Слайд 2Internet – это глобальная компьютерная сеть, включающая в себя миллионы
серверов и компьютеров-клиентов, состоящая из различных каналов связи и работающая
благодаря определенным технологиям.
Благодаря использованию различных сетевых протоколов Интернет может обеспечить выполнение двух основных функций:
· быть средством общения между удаленными пользователями;
· быть средством доступа к общим информационным ресурсам, размещенным в Интернете.
Средства обеспечения определенных услуг для пользователей глобальной сети принято называть службами Интернета. При этом коммуникационные службы обеспечивают общение между удаленными пользователями, а информационные - дают возможность пользователям получить доступ к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете.
Слайд 3Коммуникационные службы
Очевидно, что может существовать только два режима общения
в сети:
режим непосредственного общения в реальном масштабе времени, когда
пользователи во время общения соединены между собой. Аналогом такого общения является разговор по телефону. Иногда для обозначения такого режима используется термин on-line.
другим режимом является режим отложенного общения (off-line). Примером такого общения в быту является отправка письма или телеграммы.
Слайд 41. Прямое общение в Интернете
1.2 Форумы прямого общения — IRC
(Internet Relay Chat)
Эта система позволяет пользователям Internet и Intranet
беседовать в реальном времени. Для получения этой услуги пользователи должны объединиться в каналы, поддерживающие различные темы обсуждения. Любые символы, введенные через программу IRC, появляются на экранах всех остальных участников вашего канала. При использовании этой службы общение между участниками происходит в режиме on-line в письменной форме.
В настоящее время общение в «чате» используется как своеобразная игра, в которой каждый участник обычно придумывает для себя какой-то «образ» и обыгрывает его. Между участниками «чата» не принято выходить на реальное общение. Впрочем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения — как коллективного, так и персонального. Одной из популярных программ, обеспечивающих работу в данном режиме, является ICQ. В ноябре 1996 первая версия ICQ (I seek you, т.е. " Я Ищу Вас ") была запущена в Интернет и с тех пор распространяется лавинообразно.
Слайд 5 Эта служба предоставляет возможность голосового общения через Сеть в режиме
on-line.
Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед телефоном
— низкая цена. Качество Интернет-телефонии пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука), но с течением времени эти недостатки постепенно преодолеваются.
Наиболее широкое распространение на практике получила программа Skype (произносится «скайп») — бесплатная программа, обеспечивающая шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети.
1.3 Интенет-телефония
Слайд 61.4 Служба Telnet – протокол удаленного доступа
Данный сервис обеспечивает взаимодействие
с удаленным компьютером. Он позволяет превратить компьютер пользователя в удаленный
терминал другого компьютера. Поэтому данный сервис еще называют эмуляцией удаленного терминала. Терминал от обычного компьютера отличается тем, что не выполняет собственные вычисления. Все, что вводится на клавиатуре рабочей станции, передается удаленному компьютеру, а получаемые результаты передаются обратно и выводятся на монитор рабочей станции. В качестве удаленных компьютеров, в основном, используются машины, работающие под управлением операционной системы UNIX [Юникс]. Поэтому для работы в режиме удаленного терминала требуется знание основных команд данной операционной системы. С развитием графических операционных систем, таких, как Windows, командный режим работы стал менее популярен, и сервис Telnet в последнее время большинство пользователей не применяют. Многие информационные системы, ранее доступные исключительно с помощью Telnet, сегодня доступны из Всемирной паутины, о которой речь пойдет ниже.
Установив связь с помощью Telnet, пользователь получает возможность работать с удаленным компьютером, как со "своим", т.е. теоретически получить в свое распоряжение все ресурсы, если к ним разрешен доступ. Реально Telnet предоставляет открытый доступ, но организация взаимодействия полностью определяется удаленным компьютером. Два вида услуг Internet требуют подключения к серверам через Telnet: библиотечные каталоги и электронные доски объявлений (BBS).
Слайд 72. Отложенное общение в Интернете
2.1 Электронная почта — E-mail
На сегодняшний
день она является самым массовым средством обмена информацией в сети
Интернет.
