Разделы презентаций


Социальная психология как отрасль психологии

Содержание

Вопросы лекции: 1. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психологические механизмы социализации личности.2. Понятие «группы» и групповые феномены.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Социальная психология как отрасль психологии»
Подготовила: доцент кафедры ОППП
Косцова М.В.
2017 г.


Лекция 6.

«Социальная психология как отрасль психологии»Подготовила: доцент кафедры ОПППКосцова М.В.2017 г. Лекция 6.

Слайд 2Вопросы лекции:
1. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психологические механизмы

социализации личности.
2. Понятие «группы» и групповые феномены.

Вопросы лекции: 1. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психологические механизмы социализации личности.2. Понятие «группы» и групповые феномены.

Слайд 3Рекомендуемая основная литература:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.

– Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н.,

Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,
2002 г.
Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.

Рекомендуемая основная литература:Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие. – Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. –

Слайд 4Рекомендуемая дополнительная литература:
Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.
Андреева

Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004
Обозов Н.Н.

Психология межличностных отношений. – К.,1990 г.
www. koob.ru

Рекомендуемая дополнительная литература:Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.:

Слайд 6Психологическая структура личности:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Мировоззрение, коммуникативность, социальные установки,
политические взгляды,


ценностные ориентации, особенности идентичности и т.д.

Психологическая структура личности:СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИМировоззрение, коммуникативность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации, особенности идентичности и т.д.

Слайд 7Основные понятия:
Социальная психология;
Социализация;
Идентификация;
Идентичность: социальная, гендерная, этническая, профессиональная.
Социальный интеллект;
Группа;
Групповые феномены.

Основные понятия:Социальная психология;Социализация;Идентификация;Идентичность: социальная, гендерная, этническая, профессиональная.Социальный интеллект;Группа;Групповые феномены.

Слайд 8Кто я?
Я……………………….
Я……………………….
Я……………………........
Я………………………..
Я………………………..

Кто я?Я……………………….Я………………………. Я……………………........Я………………………..Я………………………..

Слайд 9Общественное сознание
Индивидуальное
сознание

Общественное сознаниеИндивидуальное сознание

Слайд 10Индивидуальное
сознание
Общественное
сознание

Индивидуальное сознаниеОбщественное сознание

Слайд 11Коллективное
сознание
Индивидуальное
сознание
Философия экзистенциализма:
Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю

Коллективное сознаниеИндивидуальное сознаниеФилософия экзистенциализма:Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю

Слайд 13Становление социально-психологического знания- описательный этап:
Линия социоцентризма
Платон

Макиавелли
Л. Фейербах






Линия эгоцентризма

Аристотель
Т. Гоббс
(естественное право

человека)
А. Смит
(стремление к реализации индивидуальных потребностей)

Античность

Средние века,
Эпоха Возрождения

Становление социально-психологического знания- описательный этап: Линия социоцентризма	ПлатонМакиавеллиЛ. ФейербахЛиния эгоцентризма

Слайд 14Первые социально-психологические теории
Психология
народов
Психология
масс
Теория
инстинктов
социального
поведения

Первые социально-психологические теорииПсихология народовПсихология массТеория инстинктов социальногоповедения

Слайд 15Первые исторические формы социально-психологического знания
Психология народов
(19 вв.), Германия –

коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества - теоретической

основой послужило философское учение Гегеля
«О народном духе» .

«Сверхиндивидуальная
душа», подчиненная
«сверхиндивидуальной
целостности» (нация).

Первые исторические формы социально-психологического знанияПсихология народов (19 вв.), Германия – коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и

Слайд 16Создатели теории психологии народов
Германия в
1859 году
Г. Штейнталем и


М. Лацарусом
«Журнал по этнической психологии и языкознанию»


Создатели теории психологии народовГермания в 1859 году Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнал по этнической психологии и

Слайд 17Взгляды В. Вундта (1832 – 1920 г.)
Десятитомник «Психология народов».
Язык народа;
Его

мифы и обычаи.

