Слайд 1«Социальная психология как отрасль психологии»
Подготовила: доцент кафедры ОППП
Косцова М.В.
2017 г.
Лекция 6.
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психологические механизмы
социализации личности.
2. Понятие «группы» и групповые феномены.
Слайд 3Рекомендуемая основная литература:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.
– Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н.,
Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,
2002 г.
Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.
Слайд 4Рекомендуемая дополнительная литература:
Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.
Андреева
Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004
Обозов Н.Н.
Психология межличностных отношений. – К.,1990 г.
www. koob.ru
Слайд 6Психологическая структура личности:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Мировоззрение, коммуникативность, социальные установки,
политические взгляды,
ценностные ориентации, особенности идентичности и т.д.
Слайд 7Основные понятия:
Социальная психология;
Социализация;
Идентификация;
Идентичность: социальная, гендерная, этническая, профессиональная.
Социальный интеллект;
Группа;
Групповые феномены.
Слайд 8Кто я?
Я……………………….
Я……………………….
Я……………………........
Я………………………..
Я………………………..
Слайд 9Общественное сознание
Индивидуальное
сознание
Слайд 10Индивидуальное
сознание
Общественное
сознание
Слайд 11Коллективное
сознание
Индивидуальное
сознание
Философия экзистенциализма:
Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю
Слайд 13Становление социально-психологического знания- описательный этап:
Линия социоцентризма
Платон
Макиавелли
Л. Фейербах
Линия эгоцентризма
Аристотель
Т. Гоббс
(естественное право
человека)
А. Смит
(стремление к реализации индивидуальных потребностей)
Античность
Средние века,
Эпоха Возрождения
Слайд 14Первые социально-психологические теории
Психология
народов
Психология
масс
Теория
инстинктов
социального
поведения
Слайд 15Первые исторические формы социально-психологического знания
Психология народов
(19 вв.), Германия –
коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества - теоретической
основой послужило философское учение Гегеля
«О народном духе» .
«Сверхиндивидуальная
душа», подчиненная
«сверхиндивидуальной
целостности» (нация).
Слайд 16Создатели теории психологии народов
Германия в
1859 году
Г. Штейнталем и
М. Лацарусом
«Журнал по этнической психологии и языкознанию»
Слайд 17Взгляды В. Вундта (1832 – 1920 г.)
Десятитомник «Психология народов».
Язык народа;
Его
мифы и обычаи.
Слайд 18Греческий историк и географ Страбон упоминает легенду о фараоне, который влюбился
в девушку -рабыню... по сандалии.
Слайд 19
Эффектом Золушки называют более высокую вероятность для детей, имеющих неродных родителей,
подвергнуться насилию, как физическому, так и психологическому.
Слайд 20В России –
А.А. Потебни
Т.О., основная идея концепции психологии народов в
том, что психология сталкивается с феноменом, коренящимся не в индивидуальном
сознании, а сознании народа.
Слайд 21Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей,
но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Слайд 22Г. Лебон – психология толпы
Повышается внушаемость;
Снимается ответственность
за свое поведение;
3.
Усиливается потребность в простых решениях;
4. Деперсонализация!
5. Повышается эмоциональность личности.
6. У
толпы сильно развита способность к воображению.
7. Толпа мыслит образами.
Заражение – внушение – подражание
(механизмы влияния)
Слайд 23Третья концепция: теория инстинктов социального поведения: инстинкты борьбы, бегства, воспроизведение
рода, стадный инстинкт
Английский психолог
В. Макдугалл
(1871 – 1938 г.)
1920 г.
– выходит работа «Введение в социальную психологию» - год окончательного утверждения социальной психологии
Слайд 24Эти ученые еще в конце прошлого и в начале 20
века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека:
Г.
Тард – подража-тельностью
Итальянский юрист С. Сегеле –
роль аффективных моментов;
Г. Лебон – психическим заражением
Слайд 25Предмет социальной психологии -
изучение закономерностей поведения и деятельности людей,
обусловленных включением их в социальные группы,
а также психологические характеристики
самих групп.
Слайд 26Методы социальной психологии:
естественный и лабораторный групповой эксперимент,
включенное наблюдение, анкетирование,
опросы, интервьюирование,
контент-анализ, социометрия,
Для исследования влияния социальной группы на
позиции личности применяется - метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Слайд 27Аппаратурные методы диагностики отношений и лидерство
с помощью метода «Арка»
Слайд 28 Объекты исследования в социальной психологии-
взаимодействие:
Слайд 29Вхождение личности
в общество:
воспитание
развитие
социализация
Слайд 30СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид
усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в
качестве члена общества.
Слайд 33Стадии социализации:
1. Первичная социализация: (от рождения до подросткового периода).
2.Стадия индивидуализации
(до 25 лет).
3. Стадия интеграции.
4. Трудовая социализация (весь период зрелости).
5.
Послетрудовая стадия.
Слайд 34идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или
же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы
и нормы поведения человека в обществе.
Механизмы социализации:
Идентификация;
Подражание;
Внушение;
Рефлексия.