Назначение электронной почты — поддержка обмена электронными письмами между пользователями. По своей сущности электронная почта - это система обмена электронными сообщениями в компьютерных сетях (в режиме отложенного общения -offline). Почтовый сервер — это своеобразное почтовое отделение, куда поступает входящая и исходящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта корреспонденция помещается в «почтовые ящики» пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользователь получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма. Следует отметить, что адреса электронной почты несколько отличаются от других адресов Интернета, но очень похожи. Они состоят из двух частей, разделенных символом @. Справа от символа располагается Интернет-адрес компьютера, на котором располагается почтовое отделение абонента. Этот адрес формируется так же, как и любое другое доменное имя в Интернете. Слева от символа @ расположено имя абонента. Примером почтового адреса может служить: myname@mail.ru.
Слайд 82.2 Служба телеконференций (Usenet)
Телеконференция - это система обмена электронными сообщениями
на определенную тему между абонентами сети (в режиме отложенного общения
-offline). Каждый участник получает все материалы на свой почтовый адрес (E:mail). Каждое электронное письмо абонента публикуется на сервере телеконференции и доходит до всех участников.
В отличие от электронной почты, когда пользователь отправляет свое письмо персонально какому-то абоненту или группе абонентов, в телеконференциях письмо направляется одновременно всем ее участникам. В свою очередь, все сообщения, которые поступают в адрес конференции, будут поступать в почтовый ящик пользователя и загружаться в его компьютер во время сеанса связи.
Чтобы стать участником телеконференции, на нее нужно подписаться. Для этих целей существуют определенные адреса. Всякая конференция посвящена определенной теме, поэтому переписка в ней происходит только в рамках темы. По некоторым данным число постоянно действующих в настоящее время конференций в Интернете превысило 50000.
Службу телеконференций называют по-разному: группы новостей, служба Usenet. На узлах Сети работу телеконференций обслуживают серверы новостей. На ПК пользователя должна быть установлена клиент-программа новостей. Упомянутая выше программа MS Outlook Express является одновременно почтовым клиентом и клиентом новостей.
Система Usenet есть электронная доска объявлений, в которой может участвовать любой пользователь сети Internet. Эта система позволяет пользователям, живущим в любых точках земного шара, участвовать в дискуссиях по тысячам различных тем. Такая система распределённых по темам сообщений существовала вначале независимо от Internet, а затем стала основой для службы Usenet.
Слайд 9Информационные службы
Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным
ресурсам, хранящимся в Интернете. Такими ресурсами являются либо файлы в
одном из общепринятых форматов, либо различные документы. Использование этих ресурсов обеспечивается с помощью соответствующих служб
Слайд 101. Служба передачи файлов
Часто эту службу называют по имени используемого
протокола: FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов). Со
стороны Сети работу службы обеспечивают так называемые FTP-серверы, а со стороны пользователей — FTP-клиенты. Назначение FTP-сервера — хранение набора файлов самого разнообразного назначения (обычно в архивированном виде). Чаще всего это программные файлы: средства системного и прикладного программного обеспечения. Но в наборах могут храниться файлы и любых других форматов: графические, звуковые, документы MS Word, MS Excel и пр. Вся эта информация образует иерархическую структуру папок (каталогов и подкаталогов).
После соединения FTP-клиента с сервером на экране пользователя открывается файловый интерфейс хранилища папок и файлов на сервере (наподобие Проводника Windows). Далее работа происходит так же, как с файловой системой на ПК: папки и файлы можно просматривать, сортировать, копировать на свои диски. Клиент FTP входит в состав программы Internet Explorer и поэтому всегда имеется на ПК, работающем под управлением MS Windows.
Слайд 112. Файлообменник.
Файлообменником называется сервис, предоставляющий пользователю место для хранения
его файлов и круглосуточный доступ к ним через web, как
правило по протоколу http (и возможно по FTP). Такой сервис позволяет удобно «меняться» файлами.
На центральной странице файлообменника пользователь загружает файл на сервер файлообменника, а файлообменник отдает пользователю постоянную ссылку, которую он может рассылать по e-mail, публиковать в блогах, на форумах или пересылать через системы мгновенного обмена сообщениями (ICQ, MailAgent, IM и т.д.).
Перейдя по такой ссылке или введя её в браузере любой другой пользователь может скачать изначальный файл.