Взгляды В. Вундта (1832 – 1920 г.)Десятитомник «Психология народов».Язык народа;Его мифы и обычаи.

Слайд 18Греческий историк и географ Страбон упоминает легенду о фараоне, который влюбился

в девушку -рабыню... по сандалии. 

Греческий историк и географ Страбон упоминает легенду о фараоне, который влюбился в девушку -рабыню... по сандалии. 

Слайд 19 Эффектом Золушки называют более высокую вероятность для детей, имеющих неродных родителей,

подвергнуться насилию, как физическому, так и психологическому. 

Эффектом Золушки называют более высокую вероятность для детей, имеющих неродных родителей, подвергнуться насилию, как физическому, так

Слайд 20В России –

А.А. Потебни
Т.О., основная идея концепции психологии народов в

том, что психология сталкивается с феноменом, коренящимся не в индивидуальном

сознании, а сознании народа.

В России –А.А. ПотебниТ.О., основная идея концепции психологии народов в том, что психология сталкивается с феноменом, коренящимся

Слайд 21Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей,

но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.


Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и

Слайд 22Г. Лебон – психология толпы
Повышается внушаемость;
Снимается ответственность
за свое поведение;
3.

Усиливается потребность в простых решениях;
4. Деперсонализация!
5. Повышается эмоциональность личности.
6. У

толпы сильно развита способность к воображению.
7. Толпа мыслит образами.


Заражение – внушение – подражание
(механизмы влияния)

Г. Лебон – психология толпыПовышается внушаемость;Снимается ответственность за свое поведение;3. Усиливается потребность в простых решениях;4. Деперсонализация!5. Повышается

Слайд 23Третья концепция: теория инстинктов социального поведения: инстинкты борьбы, бегства, воспроизведение

рода, стадный инстинкт
Английский психолог
В. Макдугалл
(1871 – 1938 г.)

1920 г.

– выходит работа «Введение в социальную психологию» - год окончательного утверждения социальной психологии
Третья концепция: теория инстинктов социального поведения: инстинкты борьбы, бегства, воспроизведение рода, стадный инстинктАнглийский психолог В. Макдугалл(1871 –

Слайд 24Эти ученые еще в конце прошлого и в начале 20

века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека:
Г.

Тард – подража-тельностью
Итальянский юрист С. Сегеле –
роль аффективных моментов;
Г. Лебон – психическим заражением
Эти ученые еще в конце прошлого и в начале 20 века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными

Слайд 25Предмет социальной психологии -
изучение закономерностей поведения и деятельности людей,

обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики

самих групп.
Предмет социальной психологии -  изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы,

Слайд 26Методы социальной психологии:
естественный и лабораторный групповой эксперимент,
включенное наблюдение, анкетирование,


опросы, интервьюирование,
контент-анализ, социометрия,
Для исследования влияния социальной группы на

позиции личности применяется - метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Методы социальной психологии:естественный и лабораторный групповой эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, опросы, интервьюирование, контент-анализ, социометрия, Для исследования влияния

Слайд 27Аппаратурные методы диагностики отношений и лидерство
с помощью метода «Арка»

Аппаратурные методы диагностики отношений и лидерство с помощью метода «Арка»

Слайд 28 Объекты исследования в социальной психологии- взаимодействие:

Объекты исследования в социальной психологии- взаимодействие:

Слайд 29Вхождение личности
в общество:
воспитание
развитие
социализация

Вхождение личности в общество:воспитаниеразвитиесоциализация

Слайд 30СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид

усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в

качестве члена общества.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ: представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих

Слайд 32Нейл Хоув и Уильям Штраус

Нейл Хоув и Уильям Штраус

Слайд 33Стадии социализации:
1. Первичная социализация: (от рождения до подросткового периода).
2.Стадия индивидуализации

(до 25 лет).
3. Стадия интеграции.
4. Трудовая социализация (весь период зрелости).
5.

Послетрудовая стадия.
Стадии социализации:1. Первичная социализация: (от рождения до подросткового периода).2.Стадия индивидуализации (до 25 лет).3. Стадия интеграции.4. Трудовая социализация

Слайд 34идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или

же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы

и нормы поведения человека в обществе.