Слайд 35Идентичность
– идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием
Я-целостности в определенный момент
жизненного
пути.
Слайд 36Социальная идентичность
- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается
процесс определения себя через членство в социальной группе
Слайд 37Гендерная идентичность
осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу
Слайд 38Этническая идентичность
- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей
принадлежности к определенной этнической общности»
Слайд 39Возрастная идентичность
Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического
возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.
Слайд 40Профессиональная идентичность
это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной
или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной
деятельности и профессионального
развития
Слайд 41Социальный интеллект:
Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, –
особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом
которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Модель структуры
интеллекта Г. Айзенка.
Слайд 42Вывод к 1 вопросу:
Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация)
заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой
(семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).
Слайд 43Личность
в социальной психологии
рассматривается
как взаимодействующий
и общающийся субъект
«личность в
группе»
в проблему
«личности в группе»
Слайд 44Группа – это
Определенное количество людей, включенных в общую деятельность
со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной
системой отношения
Слайд 46Профессиональная команда
— это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, который создается для
достижения общей цели, отвечает за результат и способен оперативно, эффективно
и качественно решать поставленные передним профессиональные задачи.
Синдром «Аполло»· команда, состоящая из высоко способных индивидуумов, работает неэффективно.
· формула команды: 1+1+1+1=2
Синергический эффект
возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта.
· формула команды: 1+1+1=5
Слайд 47Американский социальный психолог и психиатру
Якоб Морено
(1892–1974).
Морено расширил понятия
"групповой статус личности",
"Рассматривал малую группу, социальную микросреду как основной
элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"
Слайд 48В зависимости от значимости групповой деятельности,
её содержания, целей и мотивов,
от характера межличностных взаимодействий, группы бывают:
диффузная
ассоциация
корпорация
коллектив
Слайд 49СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА
по А.В. Петровскому
Совместная
деятельность
Отношение
всех участников
к
совместной
деятельности
Межличностные
отношения
Эмоциональные
связи
Слайд 50Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:
«проверка и зависимость», ориентировка
членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого
поведения,
«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Слайд 51Основные групповые феномены:
Групповое давление
Конформизм – Нонконформизм
Групповая поляризация
Лидерство
Референтность
Групповая сплоченность,
групповые нормы, групповая динамика
Социальная фасилитация – социальная ингибиция (ЛЕННОСТЬ);
Огруппление мышления;
Социально-психологический климат;
Слайд 52Конформизм
определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение
существующих порядков, нормы и правил.
Групповое давление — это процесс влияния
установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение человека. Нормативное влияние характеризуется принятием мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью от группы и стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы.
Слайд 53
В 1950-х годах Соломон Аш (S. Asch) провёл один из
самых известных экспериментов в социальной психологии, результаты которого показали, что
иногда люди склонны соглашаться с мнением большинства, даже если это мнение является ошибочным.
Конформность усиливается, если:
Социальная поддержка;
Привлекательность группы и связь с ней.
Размер группы.
Слайд 54Нонконформизм -
как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а
одним из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований,
ожиданий, норм социального окружения.
Слайд 55Социальная фасилитация:
это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или
хорошо знакомые задачи в присутствии других
Слайд 57Социальная ленность (ингибиция):
тенденция людей прилагать меньше усилий в том
случае, когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в
случае индивидуальной ответственности.
Слайд 59Референтность -
степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего
поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.
Слайд 60ЛИДЕРСТВО -
степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу
в целом в направлении осуществления групповых задач.
Слайд 61ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.). Согласно теории
личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным
набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др.
Ситуационный подход. Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации.
Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта. Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.
Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.
Слайд 62Групповая поляризация -
вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций
членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола
мнений внутри группы.
Слайд 63Огруппленное мышление (groupthink).
Обычно это случается со сплоченными группами, члены которой связаны
узами взаимной симпатии, особенно если группа изолирована от инакомыслящих и
ею руководит авторитарный лидер, который дает понять, какое решение он (или она) мог бы приветствовать.
Слайд 64Групповые нормы:
совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью
и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы,
характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Слайд 66
Социально-психологический климат:
как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие
каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в
ней.
Слайд 67Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее
разделы:
социальная психология личности;
социальная психология общения и межличностного взаимодействия;
социальная психология групп.
Слайд 68Перспективы развития социальной психологии на современном этапе:
Необходимость социально-психологического анализа новых
явлений общественной жизни: массового слома социальных стереотипов,
изменения структуры ценностей,
проблем
социальной идентичности в новых социальных условиях и др.
Слайд 69Социальная психология в прикладном аспекте:
Управление и развитие организации;
Массовая коммуникация и
реклама;
Социальные институты;
Право и политика;
Наука;
Спорт.
Спасибо
за внимание!
Слайд 70Задание на п/з:
Основные этапы становления социальной психологии.
Психологические механизмы социализации
личности.
Понятие группы и групповые феномены.
Тест Белбина на вашу роль в
команде – пройти тест онлайн: http://www.psyworld.info/online-testy/test-belbina