Слайд 123. World Wide Web (WWW)
Служба World Wide Web (сокращенно WWW,
англ. Всемирная паутина) – это служба поиска и просмотра гипертекстовых
документов. Эти документы называются Web-страницы, а совокупность близких по смыслу или тематике и хранящихся вместе Web-страниц называется – Web-сайт или Web-узел.
Главной и первоначальной идеей этой службы является идея гипертекста. Идея гипертекста проста: гипертекст – это текст, содержащий ссылку на другой документ, который может быть как аналогичной Web-страницей, так и текстом, рисунком, звуком, видеозаписью и вообще файлом любого формата. Гипертекст представлен в виде гиперссылок, выделенных на странице обычно подчеркиванием, цветом, по которым достаточно щелкнуть мышью, и будет осуществлен переход к другой Web-странице или загружен нужный файл. Именно потому, что страницы с помощью гиперссылок переплетены между собой, эту службу называют «паутина».
Технологически Web-страницы представляют собой текстовые файлы, написанные на языке HTML. HTML (Hyper Text Markup Language) – это язык разметки гипертекста, он позволяет не только разместить на странице текст как таковой, но и указать его формат, то есть шрифт, размер, выравнивание. Это же самое относится и к рисункам и другим элементам, только рисунки размещаются в отдельных файлах, а внутри страницы указываются имена этих файлов. В настоящее время в связи с развитием данной технологии Web-страницы стали мультимедийными.
Но для того, чтобы Web-страница была выведена пользователю не в виде английских слов языка HTML вперемежку с русским текстом, а так, как она действительно должна выглядеть, используются программы просмотра Web-страниц, которые называются браузеры (англ. browser – обозреватель) или обозреватели.
Слайд 134. Электронные СМИ
Электронные средства массовой информации (СМИ) – удобное средство
получения оперативной информации. Практически все современные газеты, журналы, радиостанции, телевизионные
каналы (российские и зарубежные) имеют собственные сайты в Интернете, на которых можно ознакомиться с новостями, прослушать и посмотреть информационные сообщения (в режиме реального времени в том числе). На сайте www.karta-smi.ru можно найти ссылки на российские электронные СМИ.
Электронная версия газеты позволяет не только прочесть свежий выпуск, написать и отправить в редакцию отзыв о прочитанном, но и получить доступ к подшивке старых выпусков газеты. На сайтах телеканалов можно просматривать программы новостей и телепередачи, участвовать в on-line конференциях и форумах, обсуждать увиденное, высказывать свое мнение. На сайтах радиостанций можно слушать программы новостей и радиопередачи в режиме on-line.
Слайд 14Комплексные службы Интернета.
Внедрение Интернета в практическую деятельность привело к появлению
новых служб, объединяющих как коммуникационные, так и информационные возможности глобальной
сети.
Слайд 151. On-line переводчики и словари
Пользуясь on-line переводчиками и словарями в
Интернете, можно переводить тексты с русского языка на английский и
наоборот. Таким образом можно переводить тексты электронных писем, содержание сайтов и т.д.
2. Интернет-магазины
В интернет-магазинах можно выбрать самые различные товары, сделать заказ, и выбранные товары будут доставлены вам домой. Таким образом можно приобретать, например, компакт-диски учебную и художественную литературу. Как правило, такие покупки обходятся дешевле, чем в обычных магазинах.
3. Системы электронных платежей
Любая платежная интернет-система – это специальная технология, позволяющая осуществлять различные платежи в Сети (оплачивать услуги магазинов и банков, получать зарплату, пополнять мобильный счёт, выводить деньги на карту банка и проч.). Сегодня онлайн валюта – не менее значима, чем деньги бумажные. В интернете можно насчитать около 10 популярных платёжных систем, не считая их менее известных конкурентов.
Системы электронных платежей позволяют оплачивать широкий спектр услуг, в частности, производить коммунальные платежи. Схема, по которой работают системы электронных платежей, крайне проста для пользователя. Зарегистрировавшись в системе, вы автоматически открываете свой счет. Зачислив на него удобным вам способом нужную сумму денег, вы можете использовать ее для расчетов с партнерами данной системы.
Пользоваться этими системами просто. Например, чтобы безопасно и быстро оплачивать товары и жилищно-коммунальные услуги в интернете можно воспользоваться системой Яндекс. Деньги. Для этого необходимо зайти на сайт Яндекс.Деньги или money.yandex.ru, зарегистрироваться и завести электронный счет.