Механизмы социализации:

Идентификация;
Подражание;
Внушение;
Рефлексия.

идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые

Слайд 35Идентичность
– идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием
Я-целостности в определенный момент

жизненного
пути.

Идентичность– идентичность является актуальным состоянием, текущим переживаниемЯ-целостности в определенный момент жизненного  пути.

Слайд 36Социальная идентичность
- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается

процесс определения себя через членство в социальной группе

Социальная идентичность- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной

Слайд 37Гендерная идентичность

осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу

Гендерная идентичностьосознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу

Слайд 38Этническая идентичность
- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей

принадлежности к определенной этнической общности»

Этническая идентичность- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности»

Слайд 39Возрастная идентичность
Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического

возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.

Возрастная идентичность Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих

Слайд 40Профессиональная идентичность
это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной

или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной

деятельности и профессионального
развития
Профессиональная идентичностьэто процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей,

Слайд 41Социальный интеллект:
Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, –

особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом

которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Модель структуры
интеллекта Г. Айзенка.

Социальный интеллект:  Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях

Слайд 42Вывод к 1 вопросу:
Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация)

заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой

(семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).
Вывод к 1 вопросу:Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация) заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с

Слайд 43Личность
в социальной психологии
рассматривается
как взаимодействующий
и общающийся субъект
«личность в

группе»
в проблему
«личности в группе»

Личность в социальной психологии рассматриваетсякак взаимодействующий и общающийся субъект«личность в группе» в проблему «личности в группе»

Слайд 44Группа – это
Определенное количество людей, включенных в общую деятельность

со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной

системой отношения
Группа – это Определенное количество людей, включенных в общую деятельность со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных

Слайд 46Профессиональная команда
 — это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, который создается для

достижения общей цели, отвечает за результат и способен оперативно, эффективно

и качественно решать поставленные передним профессиональные задачи.

Синдром «Аполло»· команда, состоящая из высоко способных индивидуумов, работает неэффективно.
· формула команды: 1+1+1+1=2

Синергический эффект
возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта.
· формула команды: 1+1+1=5

Профессиональная команда — это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, который создается для достижения общей цели, отвечает за результат и

Слайд 47Американский социальный психолог и психиатру Якоб Морено (1892–1974).
Морено расширил понятия

"групповой статус личности",
"Рассматривал малую группу, социальную микросреду как основной

элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"
Американский социальный психолог и психиатру  Якоб Морено  (1892–1974).Морено расширил понятия

Слайд 48В зависимости от значимости групповой деятельности, её содержания, целей и мотивов,

от характера межличностных взаимодействий, группы бывают:
диффузная
ассоциация
корпорация
коллектив

В зависимости от значимости групповой деятельности, её содержания, целей и мотивов, от характера межличностных взаимодействий, группы бывают:

Слайд 49СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА по А.В. Петровскому
Совместная
деятельность
Отношение
всех участников
к

совместной
деятельности
Межличностные
отношения
Эмоциональные
связи

СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА  по А.В. ПетровскомуСовместная деятельностьОтношение всех участников к совместной деятельностиМежличностныеотношенияЭмоциональные связи

Слайд 50Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:
«проверка и зависимость», ориентировка

членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого

поведения,
«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга

Слайд 51Основные групповые феномены:
Групповое давление
Конформизм – Нонконформизм
Групповая поляризация
Лидерство
Референтность
Групповая сплоченность,

групповые нормы, групповая динамика
Социальная фасилитация – социальная ингибиция (ЛЕННОСТЬ);
Огруппление мышления;


Социально-психологический климат;



Основные групповые феномены:Групповое давлениеКонформизм – НонконформизмГрупповая поляризацияЛидерство Референтность Групповая сплоченность, групповые нормы, групповая динамикаСоциальная фасилитация – социальная

Слайд 52Конформизм
определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение

существующих порядков, нормы и правил.
Групповое давление — это про­цесс влияния

установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение че­ловека. Нормативное влияние ха­рактеризуется принятием мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью от группы и стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы.
Конформизмопределяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение существующих порядков, нормы и правил.Групповое давление —

Слайд 53 В 1950-х годах Соломон Аш (S. Asch) провёл один из

самых известных экспериментов в социальной психологии, результаты которого показали, что

иногда люди склонны соглашаться с мнением большинства, даже если это мнение является ошибочным.


