времени, оплаты труда).
Блок по созданию и совершенствованию структуры и системы управления, осуществляющие их проектирование и управление процессами формирования.
Слайд 40Подразделение условий труда
Отвечает за соблюдение требований в области эргономики, технической
эстетики, техники безопасности, охраны окружающей среды, психологии.
Слайд 41Подразделение трудовых отношений
Осуществляет анализ и регулирование групповых и межличностных отношений,
конфликтов и стрессов, соблюдение этических норм, социально-психологическую диагностику, взаимодействие с
профессиональными союзами.
Слайд 42Подразделения по оформлению и учету движения кадров
Реализует зачисление, перемещение, увольнение
сотрудников;
Выполняет функции по информационному обеспечению;
Осуществляет тарификацию;
Поддерживает занятость.
Слайд 43Подразделения планирования и прогнозирования персонала
занимается разработкой стратегии управления, планированием и
прогнозированием потребности в кадрах, связями со службой занятости, учебными заведениями
и иными «поставщиками» работников, анализом кадрового потенциала, его текущей и перспективной оценкой, маркетингом, оценкой и подбором кандидатур на высшие должности.
Слайд 44Подразделения развития персонала
Организует техническое и экономическое обучение, переподготовку и повышение
квалификации, работу с резервом, профессиональную и социально-психологическую адаптацию.
Слайд 45Подразделения анализа и развития средств стимулирования труда
Осуществляет нормирование и тарификацию
работ, разработку систем оплаты, материального и морального вознаграждения, участие в
прибылях, управление мотивацией.
Слайд 46Подразделения, оказывающие правовые услуги персоналу
Решает вопросы трудовых отношений,
Согласует распорядительные
документы по кадрам.
Слайд 47Подразделения социального обслуживания
Ведает организацией питания, быта и отдыха работников,
детскими учреждениями, развитием физический культуры и спорта, разрешением социальных конфликтов.