Конформность усиливается, если:
Социальная поддержка;
Привлекательность группы и связь с ней.
Размер группы.   

В 1950-х годах Соломон Аш (S. Asch) провёл один из самых известных экспериментов в социальной психологии,

Слайд 54Нонконформизм -
как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а

одним из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований,

ожиданий, норм социального окружения.
Нонконформизм - как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним из ее проявлений оказывается в несогласии,

Слайд 55Социальная фасилитация:
это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или

хорошо знакомые задачи в присутствии других

Социальная фасилитация: это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других

Слайд 57Социальная ленность (ингибиция):
тенденция людей прилагать меньше усилий в том

случае, когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в

случае индивидуальной ответственности.
Социальная ленность (ингибиция): тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия общей

Слайд 59Референтность -
степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего

поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями,

Слайд 60ЛИДЕРСТВО -
степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу

в целом в направлении осуществления групповых задач.

ЛИДЕРСТВО - степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в  целом в направлении осуществления групповых

Слайд 61ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.). Согласно теории

личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным

набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др.  
Ситуационный подход. Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации.

Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта. Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.   Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.  
ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВАПодход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.). Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся

Слайд 62Групповая поляризация -
вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций

членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола

мнений внутри группы.
Групповая поляризация - вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему

Слайд 63Огруппленное мышление (groupthink).
Обычно это случается со сплоченными группами, члены которой связаны

узами взаимной симпатии, особенно если группа изолирована от инакомыслящих и

ею руководит авторитарный лидер, который дает понять, какое решение он (или она) мог бы приветствовать.
Огруппленное мышление (groupthink).Обычно это случается со сплоченными группами, члены которой связаны узами взаимной симпатии, особенно если группа изолирована

Слайд 64Групповые нормы:
совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью

и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы,

характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. 
Групповые нормы:совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения

Слайд 65Групповая динамика (Курт Левин)

Групповая динамика  (Курт Левин)

Слайд 66 Социально-психологический климат:
как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие

каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в

ней.
Социально-психологический климат:  как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие каждого отдельного члена группы,

Слайд 67Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее

разделы:
социальная психология личности;
социальная психология общения и межличностного взаимодействия;
социальная психология групп.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы: социальная психология личности;социальная психология общения и

Слайд 68Перспективы развития социальной психологии на современном этапе:
Необходимость социально-психологического анализа новых

явлений общественной жизни: массового слома социальных стереотипов,
изменения структуры ценностей,
проблем

социальной идентичности в новых социальных условиях и др.
Перспективы развития социальной психологии на современном этапе:Необходимость социально-психологического анализа новых явлений общественной жизни: массового слома социальных стереотипов,

Слайд 69Социальная психология в прикладном аспекте:
Управление и развитие организации;
Массовая коммуникация и

реклама;
Социальные институты;
Право и политика;
Наука;
Спорт.

Спасибо
за внимание!

Социальная психология в прикладном аспекте:Управление и развитие организации;Массовая коммуникация и реклама;Социальные институты;Право и политика;Наука;Спорт.Спасибо за внимание!

Слайд 70Задание на п/з:
Основные этапы становления социальной психологии.
Психологические механизмы социализации

личности.
Понятие группы и групповые феномены.
Тест Белбина на вашу роль в

команде – пройти тест онлайн: http://www.psyworld.info/online-testy/test-belbina

Задание на п/з:Основные этапы становления социальной психологии. Психологические механизмы социализации личности.Понятие группы и групповые феномены.Тест Белбина на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика